Т. Юнкер, У. Хоссфельд
«Экология и жизнь» №4, 2009
Известно, что летом 1842 года Чарлз Дарвин решил наконец, что собрал достаточно материалов по проблеме происхождения видов, чтобы изложить свои соображения в виде небольшого наброска (“Sketch”). В нем уже была представлена общая структура его теории. Двумя годами позже Дарвин написал расширенную версию (“Essay”), которая, согласно его распоряжению, должна была быть опубликована в случае его смерти, если он не успеет написать что-то новое на эту тему.
Вместо того чтобы опубликовать этот очерк сразу, Дарвин в течение восьми последующих лет (1846–1854) обратился к морфологическим и таксономическим исследованиям усоногих раков и другим занятиям. Промедление Дарвина с публикацией работы об эволюции во многом было связано с опасением конфронтации со своим социальным классом и коллегами, и это опасение было небеспочвенным.
Только в сентябре 1854 года Дарвин снова посвятил все свои силы теории происхождения видов. Он обновил и улучшил ее, а по многим пунктам провел многочисленные специальные исследования. В интенсивной переписке со специалистами всего мира он собирал необходимую информацию по различным вопросам, общаясь как с любителями, так и с профессиональными селекционерами, добывая таким образом ценные сведения.
18 июня 1858 года Дарвину неожиданно пришлось прервать свою работу над «Большой книгой о видах» (“Big Species Book”), в которой он хотел представить свою новую теорию. Он уже закончил значительную часть рукописи, когда до него дошло письмо натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса (Alfred Russell Wallace, 1823–1913), который работал в то время на Моллукских островах. В письме была рукопись, которую Уоллес хотел опубликовать. Дарвин был потрясен содержанием рукописи — Уоллес не только выступил на стороне теории эволюции и общего происхождения, но и предложил эволюционный механизм, который почти полностью совпадал с тем, что предлагал сам Дарвин. В письме, которое Дарвин в тот же день послал Лайелю, можно прочитать: «Я еще никогда не встречал настолько поразительных совпадений; если бы у Уоллеса был мой рукописный набросок 1842 года, он не мог бы сделать лучшего краткого сообщения о нем! Даже употребляемые им понятия использованы мной в качестве названий моих глав».
Естественно возникает вопрос: действительно ли теория Уоллеса идентична теории Дарвина, и если да, то как объясняется это удивительное совпадение? Есть ли биографические параллели между Дарвином и Уоллесом?
Как Дарвин, так и Уоллес были англичанами, оба они предприняли длительные исследовательские экспедиции, оба прочитали одни и те же книги, прежде всего «Принципы геологии» Лайеля, «Эссе» Мальтуса и «Следы» Чэмберса, и оба были увлеченными натуралистами. Но имеются важные различия, прежде всего в их социальном положении. Дарвин был состоятельным человеком, учился в одном из элитарных университетов Англии и принадлежал к научному сообществу Лондона. Уоллес, напротив, был сыном обедневшего мелкого предпринимателя и никакого высшего образования не получил. Он зарабатывал себе на жизнь тем, что собирал на продажу коллекции птиц и насекомых в тропических странах.
В апреле 1848 года Уоллес вместе с Генри Уолтером Бэйтсом отправился в экспедицию в бассейн Амазонки. К этому времени Уоллес уже стал сторонником эволюционной теории под влиянием «Следов» Чэмберса. На пути домой корабль затонул и Уоллес потерял все коллекции. В начале мая 1854 года он снова покинул Англию, на этот раз отправившись на Малайский архипелаг. Спустя чуть больше года Уоллес написал свою первую важную статью «О законе, который управляет интродукцией новых видов» (1855). В ней Уоллес уже высказывал идею эволюции и обосновывал ее фактами близости сходных видов в пространстве и времени. Как и Дарвин, Уоллес полемизировал с Лайелем, отрицавшим возможность превращения одного вида в другой.
В 1855 году Уоллес еще не выявил механизма эволюции, и в точности так же, как и для Дарвина, толчком для него послужила книга Мальтуса. В феврале 1858 года Уоллес страдал от тяжелых приступов малярии на острове Тернате, ему приходилось лежать по несколько часов в день. В это время, как он позднее рассказывал, он мог заниматься только тем, что думать на всякие отвлеченные темы. Он вспомнил книгу Мальтуса, которую читал 12 лет назад: «Я думал о его ясном представлении о «позитивных препятствиях роста населения» — болезнях, катастрофах, войнах и голоде, которые держат население диких рас на низком уровне развития, так же как они это делают у цивилизованных народов. Потом я заметил, что те же причины или их эквиваленты также постоянно действуют и в случае животных; и поскольку в нормальных условиях животные размножаются гораздо быстрее, чем люди, то каждый год огромное их количество должно уничтожаться для того, чтобы поддерживать численность вида на низком уровне, поскольку в противном случае мир уже давно был бы густо населен теми, которые наиболее быстро размножаются». Ему «неожиданно пришла в голову мысль, что этот автоматический процесс существенно улучшает расы, потому что в каждом поколении худшие несомненно подавляются, а обладающие каким-либо преимуществом сохраняются — то есть выживают наиболее приспособленные». Чем больше Уоллес об этом думал, тем больше убеждался в том, что обнаружил тот самый закон происхождения видов, который так долго искал. Он начал записывать свои мысли и спустя несколько дней смог послать свою рукопись Дарвину. Потом он напишет, что был, «естественно, удивлен, что Дарвин пришел к той же идее и что он уже почти завершил обширную работу, в которой представил ее в исчерпывающей форме» (Wallace, 1905).
Статья Уоллеса была опубликована под названием «О тенденции вариететов неограниченно отклоняться от исходного типа». Ее цель состояла в том, чтобы показать, «что имеется общий принцип природы, что многие вариететы родительского вида могут выжить и привести к появлению следующих одно из другого уклонений, которые все более удаляются от первоначального типа» (Wallace, 1858). Жизнь диких зверей является борьбой за существование, и даже наименее плодовитые из них быстро увеличились бы в числе, если бы этому не было препятствий. В этой борьбе более слабые и менее совершенные организмы погибают. И в заключение Уоллес высказал свое убеждение в том, что этим процессом можно объяснить неограниченную эволюцию, вымирание и приспособление: «Мы показали, что в природе имеется тенденция к продолжающемуся отклонению определенных классов вариететов все дальше и дальше от их первоначального типа — отклонению, для которого, по всей видимости, нет оснований проводить какие-либо твердые границы <...>. Этот процесс может, как я полагаю, идти небольшими шагами в различных направлениях <...> и осуществляться таким образом, что это будет согласовываться со всеми явлениями, которые наблюдаются среди живых организмов: их вымиранием и сменой одних другими в прошедшие времена и со всеми необычными модификациями формы, инстинкта и образа жизни, который они демонстрируют».
Теория Уоллеса в основных чертах совпадает почти полностью с теорией Дарвина — неограниченная изменчивость и борьба за существование ведут к непрерывной эволюции. Но имеется небольшое отличие: в то время как Дарвин придавал большое значение практике селекции, Уоллес считал эту аналогию неубедительной. В последующие годы появились и другие различия в представлениях Дарвина и Уоллеса. Так, в 1860-е годы Уоллес высказывался против идеи наследования приобретенных признаков, и в 1880-е годы он стал одним из энергичных защитников Вейсмана. Уоллес не придерживался принципа полового отбора и отвергал также попытку Дарвина объяснить отбором появление духа* человека. Еще в 1858 году Уоллес объяснял с помощью селекционной теории развитие всех организмов, в том числе человека. Но в середине 1860-х годов он увлекся спиритизмом и начал высказываться против естественного появления человеческого духа.
Но вернемся к 1858 году. Дарвин после некоторого сопротивления все же согласился с мнением своих друзей — Хукера и Лайеля — о том, что публикация его собственных соображений об эволюции одновременно со статьей Уоллеса права приоритета не нарушит. На собрании Линнеевского общества 1 июля 1858 года Лайелем и Хукером была представлена рукопись Уоллеса вместе с выдержками из рукописей Дарвина и их писем. Как ни странно, реакция общественности на это совместное предварительное сообщение была очень слабой и ни в коей мере не сравнимой с тем вниманием, которое привлекла книга «Происхождение видов». Дарвин сперва начал работать над кратким изложением своей теории, но скоро заметил, что слишком сжатое ее описание не сработает, и написал довольно объемистую версию, которая стала книгой «Происхождение видов».
Переписка Дарвина показывает, что он немало сделал для того, чтобы его книга имела успех, а его теория избежала участи теорий Ламарка и Чэмберса. Во-первых, он долго и тщательно знакомил со своими идеями узкий круг своих коллег. До 1859 года это были в первую очередь Лайель, Хукер, Гексли и Грей. Во-вторых, он добился известности в научном мире — с 1840 года Дарвин считался одним из ведущих натуралистов Англии. Дарвин обосновывал свои идеи большим количеством наблюдений и при этом избегал специальной терминологии, так что даже небиологи могли понять его теорию. Когда в ноябре 1859 года его книга наконец появилась, она сразу привлекла к себе всеобщее внимание и имела редкий для научной книги коммерческий успех. Уже в первые месяцы после опубликования было продано свыше 3800 экземпляров книги, а в течение нескольких последующих лет появились переводы на основные европейские языки.**
* * *
Именно Дарвину удалось поколебать последний оплот веры в творение и статическое состояние мира. Более чем кто-либо он стремился к тому, чтобы представление об изменении биологических видов сделалось всеобщим убеждением. Он показал, что для объяснения целесообразного строения организмов не нужно принимать существование извне заданной цели развития. Благодаря его трудам эволюция в течение всего нескольких лет была признана установленным фактом подавляющим большинством образованных людей.
Хотя теория Дарвина стала решительным прорывом в развитии представлений о природе, традиционные (прежде всего религиозные и идеалистические) представления продолжали существовать. Для того чтобы устранить эти исторические реликты, потребовалась работа многих поколений биологов. Такая работа требуется и сейчас.
Печатается по:
Юнкер Т., Хоссфельд У.
Открытие эволюции: революционная теория и ее история. — СПб., 2007.
* Сейчас мы сказали бы «сознания». — Ред.
** При жизни Дарвина «Происхождение видов» выдержало 6 английских (1859, 1860, 1861, 1866, 1869, 1872), 3 американских, 5 немецких, 3 русских (русский язык был вторым иностранным языком после немецкого, на который была переведена книга Дарвина), 3 французских и по одному итальянскому, голландскому и шведскому изданию. — Ред.