Рецензия на книгу:

Фэнтезийная Вселенная


В космологии — науке о Вселенной как о едином объекте — наряду с хорошо установленными фактами есть множество нерешенных вопросов. Мы знаем, что живем в расширяющейся Вселенной. Что возраст наблюдаемой Вселенной чуть меньше 14 млрд лет. Что вещество в молодой Вселенной было горячим и плотным. Что последние несколько миллиардов лет расширение идет всё быстрее и быстрее. Что, вероятно, на самой ранней стадии своей эволюции Вселенная расширялась очень быстро. И т. д. Но мы не знаем точно, какие формы материи вносят основной вклад в современную плотность (энергию) Вселенной. Каково происхождение темной энергии. Что было в самом начале. Что было до начала (и вообще, имеет ли такой вопрос смысл, а если имеет, то как его лучше сформулировать). По этому поводу существуют разнообразные гипотезы. Стандартные сводятся к набору: темное вещество, темная энергия, космологическая инфляция. Но даже здесь всё полно загадок. Например, есть много кандидатов в частицы темного вещества, существуют очень разные модели инфляции и темной энергии. Есть даже обсуждаемые модели без темного вещества (например, MOND), хотя косвенные аргументы в пользу его существования очень и очень сильные. Что уж говорить о том, что есть модели без инфляции и без темной энергии. Бестиарий космологических моделей очень велик!

Среди множества подходов к решению космологически вопросов уже достаточно давно были предложены различные модели пульсирующей Вселенной. В таком сценарии циклы расширения и сжатия следуют друг за другом, а то, что в популярной литературе принято называть Большим взрывом, соответствует началу нового цикла расширения. У подобных моделей есть свои привлекательные стороны (например, маскируется вопрос о «начале») и свои проблемы (что заставляет Вселенную сжиматься, если доминирует темная энергия, было ли когда-то начало и как тогда все началось, происходит ли накопление изменений в каких-то параметрах от цикла к циклу, что мы можем узнать о предыдущих циклах из наблюдений и т. д.). Книга Николая Горькавого посвящена именно моделям данного типа. Точнее, всё строится вокруг одной авторской модели, предложенной несколько лет назад.

Существенным моментом является то, что практически все ключевые идеи (вклад гравитационных волн в плотность энергии во Вселенной, природа темного вещества, причины смены замедленного расширения на ускоренное и т. д.), использованные автором для построения своей модели, как минимум не являются мейнстримными (т. е., у научного сообщества имеются серьезнейшие сомнения в их верности), а как максимум, содержат ошибки. Не удивительно, что статьи, в которых изложена модель, не вызвали интереса у профильного научного сообщества: после нескольких критических публикаций работы Горькавого по этой теме практически не цитируются.

При этом в своей книге, предназначенной для широкого читателя, автор, как правило, не оговаривает, насколько сделанные им предположения не укладываются или прямо противоречат современным данным и воззрениям, зачастую преподнося их как доказанные истины, что создает иллюзию надежности модели.

В аннотации и введении книги утверждается, что идеи, выдвинутые автором, позволили ему решить (заметим, решить, а не попросту предложить дискуссионные гипотезы, даже не нашедшие поддержки у коллег!) едва ли не все проблемы современной космологии разом. Так ли это на самом деле? На наш взгляд, в авторском подходе есть ряд серьезных проблем. Эти проблемы можно разделить на две части: физическую и астрофизическую. Начнем с физической.

1. Вклад гравволн в гравитационную массу

Модель основана на предположении о том, что гравитационные волны не вносят вклад в гравитационную массу. Т. е., например, согласно этой гипотезе, Вселенная, заполненная гравитационными волнами, будет иметь нулевую плотность. Соответственно, по мере испускания гравитационных волн (автор рассматривает только испускание гравволн черными дырами), плотность Вселенной падает, что приводит к «антигравитации».

На стр. 306 автор пишет: «изменение гравитационной массы черных дыр (из-за перехода части их массы в гравитационное излучение) вызывает появление антигравитации. Речь идет о влиянии на космологию не гравитационного излучения, а переменной массы черных дыр».

Заметим, что само по себе уменьшение массы не ведет к антигравитации, а ведет к ослаблению гравитационного притяжения, что не одно и то же.

Таким образом, по мнению автора, отпадает необходимость в наличии темной энергии: «Модель с переменной гравитационной массой должна решать проблему современного ускорения Вселенной или положительной космологической постоянной» (стр. 309).

Приводя аргументы в пользу своей модели, автор в основном ссылается на ранние работы по ОТО, когда природа гравитационных волн была недостаточно хорошо исследована (читатель может обратиться к интересному обзору arXiv:1810.07994 по истории изучения гравитационных волн).

Современное понимание ОТО состоит в том, что гравитационные волны обладают энергией, переносят ее, а значит, вносят вклад в полную плотность Вселенной.

Автор цитирует монографию Мизнера, Торна и Уиллера, в которой есть утверждение о том, что гравволны «не весят». Однако автор почему-то игнорирует подробный разбор в разделе 35.13 этого учебника (т. 3 стр. 194 по переводному изданию 1977 г., издательство «Мир»). Там написано: «С такой точностью тензор энергии-импульса гравитационных волн выступает наравне с любым другим тензором энергии-импульса. Он играет ту же роль в создании фоновой кривизны и в таком же виде входит в законы сохранения».

В чём же дело? Дело в том, что в цитируемой автором фразе (т. 2 стр. 104, раздел 20.4) речь идет о локализации энергии гравитационного поля. Но это совсем другой вопрос! Более того, чуть дальше в тексте (те же стр. 104–105) всё и разъясняется. Например: «Если вокруг области пустого пространства имеется концентрация гравитационных волн, то в этой области пространства создается чистое притяжение, означающее положительную массу-энергию» (в русском переводе есть неоднозначность из-за слова «вокруг», поэтому приведем английский оригинал по изданию 1973 г., стр. 467: “Surrounding a region of empty space where there is a concentration of gravitational waves, there is net attraction, betokening a positive net mass-energy in that region of space.”).

К слову, в современной космологии роль гравволн от сливающихся черных дыр рассматривают и учитывают, но эффект крайне мал (см., например, свежую статью arXiv:2507.23157, посвященную роли гравволн черных дыр в космологии, к слову, никаких ссылок на работы Горькавого в ней нет).

Собственно, на этом дискуссию можно было бы и закончить, поскольку без гипотезы о том, что вклад гравитационных волн в полную плотность энергии во Вселенной нулевой, вся модель рассыпается. Однако добавим пару пунктов, касающихся астрофизики (сюда же относим все виды наблюдений, касающиеся космологии).

2. Черные дыры как темное вещество

На протяжении десятилетий высказывались самые разные гипотезы о природе темного вещества. В том числе, рассматривались идеи о том, что черные дыры (в первую очередь, т. н. первичные, возникающие в течение первой секунды после начала расширения из флуктуаций плотности) могут объяснить недостающую массу. С течением времени, разнообразные наблюдения позволили дать очень сильные (и надежные!) ограничения на модели, в которых темное вещество объясняется черными дырами.

Современные данные (в первую очередь, речь идет о данных по микролинзированию, см. arXiv: 2002.12778, а также новую работу arXiv:2507.13794) исключают возможность того, что всё темное вещество (или его значительная часть) обеспечивается черными дырами звездных масс. А именно такую гипотезу автор представляет в книге, не оговаривая существующие ограничения.

Ограничения на вклад черных дыр в темное вещество

Ограничения на вклад черных дыр в темное вещество по данным работы arXiv:2507.13794. По горизонтальной оси отложена масса черных дыр. По вертикальный — их вклад в темное вещество в долях критической массы. Чем ниже проходит кривая, тем сильнее ограничение. Например, красная сплошная линия дает ограничение примерно 1% для масс порядка 0,01 массы Солнца. Результат получен благодаря многолетнему поиску событий микролинзирования. Красная область соответствует наиболее консервативным и свежим результатам. Видно, что в диапазоне масс от массы Нептуна до масс наиболее массивных звезд вклад черных дыр не может превосходить 20%. Менее консервативные пределы (серые области) понижают это значение до нескольких процентов.

3. Космологические данные

В книге автор приводит аргументы, связанные с астрономическими наблюдениями, свидетельствующие, по его словам, в пользу предложенной им модели. Так, например, автор утверждает, что обнаружена космологическая анизотропия и «мы видим центр Вселенной».

Стр. 207: «Почему мы не видим этого центра мира на нашем небе? На самом деле, вероятно, мы его видим, но пока не осознаём этого. Центр Вселенной должен располагаться в районе Южного полюса, где концентрируются оси различных анизотропных эффектов».

Мягко говоря, такая точка зрения не пользуется сколь-нибудь заметной поддержкой среди космологов (видимо, даже такая альтернатива темному веществу как MOND пользуется большей популярностью). Пока нет никаких надежных данных в пользу анизотропии Вселенной, а уж тем более в пользу «наблюдения центра Вселенной» (см.,например, классическое исследование arXiv:1605.07178 и более свежую работу arXiv:2506.14878, а также ссылки в них). Разумеется, это не мешает теоретикам разрабатывать модели с анизотропией. Но тогда ключевым моментом является необходимость удовлетворить жестким и разнообразным пределам на разные виды анизотропии в рамках исследуемых сценариев. И уж конечно, нельзя использовать ненадежные данные единичных групп в качестве решающего подтверждения теоретического построения.

Современные пределы на анизотропию расширения Вселенной

Современные пределы на анизотропию расширения Вселенной. Из статьи arXiv:2506.14878. Синие линии соответствуют данным по сверхновым (относительно близкая Вселенная). Красные — по реликтовому фону (ранняя эпоха). По горизонтальной оси отложен угол, внутри которого проводилось усреднение. Для поиска глобальной анизотропии показательно значение 60 градусов. Предел на анизотропию для этого значения дает менее 0,4%. Подчеркнем, речь идет именно о пределе. Никакой анизотропии в исследовании не обнаружено.


Можно приводить и другие неточности или натяжки при использовании астрономических данных (например, когда речь идет о роли сверхмассивных черных дыр в формировании галактик), а также крайне экстравагантную гипотезу «большой черной дыры», привлекаемую для смены знака второй производной масштабного фактора (что необходимо для объяснения наблюдаемой на z~0,5 смены замедления на ускорение в расширении Вселенной). Однако, пожалуй, это будет излишним.

Суммируя, можно сказать, что модель Горькавого основана на неверном базовом предположении, а кроме того, в аргументации автор ссылается на ненадежные (или не подтвердившиеся) астрофизические данные. Что-то, разумеется, можно обсуждать в контексте научных дискуссий (на семинарах и т. п.), но выносить это в виде научно-популярного материала для широкой непрофессиональной публики, подавая как важный научный результат, — крайне странно.

Отметим, что работы Николая Горькавого были практически проигнорированы научным сообществом. Сразу после появления первого препринта в Архиве (arXiv.org) появились заметки известных астрофизиков Абрамовича и Ласоты (arXiv: 1608.02882, 1608.07136) с краткой критикой работы. Нам не удалось найти работы, которые использовали бы (а не мельком упоминали) статьи Николая Горькавого по теме пульсирующей Вселенной. Да и упоминаний-то раз-два и обчелся. Показательно, что на работу с Мазером по данным базы NASA ADS вообще нет ссылок, кроме нескольких случаев самоцитирования (причем только в работах самого Горькавого, даже Мазер на нее не ссылается). Ситуация выглядит довольно парадоксальной: по заявлениям, которые читатель находит в книге, автором решены главные вопросы о природе темного вещества и темной энергии (по этой тематике выходят многие сотни публикаций в год!), а большое космологическое сообщество (в котором много и ученых, разрабатывающих более стандартные подходы, и исследователей, изучающих альтернативные варианты), дав резкую критику исходной работы, практически полностью игнорирует это.

После критики модели Николая Горькавого сделаем несколько общих замечаний о популяризации естественно-научного знания.

Безусловно, научно-популярные книги (а также статьи, лекции, видео и т. п.) должны быть разными. Они могут быть рассчитаны на разную аудиторию. Содержать базовую информацию или же, наоборот, рассказывать о самых передовых работах. Речь может идти о надежно установленных фактах или же о нерешенных вопросах и дискуссиях вокруг них. Наука существует, пока есть что исследовать. Поэтому формулирование новых гипотез и работа с ними — неотъемлемая (а, может быть, и основная) часть научных исследований. Гипотез появляется великое множество. Даже если мы говорим о космологических проблемах, посмотрев свежие статьи в Архиве (arXiv.org) можно убедиться, что ежедневно (за исключением выходных и праздничных дней) там появляется множество (!) статей с новыми предложениями, касающимися как очень частных вопросов, так и более глобальных (новые модели инфляции, новые кандидаты в частицы темного вещества, новые попытки обосновать альтернативные модели, такие как MOND, например). Насколько уместно каждой из них посвящать научно-популярную книгу, создавая впечатление, что «решена проблема темного вещества» или еще какая-то не менее глобальная задача?

На наш взгляд, представлять широкой публике (т. е. тем, кто не является специалистом в узкой области, а потому не имеет возможности воспринимать информацию на профессиональном уровне сложности) гипотезы, не нашедшие адекватного отклика в профессиональной среде, да еще выдавать их за какое-то окончательное решение, неуместно. Тем более странно, когда это делает сам автор гипотезы.

Гипотезы, активно обсуждаемые в данный момент научным сообществом, могут стать героями интересной научно-популярной книги. В идеале, автором мог бы быть человек «над схваткой», не связанный конфликтами интересов ни с одной из обсуждаемых гипотез. Главное, не вводить читателей в заблуждение относительно точки зрения научного сообщества.

В заключение рецензии подчеркнем, что мы являемся противниками цензуры. Самые разные точки зрения могут быть опубликованы и озвучены. В том числе, совершенно неверные и вводящие в заблуждение. Не нужно, например, запрещать писать книги даже о «плоской Земле». Однако вряд ли такую книгу можно назвать хорошим научпопом. О плоском мире лучше писать фэнтези, как Пратчетт.

Редакция «Элементов» благодарит Алексея Сивухина (Центр АРХЭ), по инициативе которого была написана эта рецензия.


52
Показать комментарии (52)
Свернуть комментарии (52)

  • kbob  | 21.08.2025 | 07:15 Ответить
    Каково происхождение темной энергии.
    Негомогенная космология может много е объяснить.
    https://arxiv.org/abs/2410.15295

    Мы предлагаем расширение модели ΛCDM на два параметра для учёта влияния неоднородностей материи на наши космологические выводы. Невириализованные, но нелинейно эволюционирующие области повышенной и пониженной плотности, обилие которых количественно оценивается с помощью формализма Пресса-Шехтера, совместно описываются двумя эффективными идеальными жидкостями с неисчезающими параметрами уравнения состояния. Эти жидкости связаны с пылью без давления, подобно сценарию взаимодействия DM-DE. Полученная феноменология весьма богата и потенциально может разрешить ряд противоречий стандартной модели, включая хаббловское наятжение.
    Ответить
    • Parhaev > kbob | 21.08.2025 | 12:45 Ответить
      Чем больше подгоночных параметров -тем лучше согласие с опытом. См. эпициклы Птолемея.
      Красивые теории (напр. ОТО) число параметров снижают: нет двух масс инетрной и гравитационной, есть только одна масса. И шансы таких теорий много выше. Просто потому что физика -наука о когнитивных ловушках. Чем меньше парамтеров -тем меньше и ловушек, и шансы "угадать" быстро растут.
      Ответить
      • kbob > Parhaev | 21.08.2025 | 14:10 Ответить
        Крупномасштабную негомогенность вселенной можно оценить из эксперимента, так что это не подгоночные, а экспериментально определяемые параметры.

        https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/437509/Novye_dannye_po_temnoy_energii_priklyucheniya_prodolzhayutsya

        но данных пока маловато
        Ответить
        • dark > kbob | 21.08.2025 | 21:21 Ответить
          но данных пока маловато
          Тут проблема посерьезней. Гипотеза недостаточно сумасшедшая.
          Негомогенность вселенной является причиной повышения размерности пространства. Средняя размерность сейчас примерно 3.014. До большого разрыва далеко.
          Можно выдохнуть:)
          Ответить
  • Parhaev  | 21.08.2025 | 12:49 Ответить
    Что реально плохо-ценность работы автор определяет как признание или непризнание большинством ученых. Это еще раз подтверждает, что физика-позорная прислужная девка социологии. Как она докатилась до такой жизни-вопрос отдельный.
    А модель, указанная в книге, экспериментом пока не надежно не опровергнута, значит, право на существование имеет. Только экспериментальные данные, противоречащие модели, или найденные в ней формальные ошибки, закрывают модель.
    Ответить
    • tmp > Parhaev | 21.08.2025 | 14:17 Ответить
      Что реально плохо-ценность работы автор определяет как признание или непризнание большинством ученых.
      У вас (да и в целом у современной широкой публики) какое-то очень архаичное представление о ценности работ. Примерно уровня позапрошлого века. Вы зачем-то представляете себе автора книги "гением, не понятым при жини". Этаким Сади Карно 21-го века.

      Это неверное представление.

      Мы живем в эпоху информации. Сегодня если вы публикуете научную работу в интернете, то через день с этой работой уже знакомо все научное сообщество. Если эта работа действительно прорывная -- она очень быстро "вирусится" через соцсети (да и просто через сарафанное радио). Если работа ничего полезного не объясняет, или же вовсе неверная -- то она не набирает популярности и ее никто не цитирует.

      Да, тут можно было бы аппелировать к тому, что Н.Г. человек пожилой, соцсетями пользоваться не умеет, и потому не может правильно "прорекламировать" свой "продукт". Но как раз тут ему навыков не занимать. С "рекламой" у него все в порядке.
      Ответить
      • Роман Пехов > tmp | 21.08.2025 | 16:59 Ответить
        Если работа ничего полезного не объясняет, или же вовсе неверная -- то она не набирает популярности и ее никто не цитирует.
        По большому счёту это так.   Однако некоторые идеи и модели пробиваются «к свету» очень долго.

        Вот яркий пример.   Работа 2009 года:
        Кинематическое происхождение космологического красного смещения
        pubs.aip.org/aapt/ajp/article-abstract/77/8/688/310781/

        Вообще-то, имеет более сотни цитирований, в том числе есть цитирования в последнее время.

        Тем не менее многие учебники, а также популяризаторы, до сих пор толкуют о том, что якобы фотон, прилетевший от далёкой галактики, покраснел не благодаря эффекту Доплера, а растянулся по ходу своего полёта из‑за расширения самого пространства Вселенной.   А энергия фотона потерялась в никуда.

        Англоязычная Википедия сменила формулировку абзацев о космологическом красном смещении в соответствии с этой статьёй — пару лет назад.   Хотя и от прежней чепухи избавилась не вполне.   Русскоязычная Википедия — и поныне в той убогой догме.   Популяризаторы тоже — и Ахмедов, и Попов, и Штерн.

        en.wikipedia.org/wiki/Redshift#Cosmological
        Ответить
        • dark > Роман Пехов | 21.08.2025 | 21:24 Ответить
          Вот яркий пример. Работа 2009 года:
          Кинематическое происхождение космологического красного смещения
          pubs.aip.org/aapt/ajp/article-abstract/
          Сверхсветовое удаление галактик отменяется?
          Ответить
          • Роман Пехов > dark | 22.08.2025 | 02:09 Ответить
            Поскольку речь о далёких галактиках, требуется прояснить, что понимаем под скоростью удаления.

            Можно считать, что это темп увеличения собственного расстояния до галактики.   То есть расстояния до той точки, в которой галактика будет, когда с момента Большого взрыва по её часам пройдёт столько же времени, сколько прошло для нас сейчас (13.8 млрд. лет).

            Возможно, такая скорость может превысить скорость света.   Но это понимание скорости довольно странное, оно включает расстояние до события, которое не входит в наш световой конус прошлого и не будет входить ещё миллиарды лет.   А также не входит и в наш световой конус будущего, миллиарды лет как уже.

            А можно считать, что скорость удаления это темп увеличения расстояния между нами, когда мы приняли некоторый фотон, и наблюдаемой галактикой, когда она испускала этот фотон.   Тоже понятие, не совпадающее с понятием «скорость» для близких объектов, но всё же, пожалуй, более нормальное, чем первое.

            Определённо, такая скорость удаления не превышает скорость света.   Думаю, что не превышает не только для галактик, но и для поверхности последнего рассеяния.
            Ответить
        • kbob > Роман Пехов | 22.08.2025 | 06:07 Ответить
          А энергия фотона потерялась в никуда.
          В ОТО энергия не сохраняется, так что ничего страшного. Госпожа Нётер вам в помощь.
          Ответить
          • dark > kbob | 23.08.2025 | 00:11 Ответить
            В ОТО энергия не сохраняется, так что ничего страшного. Госпожа Нётер вам в помощь.
            Попахивает мошенничеством.
            И кто заявляет о не сохранении? Сам то kbob и Госпожа Нётер сохранятся ли при падении в черную дыру? Смогут они или их останки соединиться в сингулярности?
            ОТО задает набор дифференциальных уравнений, решение которых зависит от граничных условий. Поэтому энергия может сохраняться. Возможны кротовые норы, немыслимые в 3-х мерном пространстве. Варп двигатель в ОТО тоже возможен.
            Ответить
            • kbob > dark | 23.08.2025 | 04:32 Ответить
              Попахивает мошенничеством.
              попахивает вашим незнанием ОТО и теоремы Нётер

              Чтобы определить сохраняющуюся «плотностью энергии» гравитационного поля нужно локальное время, с которым можно связать сохраняющуюся величину, сопряженную с t. Но если нет единственного способа задать t, и особенно способа задать t таким образом, чтобы оно порождало некую симметрию, то нет закона сохранения энергии.

              Во-первых определённые пространства-времена всегда будут обладать сохраняющейся энергией. Это пространства-времени, обладающие так называемым глобальным времениподобным (или, если быть предельно осторожным и педантичным, возможно, нулевым) вектором Киллинга. Тот факт, что здесь можно определить сохраняющуюся энергию, тесно связан с тем, что можно задать сохраняющуюся энергию в любой гамильтоновой системе, в которой время явно не присутствует в гамильтониане, то-есть существует трансляция времени, являющаяся симметрией гамильтониана, это означает, что существует сохраняющаяся энергия, связанная с этой симметрией.

              Во-вторых, у вас может быть поверхность в пространстве-времени (но не обязательно всё пространство-время), имеющая сохраняющийся касательный вектор Киллинга. Тогда приведенный выше аргумент всё ещё остаётся в силе, но эта энергия является зарядом, находящимся на этой поверхности. Поскольку интегралы по поверхности могут быть преобразованы в интегралы по объёму по теореме Гаусса, мы можем, по аналогии с законом Гаусса, интерпретировать эти энергии как энергию внутри поверхности. Если поверхность представляет собой конформную пространственноподобную бесконечность асимптотически плоского пространства-времени, то это энергия Арновитта — Дезера — Мизнера (АДМ). Если это конформная нуль-бесконечность асимптотически плоского пространства-времени, то это энергия Бонди. Вы также можете связать подобные заряды с изолированными горизонтами, поскольку с ними связаны нулевые векторы Киллинга, и это является основой квазилокальных энергий, разработанных, среди прочих, Йорком и Брауном.
              Ответить
            • kbob > dark | 23.08.2025 | 05:06 Ответить
              В общем случае гравитационная энергия нелокализуема. Нелокализуемость гравитационной энергии вытекает из сильного принципа эквивалентности Эйнштейна. Сильный принцип эквивалентности утверждает, что в любой точке гравитационного поля всегда можно найти локальную инерциальную систему отсчёта, такую, что в достаточно малой области пространства-времени все негравитационные законы природы принимают ту же форму, что и в отсутствие гравитации. По этой причине наблюдатель в такой системе отсчёта не может провести никаких физических измерений, которые отличали бы эту систему от системы в отсутствие гравитационного поля, отсюда следует вывод о равенстве нулю гравитационной энергии. В результате любое инвариантное к системе отсчёта определение гравитационной энергии в точке должно быть тривиально нулевым, поскольку существует по крайней мере одна система, в которой она действительно равна нулю в сколь угодно малой окрестности. Как утверждают Мизнер, Торн и Уилер, любой, кто ищет локальное определение гравитационной энергии, «ищет правильный ответ на неправильный вопрос».
              С пониманием этого поиск смещается в сторону определения гравитационной энергии, справедливого для расширенных, но конечных областей пространства-времени, то есть на квазилокальном уровне.

              https://ir.canterbury.ac.nz/server/api/core/bitstreams/0b22be58-86fa-4930-adb6-24cdf77bb5fc/content
              Ответить
            • kbob > dark | 23.08.2025 | 05:21 Ответить
              Если обсуждать сохранение полной энергии Вселенной, то современная стандартная модель предполагает, что Вселенная однородна и изотропна, тогда для ее описания можно использовать модель ΛCDM с геометрией Фридмана-Леметра-Робертсона-Уокера (FLRW).

              ds² = -dt² + a(t)² [ dr²/(1-kr²) + r²(dθ² + sin²θ dφ²) ]

              В этом случае времяподобный вектор Киллинга, который бы указывал направление симметрии во времени, отсутствует. Это связано с тем, что метрика явно зависит от времени через функцию a(t). Масштабный фактор меняется, Вселенная расширяется, поэтому сдвиг вдоль временной координаты t меняет метрику (a(t) превращается в a(t+Δt)). Симметрии во времени нет. Поэтому не существует корректного способа определить полную энергию всей Вселенной так, чтобы она сохранялась.

              Яркий пример — красное смещение света. Фотон, испущенный далекой галактикой, теряет энергию по мере расширения Вселенной: его длина волны λ растет пропорционально масштабному фактору a(t), а энергия E = hc/λ падает.
              Ответить
              • dark > kbob | 23.08.2025 | 18:20 Ответить
                Вы задавили меня своими специальными познаниями.
                Однако резюмируем:
                В общем случае в ОТО энергия не сохраняется, к тому же космологи против, поскольку это ограничивает полет их фантазии.
                В общем случае в ОТО возникают не физические решения, такие как сингулярность, куда за конечное собственное время, разрываясь на части падают тела, но их части никогда не соединяются в этой сингулярности.
                ОТО слишком широка в решениях, но имеет слишком узкое основание. Минимум догм в основе теории придает ей строгость и красоту. Если бы не существовало квантовой механики, то все было бы просто замечательно. Как бы там ни было, ОТО правильно предсказывает наблюдения не сохраняющегося (исчезающего) наблюдателя.
                Ответить
                • kbob > dark | 24.08.2025 | 05:56 Ответить
                  В общем случае в ОТО возникают не физические решения, такие как сингулярность, куда за конечное собственное время, разрываясь на части падают тела, но их части никогда не соединяются в этой сингулярности.
                  В квантовой гравитации не будет падения на сингулярность, так же как электрон не падает на атомное ядро - масса и энергия превратятся в гравитоны.
                  Ответить
                  • dark > kbob | 24.08.2025 | 16:55 Ответить
                    В квантовой гравитации не будет падения на сингулярность.
                    Результат падения останется прежним - разрыв на мельчайшие части, допускаемые теорией.
                    ОТО не переделать и не опровергнуть. У Эйнштейна все ходы записаны:)
                    Хитреца, прилетевшего в звездное скопление перед его коллапсом, ждет та же участь.
                    По сути, это переход в пространство с большим числом измерений с бифуркациями и падением каждой из частей разорванного наблюдателя в свою сингулярность. То что предсказывает ОТО правда, но не вся правда.
                    Ответить
                    • dark > dark | 25.08.2025 | 13:15 Ответить
                      Разумеется, в проекции на 4-х мерное пространство-время, используемое в ОТО, у черной дыры Шварцшильда только одна сингулярность.
                      Ответить
      • Parhaev > tmp | 21.08.2025 | 20:12 Ответить
        Есть такая пословиа "миллионы мух не могут ошибаться". Наука очень косна. Он очень боится нового. Например глава журнала "Анналы физики" что в 1905 опубликовал 4 работы Эйнштейна Друде покончил с собой в 1906 из-за того, что классическая физика оказалась неполной.
        Насчет "публикуете работу в интернете" - сколько времени занимает рецензирование в научном журнале? Сколько стоит на него подписка? Какой такой интернет? И что такое "научное сообщество" -разделенное на кланы, в которых сильно не поощряется вирусить конкурирующий клан? Новые теории НИКОГДА не принимаются. Они или отвергаются, или вымирают сторонники старых. Этой истине М Планка 115 лет, но она совсем не устарела.
        Ответить
        • dark > Parhaev | 22.08.2025 | 01:36 Ответить
          Статья Э.Б. Глинера в УФН подтверждает:
          https://ufn.ru/ufn02/ufn02_2/Russian/r022e.pdf
          от редактора
          … В 1987 г. он, однако, потерял работу после того как на семинаре в одном из престижных университетов страны высказал мысли, близкие к изложенным в настоящей публикации и, видимо, неугодные некоторым преуспевающим космологам в США.
          P.S. Более свежая история.
          https://habr.com/ru/articles/939582/
          В 2010 году Гарретт написал статью о своей теории E8 для журнала Scientific American. «Когда стало известно, что статья выйдет, Жак Дистлер, специалист по теории струн, подбил кучу людей на то, чтобы угрожать журналу бойкотом, если моя статья будет там опубликована. Редакторы обдумали угрозу и попросили указать, что именно в статье неверно. А в ней не было ничего неверного. Но от угроз никто не отказался. В конце концов Scientific American решил все равно опубликовать мою статью. Насколько я знаю, никаких негативных последствий не было».
          «Я потрясена», — говорю я, и это правда.
          Ответить
      • Alef > tmp | 23.08.2025 | 01:27 Ответить
        Мы живем в эпоху информации. Сегодня если вы публикуете научную работу в интернете, то через день с этой работой уже знакомо все научное сообщество. Если эта работа действительно прорывная -- она очень быстро "вирусится" через соцсети (да и просто через сарафанное радио). Если работа ничего полезного не объясняет, или же вовсе неверная -- то она не набирает популярности и ее никто не цитирует.
        Современные средства удивительным образом ложатся на первобытные инстинкты. Все вирусные мемы в интернете полный 0 без интернета. Пользователи следует за толпой, за лайками и поднимается чушь. А стоящие вещи популярность в сети не набирает. Пользователи люди простые, возьмём по умнее.
        В биржевой торговле инстинкты толпы играют определяющую роль. По этому во время ЧП закрывают торговлю на бирже, чтоб трейдеры не обвалили всю экономику. Лишь отдельные люди, не следующие за толпой, при обвале всё скупают. Там основное, контроль над эмоциями.
        Можно взять и политиков с огромной властью, не называя имена, поведение совсем уж деструктивное.
        Обычные пороки везде. Новые технологии их может даже усугубить.
        Ответить
  • farrest  | 21.08.2025 | 13:54 Ответить
    Эту рецензию, пожалуй, нужно вдумчиво читать совместно с книжкой Горькавого - только тогда можно разобраться, кто прав, а кто виноват.
    Только почему вы называете эту книжку популярной и предназначенной для широкой публики? Для такой публики она слишком сложно написана! Нужно быть как минимум студентом физфака, чтобы свободно её читать.
    Ответить
  • Роман Пехов  | 21.08.2025 | 16:32 Ответить
    В издательстве Elsevier вышла английская версия этой книги.

    Издательство позиционирует книгу не как научно-популярную, а как научную монографию по передовой (cutting-edge) теории:
    Эта книга будет ценным источником информации для студентов, профессиональных астрономов и космологов.   Она предлагает популярное изложение истории современной космологии, обсуждение недавних открытий в изучении Вселенной и введение в передовую теорию циклической космологии.
    shop.elsevier.com/books/the-oscillating-universe/gorkavyi/978-0-443-27654-5
    Ответить
  • chrue00  | 21.08.2025 | 20:17 Ответить
    Ну как же в такой теме да без местного клоуна-садовода Пархаева.
    Ответить
  • zxcpoi  | 22.08.2025 | 00:03 Ответить
    Обозреватели, а когда инфлатон то покажете? И заодно ведерко темной материи насыпьте, и темной энергии в бочку налейте.
    Насчет веса гравволн зачем так нагло врете, что это устаревшая гипотеза?

    Кстати, что за биолог Сивухин, просящий сделать обзор космологического труда?
    Ответить
    • kbob > zxcpoi | 22.08.2025 | 07:39 Ответить
      Обозреватели, а когда инфлатон то покажете?
      https://journals.aps.org/prresearch/abstract/10.1103/vfny-pgc2

      Мы предлагаем новый сценарий, в котором скалярные возмущения, закладывающие основу крупномасштабной структуры Вселенной, генерируются без участия скалярного поля (инфлятона).
      темной энергии в бочку налейте.
      Предположение о том, что обратная реакция космических неоднородностей может имитировать космологическую постоянную/темную энергию, обсуждалось в следующих статьях:

      https://ncatlab.org/nlab/show/inhomogeneous+cosmology#ReferencesOnEffectiveDarkEnergyFromInhomogeneity
      И заодно ведерко темной материи насыпьте
      Вам нужно двигаться в сторону центра галактики там ее больше!
      Ответить
      • zxcpoi > kbob | 22.08.2025 | 09:13 Ответить
        То есть на гипотезу (по сути теорию), не вводящую новых сущностей и даже опровергающую несколько выдумок (на гипотезы не тянут), вы предлагаете несколько несвязанных выдумок? Ок, читайте и пишите обзоры дальше, может еще что найдете
        Ответить
        • kbob > zxcpoi | 23.08.2025 | 05:56 Ответить
          То есть на гипотезу (по сути теорию)
          вы о чем милейший? О какой такой гипотезе-теории?
          вы предлагаете несколько несвязанных выдумок?
          Не я, а Эйнштейн и не выдумок, а решение ОТО для более общего случая неоднородной Вселенной. )))
          Ответить
  • shuhray  | 22.08.2025 | 01:16 Ответить
    Шлю статью на arxiv.org, отвергают, анонимный цензор отвечает "напишите более понятную, содержательную статью". То есть, статья непонятная (для цензора) и бессодержательная. Надеюсь, скоро введут негритянскую цензуру и все нынешние цензоры научатся писать понятные статьи.
    Ответить
    • kbob > shuhray | 22.08.2025 | 06:16 Ответить
      а надо было в Спортлото!
      Ответить
    • dark > shuhray | 22.08.2025 | 19:28 Ответить
      Шлю статью на arxiv.org, отвергают
      А Вы попробуйте набрать доменное имя в обратном порядке: vixra.org
      Надеюсь, скоро введут негритянскую цензуру и все нынешние цензоры научатся писать понятные статьи.
      Лучше не надо. Пусть занимаются своим делом - запрещают.
      Ответить
    • NikeByNike > shuhray | 22.08.2025 | 22:08 Ответить
      Я как-то написал статью про очень прорывную технологию (за счёт комбинации нескольких факторов внезапно возникало качественно новое свойство). Была сделана симуляция с подробной статистикой, ничего особо нового, просто смелое решение.
      Из 6 рецензентов условно понял только один :)
      Ответить
  • Anton_G  | 22.08.2025 | 11:05 Ответить
    Суммируя, можно сказать, что модель Горькавого основана на неверном базовом предположении
    Гипотеза Горькавого основана на (поздней) трактовке самого Эйнштейна.
    автор ссылается на ненадежные (или не подтвердившиеся) астрофизические данные
    Это не так. Вопрос существования гало из черных дыр вокруг галактик является дискуссионным, их наличие не опровергнуто, как минимум одно скопление уже найдено.
    Отметим, что работы Николая Горькавого были практически проигнорированы научным сообществом
    У его статей на MNRAS вполне нормальная статистика просмотров и цитирований, не вводите в заблуждение. Недавно монография издана в Elsevier, странное игнорирование получается.
    Ответить
  • Николай Горькавый  | 22.08.2025 | 17:08 Ответить
    В данной рецензии столько неверных моментов и передергиваний, что я вынужден написать свой отзыв на эту рецензию. По пунктам:

    1. «Не удивительно, что статьи, в которых изложена модель, не вызвали интереса у профильного научного сообщества: после нескольких критических публикаций работы Горькавого по этой теме практически не цитируются.»

    Неясно, откуда авторы рецензии сделали такой вывод. Если посмотреть на статистику в MNRAS, то статья 2022 года Хохряковой-Попова по нейтронным звездам просмотрена за 3,5 года 174 раза (и сейчас просматривается 3 раза в месяц) и скачена 107 раз. Статья имеет 2 цитирования (вернее самоцитирования), что дает 0.81 – примерно средней уровень в данной области, ну, немного пониже.
    О нашей статье с Васильковым в MNRAS 2018 года написано: «Эта публикация в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society» цитировалась 6 раз. 50% цитирований приходится на последние два года. По сравнению с другими публикациями в той же области, эта публикация цитируется очень часто и получила примерно в 1,57 раза больше цитирований, чем в среднем».
    Статья просмотрена 2660 раз (и сейчас просматривается с частотой примерно 30 просмотров в месяц), скачена 401 раз.
    О нашей самой главной статье с Васильковым в MNRAS 2016 года статистика гласит: “Эта публикация в «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society» цитировалась 15 раз. 26% цитирований приходится на последние два года, что выше ожидаемого уровня и свидетельствует о высоком интересе к ней в настоящее время. По сравнению с другими публикациями в той же области, эта публикация высокоцитируема и получила примерно в 3,5 раза больше цитирований, чем в среднем”.
    Статья просмотрена 19347 раз (и сейчас просматривается с частотой примерно 200 просмотров в месяц), скачена 1481 раз.
    После 40 лет работы в теоретической физики я могу сделать вывод, что смена устоявшейся парадигмы в какой-то области, даже при наблюдениях, благоприятных для новой теории, происходит эдак лет за 30. Теории пульсирующей Вселенной всего несколько лет и такое внимание к ней действительно превосходит всякие мои ожидания. Книга вышла уже третьим изданием, массовым тиражом на русском и английском языках, и готовится перевод на китайский – это безусловно стремительный рост интереса к теории. А все потому, что там нет ни одной фразы, которая начинается так: «Предположим, что существует квантовое поле…»

    2. «При этом в своей книге, предназначенной для широкого читателя, автор, как правило, не оговаривает, насколько сделанные им предположения не укладываются или прямо противоречат современным данным и воззрениям, зачастую преподнося их как доказанные истины, что создает иллюзию надежности модели».

    Неужели два доктора наук не умеют отличать научно-популярные издания от научных монографий? Книга была выпущена в 2023 году в издательстве Челябинского государственного университета как научное пособие для студентов-физиков. Она содержит изложение не только теории пульсирующей Вселенной (ТПВ, как ее стали называть - я удивился, но стал использовать эту аббревиатуру), но и альтернативной инфляционной космологии и даже четырех альтернативных циклических космологий (стр. 174). При этом обсужден весь спектр современных космологических наблюдений – с подробными ссылками, как и полагается в научных монографиях. Никто читателя не обманывает – весь расклад как на ладони, сравнивайте и сами делайте заключения – прав автор или нет. Книга содержит 97 уравнений, 218 ссылок, 28 графиков и фотографий. 97 уравнений, некоторые занимают по треть страницы (напр. на стр. 310) – как такое может быть в научно-популярной книге? Английское издание 2025 года в топовом Elsevier (продается везде – от Канады до Японии, даже Иран и Австралию не обошла) тоже позиционируется как научная монография, полезная для студентов. Но я имею привычку писать научные монографии так, чтобы их было интересно читать. И издательство «Питер» само предложило мне выпустить ее массовым тиражом, поменяв слегка заголовок. Почему я должен отказываться? Вот книга и вышла, пользуется успехом (грамотно рассчитал «Питер») – и кто-то (не я, конечно) расценил ее как научно-популярную книгу и выдвинул на премию «Просветитель», где она вошла в лонг-лист. Если это кого-то не устраивает, то жалуйтесь на «Питер», который ее выдвинул, на жюри премии, которому книга понравилась. Я-то здесь причем?

    3. «В аннотации и введении книги утверждается, что идеи, выдвинутые автором, позволили ему решить (заметим, решить, а не попросту предложить дискуссионные гипотезы, даже не нашедшие поддержки у коллег!) едва ли не все проблемы современной космологии разом.»

    В аннотации утверждается, а в книге доказывается, что да, все главные проблемы космологии если не решаются именно в данной книге, то вполне могут быть решены в дальнейшем, потому что теория это в принципе позволяет. Именно так и происходит с правильными теориями – они решают все накопленные проблемы. Если новая теория половину проблем решает, а вторую половину - нет, значит, это неправильная теория. Я понимаю, что авторы рецензии других теорий и не знают, но надо привыкать к хорошему.

    4. «На стр. 306 автор пишет: ''изменение гравитационной массы черных дыр (из-за перехода части их массы в гравитационное излучение) вызывает появление антигравитации. Речь идет о влиянии на космологию не гравитационного излучения, а переменной массы черных дыр''.
    Заметим, что само по себе уменьшение массы не ведет к антигравитации, а ведет к ослаблению гравитационного притяжения, что не одно и то же».

    Это чрезвычайно глубокое утверждение рецензентов! Мне даже показалось на мгновение, что авторы рецензии читали рецензируемую книгу, где основное уравнение для гравитационного ускорения (3) на странице 129 (и на стр.300) содержит два члена ускорения – один описывает ослабление притяжения из-за уменьшения массы, а другой – антигравитацию из-за этого же уменьшения. Но понимаю, что нет, не читали, это просто меня физике пытаются учить. Смешно, да. Кстати, эту ошибку сделали и первые критики нашей работы Абрамович и Ласота в 2016 году (я по косточкам разбираю этот забавный «опус», к которому с таким уважением относятся рецензенты, - на странице книги 304 и далее). Удивительно, как вроде бы профессионалы оказываются неспособны понять довольно простое алгебраическое уравнение и внимательно прочитать пару страниц научного текста.

    5. «Таким образом, по мнению автора, отпадает необходимость в наличии темной энергии: «Модель с переменной гравитационной массой должна решать проблему современного ускорения Вселенной или положительной космологической постоянной» (стр. 309).»

    Тут полное непонимание текста, и телега впереди лошади. Эта фраза означает лишь то, что если космология с переменной гравитационной массой верна, то она ДОЛЖНА решить и проблему «темной энергии». Это ничего еще не доказывает и ничего еще не отпадает, это тест, который должна пройти теория, которая в 2016 году только смогла объяснить антигравитацию при Большом взрыве. Этот тест, кстати, нам с Васильковым задал Джон Мазер, нобелевский лауреат по космологии. Он ознакомился с первой работой 2016 года, заинтересовался, но сказал: а теперь надо объяснить «темную энергию». В результате была написана статья 2018 года, где было получено модифицированное уравнение Фридмана, в котором из-за УВЕЛИЧЕНИЯ (для нас это был сюрприз) гравитационной массы Вселенной появилась ненулевая космологическая постоянная примерно такой величины, которая наблюдается. Этот сюрприз одновременно решил проблему остановки разбегания Вселенной (правильная теория часто подбрасывает такие приятные сюрпризы). Вот только тогда стало возможно сказать – да, теория оказалась способна решить и эту проблему, тест пройден. Статья 2018 года примерно на порядок сложнее по математике (о, эти длинные преобразования тензорных уравнений!), чем статья 2016 года про антигравитацию – неудивительно, что она привлекает гораздо меньше внимания. Потенциальный барьер выше!

    6. «Приводя аргументы в пользу своей модели, автор в основном ссылается на ранние работы по ОТО, когда природа гравитационных волн была недостаточно хорошо исследована (читатель может обратиться к интересному обзору arXiv:1810.07994 по истории изучения гравитационных волн). Современное понимание ОТО состоит в том, что гравитационные волны обладают энергией, переносят ее, а значит, вносят вклад в полную плотность Вселенной.»

    А тут вопрос не конкретно в гравитационных волнах, а в самой природе гравитационного поля. А оно очень даже хорошо было исследовано при создании ОТО, и отсутствие гравитационной массы у гравволн – это лишь следствие отсутствия такой массы у гравполя. Этот «интересный» обзор совершенно ничего не добавляет к этому вопросу. «Современное понимание ОТО» рецензентов – это неправильное понимание, противоречащее мнению Эйнштейна, Шредингера, Эддингтона и других. Гравитационные волны обладают энергией (и инертной массой!), переносят ее, но никак отсюда не следует, что они обладают гравитационной массой. Смехотворное заявление одного деятеля из комментариев в «Троицком варианте», что это следует из Е=Мс2, то есть из приравнивания инертной и гравитационной массы, только показывает насколько «современное» понимание ОТО деградировало по сравнению с эйнштейновскими временами. Е=Мс2 - это только для инертной массы (в СТО нет гравитации в принципе), как и закон сохранения для нее же. Закона сохранения гравитационной массы не существует. Внесение гравитационных волн вклада в гравмассу черной дыры (или в любой детектор волн типа ЛИГО) – это реально, но это другой вопрос, который детально разобран в книге.

    Вторая половина моих комментариев - здесь:
    https://don-beaver.livejournal.com/327942.html
    Ответить
  • Alef  | 24.08.2025 | 18:56 Ответить
    Так мои размышления.
    Никейский собор утвердил священный канон. Тут вопрос о ментальной инвестиции. Чем больше вложился, тем труднее от чего то отказаться. А многие вложили всю свою карьеру в определённых теориях. Клановость, ну да, бывает. Иначе зачем нужны суперструны. Аксионы похоже имеют возможность быть обнаруженными, ну или отвергнутыми по наблюдениям. И аксионы даже чего то объясняют по структуре галактик, правда, вопрос, хватит ли у них массы. И если вся тёмная материя (неизвестная масса) аксионы, то их ну очень много.

    Все интересные открытия пока в биологии, возникновение жизни шаг за шагом, потом эвкариотов, вот прорыв. Нейронные сети, да, даже если убрать всю рекламу в том числе апокалиптическую рекламу, и посмотреть на реальные возможности ИИ. Только спрашивать надо у знающих но не вовлеченных специалистов, даже и не самых передовых светил, иначе конфликт интересов, и Илон Маск расскажет как опасен ИИ (и сам же он его и разрабатывает).

    Здесь можно почитать, как апокалиптические истории про ИИ запускали сами разработчики ИИ (передовая дурь):
    The Hype and Hypocrisy of Generative Artificial Intelligence (AI) Rhetoric https://journal.media-culture.org.au/index.php/mcjournal/article/view/3004
    Fig. 1: Promotors of AI Panic, extrapolating from Nirit Weiss-Blatt. (Algorithm Watch) (характерно, все сами разработчики.)
    Ответить
  • Alef  | 24.08.2025 | 19:14 Ответить
    Проблемы создают разные неверные теории насчёт истории (националистические), генетики, расы итд. А так же медицины. Тут как раз плюс. Если всё не так, то всё таки интерес к теме, дискуссии. А что плохо, так это застой.

    Тёмная материя - неизвестная масса. Она скорее комбинированная, состоять одновременно из кластеров чёрных дыр, аксионов, невидимого водорода и много чего совсем уж неизвестного, в разных пропорциях.
    Правда, хватит ли ультра лёгких частиц на массу, а срок жизни тяжелых частиц сокращается с массой.
    Ответить
  • Alef  | 25.08.2025 | 21:56 Ответить
    Стандартные сводятся к набору: темное вещество, темная энергия, космологическая инфляция.
    Из них только темное вещество имеет практическую базу. И то ещё надо зафиксировать аксионов, но из за маленького веса их может и не хватить на необходимую массу. А вот с ОТО проблем нет.
    Инфляция всё таки весьма спекулятивна, результат есть, но он может быть объяснен и иначе. С темной энергией мистика. Впрочем тут передовой край.
    Теория супеструн, признана, жива и имеет множество публикаций, вот только перспектив у неё нет.
    Ответить
  • Николай Горькавый  | 27.08.2025 | 15:17 Ответить
    Так как эта рецензия будет тут висеть долго, а жизнь ЖЖ-постов ограничена, то решил вторую часть своего отзыва "12 дырок в рецензии Ахмедова-Попова" разместить тут же, чтобы читатели смогли сами взвесить весомость аргументов и контраргументов:

    7. «Автор цитирует монографию Мизнера, Торна и Уиллера, в которой есть утверждение о том, что гравволны «не весят». Однако автор почему-то игнорирует подробный разбор в разделе 35.13 этого учебника (т. 3 стр. 194 по переводному изданию 1977 г., издательство «Мир»). Там написано: «С такой точностью тензор энергии-импульса гравитационных волн выступает наравне с любым другим тензором энергии-импульса. Он играет ту же роль в создании фоновой кривизны и в таком же виде входит в законы сохранения».

    Я цитирую то место из МТУ, с которым согласен (об отсутствии гравитационной энергии в каждой точке гравполя), а вот с утверждением из раздела 35 – я не согласен. Я очень внимательно ознакомился с этим разделом и с работами Айзексона 1968 года, на которых он основан, и категорически не согласен с ними, о чем достаточно явно заявил в английском варианте. Это была его диссертация в Мэрилендском университете (руководителем был Мизнер, отчего эта тема и попала в МТУ) – и просто поразительно, как вся «современная космология» ухитряется базироваться на паре старых статей аспиранта. Что сделал Айзексон с гравитационным полем, энергию которого в каждой точке можно обратить в ноль? Он проинтегрировал этот мешок нулей и, вставив, вопреки воле Эйнштейна, туда ненулевое решение волны из другого уравнения, сделал этот интеграл отличным от нуля и объявил его источником поля, после чего фон, конечно, искривился, потому что уравнения Эйнштейна описывают искривление пространства вокруг любого ненулевого источника. Если вы засунете в источники гравполя ненулевую энтропию или большой процент неграмотных в Африке, то тоже получите искривление пространства. Вот только нельзя рассматривать гравитационные волны, энтропию и какие-либо проценты, как источник поля – и Эйнштейн это уверенно заявлял с 1917 до 1953 года, когда о волнах было известно достаточно. Я полагаю, что невозможно математически доказать, что гравитационные волны имеют или не имеют гравитационной массы. Любое такое доказательство будет неявно предполагать какой-то выбор. Это постулат теории, который может быть проверен только экспериментально. Итак, мы имеем две трактовки (или разных постулата) ОТО – в одной гравволны имеют массу, в другой – нет. Каковы практические следствия из этих трактовок?

    В первой трактовке, космология страдает от неизбежной гравитационной сингулярности, поэтому становится одноразовой, как пипифакс, а для того чтобы объяснить наблюдаемое расширение Вселенной, да еще и ускоренное, приходиться вводить без каких-либо теоретических обоснований, ДВА волшебных (вот где подлинное фэнтези!) квантовых поля – инфлатон и темную энергию. Во второй же трактовке, сингулярность уничтожается генерацией мощного гравитационного излучения, а Большой взрыв и космологическая постоянная получают свои механизмы (и уравнения). Пусть каждый выбирает сам мир, в котором хочет жить. Но меня уже не надуть инфлатоном!

    8. «К слову, в современной космологии роль гравволн от сливающихся черных дыр рассматривают и учитывают, но эффект крайне мал (см., например, свежую статью arXiv:2507.23157, посвященную роли гравволн черных дыр в космологии, к слову, никаких ссылок на работы Горькавого в ней нет).»

    Ваш страсть к ссылкам становится уже какой-то навязчивой идеей. А упомянутая работа совершенно права – гравитационное излучение от сливающих современных черных дыр весьма незначительно. Согласно ТПВ, оно было значительно в момент Большого сжатия, когда размеры Вселенной составляли всего около 10 светолет. То есть, эта статья никак не противоречит ТПВ.

    9. «Современные данные (в первую очередь, речь идет о данных по микролинзированию, см. arXiv: 2002.12778, а также новую работу arXiv:2507.13794) исключают возможность того, что всё темное вещество (или его значительная часть) обеспечивается черными дырами звездных масс. А именно такую гипотезу автор представляет в книге, не оговаривая существующие ограничения».

    Вижу, что авторы совершенно не в курсе современной наблюдательной космологии. То, что темная материя состоит из черных дыр звездных масс - никак не МОЯ гипотеза. Это коллективный плод творчества таких мэтров как нобелевский лауреат Адам Рисс, Саша Кашлинский и многих других ученых. Неужели кто-то думает, что они не обсуждают проблему недостаточного микролинзирония в OGLE и других проектах? Еще как обсудили (см. например, работы Гарсия-Беллидо с соавторами) и показали, что кластерирование черных дыр в скопления, аналогичные шаровым, полностью снимает это ограничение. Попросту говоря, наблюдая небо в одном локальном участке типа Магеллановых Облаков, шанс попасть на скопление черных дыр весьма мал. Вероятнее всего вы попадете между скоплениями и ничего примечательного не найдете. Почему упомянутый польский коллектив не рассматривает кластерирование – это вопрос к ним. А в книге все оговаривается и оценивается – читайте, не ленитесь.

    10. «Так, например, автор утверждает, что обнаружена космологическая анизотропия и «мы видим центр Вселенной». …Пока нет никаких надежных данных в пользу анизотропии Вселенной, а уж тем более в пользу «наблюдения центра Вселенной» (см.,например, классическое исследование arXiv:1605.07178 и более свежую работу arXiv:2506.14878, а также ссылки в них).»

    После чего авторы рецензии приводят график, на котором показано изотропное распределение реликтового излучения (возникло в раннем возрасте Вселенной в 380 тыс. лет), и изотропное распределение сверхновых в двойных звездах (это достаточно локальная область вокруг нас). Никаких возражений против этого графика у меня нет. В книге я не утверждал, что Вселенная имеет заметную анизотропию на такой ранней стадии - в момент появления реликтового излучения, или в популяции сверхновых на таких локальных масштабах. В книге обсуждались такие серьезные наблюдения неоднородности и анизотропии Вселенной как:

    А. «Напряжение Хаббла», которое свидетельствует об неоднородности Вселенной и изменении постоянной Хаббла примерно на 10 процентов между временами рождения реликтового излучения и современной Вселенной. Эту тему изучает Адам Рисс и многие другие группы. Это считается кризисом стандартной модели космологии.

    Б. Анизотропия около 10% постоянной Хаббла по рентгеновскому излучению кластеров галактик (несколько работ Мигкаса с соавторами – ссылки в книге). Внимание! Речь идет об огромных космологических масштабах, на которых видны не какие-то сверхновые, а СКОПЛЕНИЯ галактик! И о гораздо более позднем периоде, чем 380 тыс. лет. То есть, упомянутая рецензентами статья никак не закрывает открытую Мигкасом и др. анизотропию. Как известно, найти интересный феномен можно несколькими способами, а вот пропустить – бесконечным количеством вариантов.

    В. Анизотропия направления осей вращения галактик, избегающих направления на Южный Крест (работы В. Амирханяна). Очень красивый эффект, который никак не опровергается упомянутой рецензентами статьей. Джеты, которые исследовал Амирханян, вызваны активными ядрами галактик.

    11. «Можно приводить и другие неточности или натяжки при использовании астрономических данных (например, когда речь идет о роли сверхмассивных черных дыр в формировании галактик), а также крайне экстравагантную гипотезу «большой черной дыры», привлекаемую для смены знака второй производной масштабного фактора…»

    Да, надо уметь так небрежно отбросить расчеты, который объяснили образование ранних галактик (которые открыл Уэбб-телескоп), закономерность Талли-Фишера (для объяснения которого была создана МОНД), и загадочное соотношение М-сигма для галактик. Ну, кого эта небрежность не убедит, может открыть мою книгу и прочитать о всех использованных астрономических наблюдениях и сам оценить все «неточности и натяжки». Поспешите – потому что на Озоне остались считанные экземпляры моей книги. Да, кстати, "экстравагантную гипотезу «большой черной дыры»" выдвинул не я, а нобелевский лауреат Пенроуз. Она возникает совершенно естественно, если представить сжатие Вселенной, населенной многочисленными черными дырами. Они же сливаются – и какая-то дыра окажется самой большой и будет расти в дальнейшем быстрее всех. В отличие от инфляционной теории, которая требует подгонки начальных параметров с точностью до 10^-79, ТПВ никаких требований ни на что не накладывает – все работает само и добровольно, как и полагается в правильных теориях.

    12. «Показательно, что на работу с Мазером по данным базы NASA ADS вообще нет ссылок, кроме нескольких случаев самоцитирования (причем только в работах самого Горькавого, даже Мазер на нее не ссылается).»

    Низкая цитируемость этой статьи объясняется тем, что никто сборники даже международных конференций не читает (где вышла эта важная статья), за литературой следят по arxiv, а туда эту статью не взяли – модераторы сочли мысли нобелевского лауреата непригодными для arxiv. Это яркий показатель злобности и неадекватности многих «современных космологов». А Мазер создает новые космические телескопы, он не пишет статей по теории – и где он может сослаться на эту работу? Мы с ним переписываемся, обсуждаем астрономические новости – и это гораздо более важный для меня знак внимания.

    Я тоже благодарю Алексея Сивухина, по инициативе которого была написана рецензия Ахмедова-Попова, потому что она много чего показала о космологическом «мейнстриме» и о квалификации его представителей.
    Ответить
    • dark > Николай Горькавый | 30.08.2025 | 01:55 Ответить
      Николай Николаевич.
      Вопрос о наличии гравитационной массы у гравитационных волн может быть переведен из числа философских в число физических с помощью квантовой физики.
      Искривление пространства неизбежно влияет на энергию его нулевых колебаний. В простейшем случае замкнутого однородного 3-х мерного пространства на них приходится ¾ от критической плотности. Что характерно, они ведут себя подобно энергии гравитационного поля - их невозможно описать тензором. 1/4 от критической плотности лоренц-инвариантна. Она создает отрицательное давление и антигравитацию. Эта часть описана Глинером в 60-х годах. Другая 1/2 от критической плотности имеет свойства пыли и не создает никакого давления. Их сумма имеет положительную энергию, но не создает гравитационного поля - не является источником гравитации, и ее можно описать только псевдотензором.
      Все намного сложней чем мне казалось в начале.
      Ответить
      • Николай Горькавый > dark | 30.08.2025 | 18:52 Ответить
        Я не считаю вопрос о гравитационной массе гравволн философским, потому что этот вопрос – ключевой для ОТО, которая рассматривает гравитационное поле как искривление пространства. Всё, более ничего в гравитационной волне нет, кроме искривленного пространства-времени, которое полностью описывается метрическим тензором. Именно он заставляет двигаться части детекторов, на которые налетает волна. Настаивают на гравитационной массе гравволны традиционалисты, которые привыкли приписывать гравполю энергию, а раз есть энергия, то должно быть и дополнительное поле. Нет энергии у гравитационных волн, это совсем другая валюта нашего физического мира, vis viva, как называл ее глубочайший знаток ОТО Эддингтон. Вы можете ее перевести в энергетическую валюту, но нетензорным способом, лишь для удобства расчетов, например, потери энергии двойной системой. Таким способом можно приписать волне какую-то нетензорную энергию, но надо всегда помнить, что это просто дань традициям, как говорил Эйнштейн. Делать из дани традициям источник дополнительного гравполя могут только люди, которые не понимают тонкостей ОТО.
        Вы предлагаете наполнить гравиволну энергией виртуальных частиц. Виртуальные частицы электрического поля участвуют в обменном взаимодействии между зарядами. В чем будут участвовать ваши частицы? Волна действует на детектор лишь искривлением пространства, ваши частицы там не нужны, они служат лишь «философским» довеском к гравволнам. Это принципиальная проблема. Но есть и практические проблемы: как вы знаете, попытки внедрения квантовой энергии вакуума, основанную на этих нулевых колебаниях частиц, в космологию окончились полным провалом. Я наблюдал за этими попытками еще со статей Зельдовича в УФН в 70-х или в 80-х. Как известно, расчет дает энергию вакуума на 120 порядков больше наблюдательных ограничений. Это стало известно как «самое плохое предсказание в истории физики». Это было тем страннее, что эта энергия вакуума вроде бы отвечала за экспериментально наблюдаемый эффект Казимира. И как же экстраполяция эффекта от лабораторного стола на масштаб Вселенной привела к ошибке на 120 порядков? Для меня стало ясно все тогда, когда я узнал, что квантовая теория дает не только решение с огромным значением (120 порядков!), но и нулевое решение, а эффект Казимира, оказывается, может описываться в рамках другой интерпретации (ссылки есть в моей книге). Для многих других таким моментом истины стали последние результаты DESI, которые показали, что темная энергия меняется со временем, то есть подвести под нее ПОСТОЯННОЕ давление вакуума даже нужной величины никак нельзя.
        Еще один «тревожный» момент в вашей идее – возможная величина эффекта. Я согласен, что искривленное пространство-время должно влиять на виртуальные частицы – так излучение Хокинга вызывается сильным искривлением пространства возле черной дыры. Вопрос – насколько сильным должно быть искривление? Как известно, например, из работ Мигдала по поляризация вакуума, рождение частиц из него эффективно (пишу по памяти полувековой давности), если разность потенциалов на длине волны де Бройля рождаемой частицы сопоставима с энергией частицы. Излучение Хокинга имеет длину волны, сопоставимую с размером черной дыры. То есть, черная дыра с массой Солнца может только рождать радиоволны многокилометровой длины. По моим расчетам, основная энергия гравволнового фона Вселенной сидит в килогерцовых волнах, то есть, в гравволнах длиной порядка 100 км. Какую поляризацию вакуума вызовет волна такой длины? Думается, совершенно ничтожную. Но это надо, конечно, считать – тем, кто верит в эту идею.
        Ответить
        • dark > Николай Горькавый | 01.09.2025 | 21:31 Ответить
          Делать из дани традициям источник дополнительного гравполя могут только люди, которые не понимают тонкостей ОТО.
          Не только тонкостей, но и толстостей. Мне здесь популярно объяснили, что давление наравне с энергией создает гравитацию. Отрицательное давление — антигравитацию. Соответственно энергия и связанное с ней давление могут создавать гравитацию, антигравитацию, или не создавать никакого гравитационного поля.
          ваши частицы там не нужны, они служат лишь «философским» довеском к гравволнам. Это принципиальная проблема
          Не совсем так. В принципе возможно связать искривление пространства с энергией нулевых колебаний в этом пространстве, и отождествить энергию деформации с энергией колебаний.
          Как известно, расчет дает энергию вакуума на 120 порядков больше наблюдательных ограничений.
          Но мало кому известно, что где-то во второй половине прошлого века появилась идея как прекратить это безобразие (в каком-то популярном журнале). Вводится дополнительное ограничение: проекция длины волны должна быть кратна фундаментальной длине (порядка планковской). То есть постулируется наличие предельной спектральной плотности. К сожалению, напрямую проверить эту идею невозможно.
          темная энергия меняется со временем, то есть подвести под нее ПОСТОЯННОЕ давление вакуума даже нужной величины никак нельзя.
          Ну ничего нельзя! Того гляди ученые взбунтуются и устроят очередную революцию:)
          Для меня стало ясно все тогда, когда я узнал, что квантовая теория дает не только решение с огромным значением (120 порядков!), но и нулевое решение, а эффект Казимира, оказывается, может описываться в рамках другой интерпретации (ссылки есть в моей книге).
          Надо будет посмотреть еще раз. Наверное там ссылка на Швингера.
          Еще один «тревожный» момент в вашей идее – возможная величина эффекта. Я согласен, что искривленное пространство-время должно влиять на виртуальные частицы – так излучение Хокинга вызывается сильным искривлением пространства возле черной дыры. Вопрос – насколько сильным должно быть искривление?
          Искривление должно быть достаточным для замыкания пространства на себя. Рассматривал однородное замкнутое пространство (начальное состояние черной дыры), для простоты расчета на калькуляторе.
          Ответить
          • Николай Горькавый > dark | 02.09.2025 | 03:50 Ответить
            В принципе возможно связать искривление пространства с энергией нулевых колебаний в этом пространстве, и отождествить энергию деформации с энергией колебаний.
            Отождествить можно только если числа совпадут.
            Ну ничего нельзя! Того гляди ученые взбунтуются и устроят очередную революцию:)
            Теоретики уже устроили - они заявили, что наблюдения только мешают развитию их теорий и надо поменьше на это оглядываться. Была такая дискуссия несколько лет назад на Западе - со статьями и за, и против.
            Надо будет посмотреть еще раз. Наверное там ссылка на Швингера.
            Jaffe, R. L. Casimir effect and the quantum vacuum. Phys. Rev. D 72, 021301(R), 2005.
            Искривление должно быть достаточным для замыкания пространства на себя.
            Есть наблюдаемый LIGO факт: слияние двух черных дыр порождает облако гравитационных волн с длиной в несколько тысяч км. Суммарная энергия, потраченная на генерацию этих волн - три массы Солнца на с2. Могут ли такие волны поляризовать так вакуум, что он будет "весить" как три массы Солнца?
            Ответить
            • dark > Николай Горькавый | 02.09.2025 | 23:18 Ответить
              Отождествить можно только если числа совпадут.
              После устранения расхождения в 120 порядков, это не кажется невозможным.
              Jaffe, R. L. Casimir effect and the quantum vacuum. Phys. Rev. D 72, 021301(R), 2005.
              https://arxiv.org/abs/hep-th/0503158
              https://arxiv.org/pdf/hep-th/0503158
              Швингера не забыли упомянуть. Потом посмотрю, как эта теория несуществования нулевых колебаний толкует формулу для энергии квантового гармонического осциллятора.
              Теоретики уже устроили - они заявили, что наблюдения только мешают развитию их теорий и надо поменьше на это оглядываться.
              Соображают однако. Так они и решением фундаментальных проблем могут заняться.
              Есть наблюдаемый LIGO факт: слияние двух черных дыр порождает облако гравитационных волн с длиной в несколько тысяч км. Суммарная энергия, потраченная на генерацию этих волн - три массы Солнца на с2. Могут ли такие волны поляризовать так вакуум, что он будет "весить" как три массы Солнца?
              Честно — не знаю. Взрыв бомбы приводит к повышению давления и, следовательно, к появлению дополнительного источника гравитации. Следствием этого может стать гравитационный коллапс. По идее, должны существовать и обратные процессы с исчезновением источника гравитации.
              Двигаюсь со скоростью черепахи с другого края. У меня получается, что в ранней вселенной энергия нулевых колебаний вакуума была сравнима с энергией излучения, и не являлась источником гравитации или антигравитации.
              Догмы не доказываются, поэтому в рамках ОТО невозможно понять физику гравитации.
              Сахаров пытался — индуцированная гравитация. Глинер пытался напрямую связать гравитацию с давлением, но получил по шапке от Зельдовича и переделал свою статью:
              https://www.mathnet.ru/links/2d8a3f43966090d2251d6981f003da6a/ufn11360.pdf
              Ответить
              • dark > dark | 05.09.2025 | 23:27 Ответить
                Потом посмотрю, как эта теория несуществования нулевых колебаний толкует формулу для энергии квантового гармонического осциллятора.
                На такое пойти они не решились. Сами признали, что отрицание нулевых колебаний это маргинальщина:
                https://arxiv.org/pdf/hep-th/0503158
                Заключение
                ... Поэтому есть веские основания скептически относиться к попыткам избежать стандартной формулировки квантовой теории поля и энергий нулевых точек, которые она приносит. ...
                Ответить
                • Николай Горькавый > dark | 05.09.2025 | 23:45 Ответить
                  Не специалист в квантовых колебания вакуума, не могу поддержать разговор на нужном уровне. Для меня главное - что явно не эти квантовые колебания отвечают за ускоренное расширение Вселенной - и теоретические оценки согласуются только при каких-то жестких обрезаниях спектра, и наблюдения не подтверждают постоянства "темной энергии".
                  Ответить
                  • dark > Николай Горькавый | 07.09.2025 | 00:03 Ответить
                    Вы по крайней мере специалист в математике. Настоящий не специалист это я.
                    Но даже не специалистам понятно, что сова на глобус не желает натягиваться. Нужно что-то подправить в самом основании. Без реального подтверждаемого результата об этом говорить бессмысленно. Но даже если он будет, подавляющее большинство его не примет.
                    Ответить
        • dark > Николай Горькавый | 02.09.2025 | 01:39 Ответить
          Гипотезе об отрицательном вакуумном давлении, которое должно объяснить наблюдаемую величину космологическую постоянную и современное ускорение расширения Вселенной, уже больше 20-ти лет.
          намного больше 20-ти лет
          57 лет на момент выхода Вашей книги в 2023 г.

          1966 год
          SOVIET PHYSICS JETP VOLUME 22, NUMBER 2 FEBRUARY, 1966
          ALGEBRAIC PROPERTIES OF THE ENERGY-MOMENTUM TENSOR AND
          VACUUM-LIKE STATES OF
          E.B. Gliner
          http://www.jetp.ras.ru/cgi-bin/dn/e_022_02_0378.pdf
          Ответить
          • Николай Горькавый > dark | 02.09.2025 | 02:45 Ответить
            Это верно, я просто имел в виду, что 20+ лет назад, эта гипотеза получила "второе дыхание" после открытия ускоренного расширения Вселенной. Работы Глинера и Сахарова я обозрел в английском издании книги: "However, the development of quantum field theory led to the conclusion that the vacuum could possess strange properties such as negative pressure (or "self-gravitation"). The idea that negative pressure leads to the exponential expansion of the early Universe was simultaneously proposed by A.D. Sakharov (1966) and E.B. Gliner (1966) in the same journal (Sov. Phys., JETP). Gliner submitted his paper on January 22, while Sakharov submitted his on March 2, 1965, but Sakharov's paper was published earlier in July 1965 (in the Russian version of the journal), while Gliner's paper appeared in the August issue of the journal because he had to revise his work and resubmit it on April 17, 1965. Sakharov mentioned Gliner's work in a note to his paper, stating that it was forthcoming. Gliner linked negative pressure to the physical properties of the vacuum and suggested that this effect could lead to a nonzero cosmological constant. A similar concept linking the cosmological constant to the energy and pressure of the vacuum was actively developed by Ya.B. Zel'dovich (1968) (see also the book by Zel’dovich & Novikov, 1983). The work of Gliner (unjustly forgetting Sakharov) is considered the foundation of inflationary cosmology, but Gliner himself was skeptical of the main assumption of inflation theory about the rapid expansion of the Universe: «the very idea of inflation appears to be erroneous» (Gliner, 2002). "

            Как пишет Гинзбург в предисловии к работе Глинера в УФН 2002 года, неприятие Глинером теории инфляции - и соответствующее высказывание на семинаре в США - стоили ему работы. Это показатель "научной честности" сложившегося сообщества космологов. Еще один пикантный момент - Сахаров, который высказал аналогичную идею, был сторонником циклической Вселенной (!), он называл ее "многолистной". Вот еще одна цитата из английского издания (хотя и из русских Избранных трудов Сахарова): "Multileafed models are associated with another intriguing possibility, or rather a dream. Perhaps highly organized intelligence, evolving over billions and billions of years during a cycle, finds a way to transmit in encoded form some valuable part of the information it possesses to its descendants in the next cycles, separated from the present cycle in time by a period of superdense state?... This possibility is, of course, entirely fantastic, and I did not dare to write about it in scientific articles, but on the pages of this book, I allowed myself the liberty... But regardless of this dream, the hypothesis of a multileafed model of the Universe seems important to me in terms of philosophical worldview." (Sakharov, 1995)"
            Ответить
            • dark > Николай Горькавый | 05.09.2025 | 22:42 Ответить
              Штерн сам не может дать экспертное заключение. Он обещал позвать друзей на разборку:
              https://youtu.be/OZerX6KH2Qs?t=1601
              Ответить
              • Николай Горькавый > dark | 05.09.2025 | 23:35 Ответить
                Как он сам признался, в тензорах он не разбирается. А вопрос о нетензорности гравэнергии - ключевой в обсуждаемой книге. Но это невежество не помешало ему объявить в своей газетке: "Если говорить о книге Николая Горькавого, то ни один из специалистов эту книгу бы всерьез не воспринял, она бы сразу не преодолела барьер, потому что это чистая патология, хотя хорошо написанная, надо сказать".
                А насчет разборки с приглашением друзей - Штерн уже дал задний ход. Кажется, смелых друзей у него нет. Дискуссия - она же такая, обоюдоострая штука. Гораздо безопасней обзывать человека в статье, на которую он не может ответить.
                Ответить
                • dark > Николай Горькавый | 07.09.2025 | 00:06 Ответить
                  Жаль, что разборка с участием профессионалов не состоится.
                  Все остальное вкусовщина и эстетические предпочтения с переходом на личности.
                  В споре истина конечно не рождается. Но у нас был шанс узнать от специалистов о малоизвестных подробностях и проблемах ОТО.
                  Ответить
    • Николай Горькавый > Николай Горькавый | 13.09.2025 | 19:39 Ответить
      Критики модели темной материи из черных дыр должны сначала прочитать вот эту свежую обзорную статью на 68 страницах, где собраны все доказательства в пользу этой модели: https://arxiv.org/abs/2306.03903
      После этого охота легкомысленно критиковать сразу пропадет.
      Ответить
Написать комментарий

Новые поступления






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»