
ОТКРЫТИЕ СИБИРИ
По следам академического отряда Великой Северной экспедиции
А.Х. Элерт
Вторая Камчатская (Великая Северная) экспедиция 1733–1743 гг. под общим командованием капитан-командора В. Беринга — одно из самых грандиозных в мировой истории научно-исследовательских предприятий, охватившее всю Сибирь от Урала до Тихоокеанского побережья, арктическое побережье от устья Северной Двины до Чукотки, прибрежные районы Северного Ледовитого океана и северную часть Тихого океана.
Путешествие по Сибири. Тюрки Красноярского уезда и их шаманы
И.Г. Гмелин, Перевод, вступительная статья А.Х. Элерта
Гмелин, подобно большинству своих коллег-современников, являл собой тип ученого-энциклопедиста, не делившего науку на узкоспециальные отделы. Вообще говоря, он интересовался всем. Это был человек, глядевший на мир широко открытыми внимательными глазами. И в любой области, какой бы Гмелин ни касался, он добивался важных результатов. Диссертацию в Тюбингене он защищал по медицине, в Петербурге работал профессором химии и натуральной истории, в академический отряд был зачислен, как ботаник, а его «Путешествие по Сибири» открыло нам дотошного этнографа и замечательного литератора.
Невозвращенец. История одного побега
А.М. Панфилов
Заговорив о Гмелине, невозможно обойти вниманием один занятный сюжет из его жизни. Условно говоря, это сюжет невозвращения Гмелина в Россию из отпуска и связанных с этим достаточно нервных административных разбирательств.
Да, Гмелин был «невозвращенцем». Быть может, именно этим объясняется столь подозрительное — со стороны Петербургской Академии — отношение к его «Путешествию по Сибири», нежелание переводить ее на русский язык.
Описание города Иркуцка и окрестных местностей. Иркуцкие нравы и образ жизни
Г.В. Стеллер, Перевод, вступительная статья А.Х. Элерта
Имена пионеров научного «присоединения» Сибири к России — Д. Мессершмидта, В. Беринга, академиков Г. Миллера и И. Гмелина известны всем. Новосибирским исследователем А.Х. Эллертом недавно впервые были расшифрованы путевые дневники и другие экспедиционные работы не менее яркого представителя этой плеяды Г. В. Стеллера, по разным причинам почти 200 лет остававшегося в «академической тени».
Идущий за горизонт, или молитва о преодолении
А.М. Панфилов
Жизнь Стеллера просится в роман. Странно, что такой роман до сих пор не написан. Дело, быть может, в том, что Стеллер-ученый и Стеллер-человек долгое время у нас (да и не только у нас, по большому счету) находился в забвении, и лишь в последние пятнадцать лет один за другим появляются переводы его работ, уточняя роль и место Стеллера в истории русской и мировой науки и стимулируя интерес к личности ученого. Этим интересом и вызвано увеличивающееся на глазах количество публикаций о его жизни. Жизни удивительной — трагической и прекрасной.
Вторая Камчатская экспедиция — научный подвиг XVIII cтолетия
В. Хинтцше
Российским любителям истории это имя практически неизвестно, а если и известно, то более всего — в связи с борьбой М.В. Ломоносова против так называемой «норманской» теории происхождения Древнерусского государства, одним из «отцов» которой и был Герард Фридрих Миллер. Тем не менее, в 2005 г. международное научное сообщество широко отметило 300-летний юбилей со дня рождения немецкого ученого, работавшего в России. Значит, заслуги его перед наукой стоят того? Вопрос более чем уместный. Давно пора, избавляясь от инерции не выдержавших испытания временем исторических клише, пересмотреть взгляды на великого немца, столь многое сделавшего для становления и развития российской науки.
Описание сибирских народов. Рыцари тайги
Г.Ф. Миллер, Перевод, вступительная статья А.Х. Элерта
«Охота моя к услужению обществу...»
А.М. Панфилов
Путешественник, историк, геополитик, этнограф, лингвист Миллер «сделал фантастически много. Настолько много, что до сих пор не все его наследие изучено...» — автор очерка о судьбе этого выдающегося ученого А. Панфилов считает, что дальнейшая работа по изучению этого наследия «будет необходимой данью памяти Миллера. А он ею всегда был немного обделен. Обделен совершенно незаслуженно». Чему были субъективные — «идеологические» — причины: «Корни такого отношения к Миллеру обнаружить нетрудно: тянутся они от полемики вокруг его «норманской» теории, а также истории вражды с Ломоносовым»...
Описание сибирских народов. Проблемы брака и семьи у народов Сибири
Г.Ф. Миллер, Перевод, вступительная статья А.Х. Элерта
Публикуемые фрагменты до сих пор не переводились на русский язык, не издавались и до недавнего времени не были известны даже специалистам. Конечно, они не дают полного представления о взглядах Миллера на проблемы брака и семьи у коренных народов Сибири, однако все же свидетельствуют о целом ряде важнейших открытий, сделанных ученым в этой области.
Языческие верования и обряды. Описание якутского обряда жертвоприношения
Г.Ф. Миллер, Перевод, вступительная статья А.Х. Элерта
Значительное место в экспедиционных рукописях Г.Ф. Миллера отводится характеристике духовной культуры аборигенов Сибири, их мировоззрения. Наиболее полно в записях путешественника представлены материалы по следующим проблемам: божества и духи, их влияние на судьбы людей; шаманы как посредники между людьми, божествами и духами; душа у человека и животных; представления о болезнях и смерти; погребальный культ и потусторонний мир; тотемические, промысловые, родовые и семейные культы; культ коня; магия (лечебная, любовная и др.); разного рода гадания и предсказания.
Русские сибиряки XVIII века и алкоголь
А.Х. Элерт, Вступительная статья А.М. Панфилова
«Веселие» на поверку оказывается не таким уж и «веселием»; оно сильно отдает горем, неурядицами, упадком; оно — почти трагично. Речь и вообще идет о том, что русский народ безнадежно спивается, а будущее страны — в связи с этим — проблематично, если не «безбудущно».
Алкоголь и галлюциногены в жизни аборигенов Сибири
А.Х. Элерт
В данной статье говорится о распространении алкогольных напитков среди коренных жителей Сибири, а также об употреблении аборигенами грибов-галлюциногенов и наркотических средств, оказывающих возбуждающее и одурманивающее воздействие на их психику.