



Биолого-почвенный институт ДВО РАН
690022 Владивосток, пр-т 100-летия Владивостока, 159
e-mail: vasilyeva@ibss.dxo.ru
Поступила в редакцию 27.11.2002 г.
Рассмотрены некоторые вопросы эссенциализма и типологического мышления, которые в современной биологической литературе обычно считаются несовместимыми с эволюционными идеями. В настоящее время на тех же основаниях подвергается нападкам иерархия Линнея, или основная классификационная структура, укорененная в эссенциализме. В статье предлагается пересмотреть устоявшиеся негативные взгляды по отношению к типологии Платона и эссенциализму Аристотеля, основанные на достаточно узких интерпретациях, не имеющих отношения к проблемам классификации живых организмов. Теория 'идей' ('эйдосов' или 'форм') Платона является фундаментом классификационной теории, с ней связано появление понятий 'вид', 'род', 'сущность', 'дихотомическое деление', но разработка теории в контексте моральных и эстетических ценностей не могла принести прямой практической выгоды для биологии. Эссенциализм Аристотеля является сложным и распадается на две формы, одна из которых (классификационный эссенциализм) есть модификация типологии Платона, а другая (организменный эссенциализм) есть смещение понятия 'сущность' из области отношений между объектами в область отдельных вещей, где это понятие теряет свое основное значение. Бессмысленно для биологии искать нереальный 'тип организма' как 'сущность вещи', но именно этот эссенциализм импонирует биологам и философам. Организменный эссенциализм открыто присутствует в 'тезисе индивидуальности', используемом против классификационного эссенциализма. В этом же тезисе доминирует экстенсиональное рассмотрение таксонов в отрыве от интенсионального. Преобладание экстенсионального видения является основой критики иерархии Линнея, которая есть первый инструмент в биологии, позволяющий координировать ранг неравноценных во многих отношениях таксонов.