Гэри Стикс
«В мире науки» №5, 2006
Вопреки опасениям, патентование молекул ДНК пока не стало тормозом на пути биомедицинских исследований. Однако худшее, возможно, впереди.
В клетках тела любого человека существует ген, отвечающий за формирование спинного мозга на ранних этапах развития эмбриона. Однако «собственником» этого гена (обладателем патента на его нуклеотидную последовательность) является не конкретный человек, а Гарвардский университет. Ген, кодирующий белок, с помощью которого вирус гепатита А присоединяется к клетке, принадлежит министерству здравоохранения и социальных служб США, а ген рецептора гистамина (вещества, вырабатываемого в организме при сенной лихорадке) — корпорации Incyte. На сегодня запатентована половина генов, отвечающих за развитие тех или иных форм рака.
Геномная ДНК человека содержит чуть меньше 24 тыс. генов, в которых записаны инструкции по структурной организации и функционированию всех 100 триллионов клеток организма человека. К середине прошлого года Ведомство по патентам и товарным знакам США выдало патенты почти на 20% генов различным корпорациям. Если быть точным, то из 23,5 тыс. генов, внесенных в реестр Национального центра биотехнологической информации, на 4,5 тыс. генов выдан хотя бы один патент. Только корпорации Incyte принадлежат права почти на 10% всех генов человека.
Сегодня патентование генов «поставлено на поток». У многих такое положение дел вызывает беспокойство и протест. «Мыслимо ли патентовать чьи бы то ни было гены!» — восклицают они. И в самом деле: разве могут принадлежать кому-то одному права на те или иные линии животных или рыб? Ведь их гены изобрела природа, а не человек! Не тормозится ли прогресс исследования природы онкологических заболеваний из-за того, что права на половину всех известных генов, ассоциированных с данными заболеваниями, кому-то принадлежат? Не приведет ли такое положение дел к тому, что ученые, вместо того чтобы заниматься наукой, будут тратить массу времени на выяснение прав собственности на свои открытия?
Специалисты утверждают, что наступает эра персонифицированной медицины, эра расцвета геномики, протеомики и появляется возможность исследовать работу сразу множества разных генов и их продуктов. В повседневную врачебную практику постепенно входят патентованные тесты, позволяющие строить генетические профили пациентов и подбирать лекарственные препараты с учетом индивидуальных особенностей больных. Сегодня ученые вплотную приблизились к тому, чтобы изучать функционирование целых геномов. А между тем многие биологические молекулы, деятельность которых должна быть проанализирована в ходе столь сложных исследований, уже запатентованы, что неизбежно скажется на темпах разработки новых методов лечения и проблеме поддержания здоровья нации.