Рецензия на книги:

Тропики за окном


Когда все невольно сидят по домам, самое время отворить хотя бы форточку в тропики, вы так не считаете? Теперь это можно сделать, не только не вставая с дивана, но даже не включая телевизор. Недавно издательство «Лаборатория знаний» опубликовало две книги Иры Семенюк, входящие в трилогию «В джунглях не только тигры». Хочется надеяться, что заключительную часть удастся опубликовать также в этом году.

Натуралист и художник

Павел Квартальнов («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Павел Квартальнов

Прежде чем хвалить книги, нужно рассказать про автора. Мне нередко везет в жизни, но в случае с Иркой это какое-то чертовское везение, поскольку мне удалось не только наблюдать за первым знакомством этой девушки с тропическим лесом, но и самому кое-что ей в лесу показать. Ира — биолог. В тропики она попала еще во время обучения на кафедре зоологии беспозвоночных Московского университета — собирала материал для диплома. К тому времени подходил к концу второй (и пока последний) сезон моей длительной работы в национальном парке Каттиен на юге Вьетнама.

Весна там бывает сухая; бывает влажная, но душная предгрозовой духотой; однако в начале лета влажный сезон окончательно вступает в свои права: на деревьях распускаются листья, птицы заняты гнездовыми хлопотами, а весь лес, и в особенности подстилка — тот листовой опад, что лежал на земле уже несколько месяцев, — наполняется жизнью. Тараканы, термиты, муравьи, сколопендры, ящерицы, лягушки, нежные планарии и хищные перипатусы... Кого только нет в опаде, пока термиты и грибы не разрушили его за считаные недели.

Ира Семенюк («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Ира Семенюк

Иру интересовали многоножки — их участие в экономике тропического леса, в бешеном круговороте веществ и энергии этого сообщества. Впрочем, я оговорился: Иру интересовало всё, от термитов до крокодилов и обезьян, и хотя в тропики она попала первый раз, Ира была похожа на Маугли, вернувшегося наконец в родную стихию. Это было настолько очевидно, что я собрал все написанные к тому времени свои стихи про тропики и подарил их Ире с посвящением: «Девушке, которая сам тропический лес смогла принять в подарок». Действительно, несколько лет спустя на материале, собранном во Вьетнаме, Ира защитила кандидатскую диссертацию* и теперь живет и работает в тропическом лесу практически безвылазно — в основном в Каттиене, но принимает участие в экспедициях в другие районы страны.

Ктор за работой («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Ктор за работой

Ира не только увлеченный натуралист, но еще и талантливый художник, создающий произведения в разных стилях, и книги серии «В джунглях не только тигры» составлены так, что показывают разные (хотя далеко не все) грани творчества автора. В первую очередь это, конечно, рисунки «жучков-паучков». Ира — мастер научной иллюстрации, в этом можно убедиться по ее публикациям в академических изданиях, но рисунки насекомых и прочей ползучей живности, вошедшие в научно-популярную трилогию, — это не буквальные копии представителей членистоногих. Здесь на первое место поставлена не точность деталей, а художественная выразительность, хотя Ира как специалист знает, в чем можно допустить некоторую вольность изображения, передавая впечатление от животного, а не только его анатомические подробности, а в чем — нет, иначе рисунок перестанет соответствовать подписи.

Персонажи: ползающие и летающие

В первой книге рассказано о насекомых пяти отрядов — о кузнечиках, стрекозах, привиденьевых (палочниках), бабочках и мотыльках, осах и пчелах и, наконец, о мухах. Во второй книге показаны различные жуки, а также пауки, скорпионы и их родственники, многоножки и пресноводные крабы, свободно гуляющие по лесу. В третьей книге речь снова должна пойти о насекомых — цикадах, тараканах, богомолах, клопах и прочих.

Самка мухи сем. Celyphidae («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Самка мухи сем. Celyphidae (нацпарк Фонгня)

Надо сказать, что третью книгу я жду с особым нетерпением, поскольку именно цикадами, тараканами и клопами поражает тропический лес. Цикады орут так, что невольно пригибаешься к земле; тараканы столь крупны и выразительны, что их хочется коллекционировать как самоцветы, а порою — покорно уступить дорогу; а клопы всё время обманывают, то имитируя пчел, то скрываясь под накидкой из мусора...

Самец паука Phintella vittata («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Самец паука Phintella vittata (нацпарк Каттиен)

Но посмотрим пока на тех животных, кому уже повезло оказаться на страницах изданных книг. Среди них немало знакомых — кого я сам с удивлением рассматривал в лесу, пытался фотографировать, но так и не удосужился определить. В книгах Иры каждой живой зверушке соответствует этикетка, как в музейной витрине: латинское название, русское название, название семейства, краткие сведения об образе жизни. Хотя для этого отведены всего несколько строчек, Ира выбирает самое главное, что известно про ее героев, а более подробную информацию часто нельзя найти и в специальной литературе.

Пока речь идет о «квартирах», занимаемых насекомыми в тропическом лесу, я удовлетворенно киваю, вспоминая, где и когда встречался с ними, но когда Ира переходит к описанию питания, поведения, развития этих животных, я из эксперта по тропикам превращаюсь в робкого студента: нужно быть специалистом, чтобы знать эти тонкости, а я всё-таки изучал в тропиках птиц, а не «букашек». В книге есть и сведения, которые в научных трудах найти не удастся. Например, каково отдирать жука, отчаянно вцепившегося коготками в твою кожу; каких кузнечиков (немногих) можно, напротив, спокойно держать в руках и как готовить вкусный суп из пресноводных крабов.

Долгоносики Alcidodes sp. («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Долгоносики Alcidodes sp. (нацпарк Чуянгсин)

По тщательно подобранной коллекции насекомых проводит экскурсию Ктор — alter ego автора, девушка с восхищенными глазами, персонаж увлекательной манги о её приключениях в тропиках, перешедший в книгу Иры с ее страниц в социальных сетях. Ктор знакомит не только с причудливыми «букашками», но и с культурой вьетнамцев, с особенностями работы в тропиках, порою непростыми — например, когда приходится исследовать лес в сезон штормов и дождей.

Ботанические зарисовки и пейзажи

Цветок Delonix regia («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Цветок Delonix regia (нацпарк Кончуранг)

Внимательно перелистывая книги, замечаешь, что они не только про жучков-паучков. На разворотах много растений, и все они не только красивы, не только узнаваемы, но также тщательно этикетированы. Изображение растений — особое искусство, и не все рисующие зоологи решаются выписывать цветы и листья. Тут я готов сознаться в ереси: хотя рисунки членистоногих точны и информативны, хотя книгами Иры можно пользоваться как путеводителем по насекомым тропиков Юго-Восточной Азии, ее рисунки растений имеют для меня большую ценность. Тут Ира заходит на чужую территорию. Интересно, когда растения начинает рисовать зоолог. Сразу видна разница приемов: и ветви, и соцветия, и плоды схвачены бегло, художник в напряжении — он по привычке ждет, что объект убежит от него. Но отработанные на зоологических объектах точность глаза и руки проявляют себя и тут. Эта беглость и точность уникальны: художники без биологического образования нередко пренебрегают видовыми признаками растений, если и не искажая, то не стараясь передать их, а ботаники обычно скрупулезно выписывают детали, так что те заслоняют общее впечатление. Как ни странно прозвучит совет, я рекомендую книги Иры тем, кто занимается ботанической иллюстрацией, — не как образец для подражания, но чтобы они знали: так тоже можно. Кстати, Ира редко показывает свои ботанические иллюстрации, встреча с ними в книге для меня стала неожиданным открытием.

Папоротник Asplenium nidum («Троицкий вариант» № 8, 2020)

Папоротник Asplenium nidum (нацпарк Каттиен)

Наконец, есть еще один пласт в книгах Иры — нарисованные акварелью пейзажи. Если вы попытаетесь найти удачные пейзажи тропической природы, у вас это вряд ли получится. Мне, во всяком случае, не удавалось. У других художников, самых известных, это будут или отдельные цветные пятна, приближающиеся к абстракции, или картины, перегруженные деталями, или попытки взглянуть на тропики сквозь призму этнического искусства, или невольное замазывание холста зеленым цветом разных оттенков. Можно напустить туман, оттеняющий горы и отдельные стволы деревьев, можно разбить монотонный лес развалинами буддистских храмов или бамбуковыми хижинами... Но просто взять и нарисовать (или сфотографировать) тропики редко у кого получается. А Ире удалось. И нежное весеннее многоцветье молодой листвы, и сепию затяжных дождей, и лес в мгновенном свете молнии, и затишье, и шквал, рвущий широкие листья банана, и танцующий свет, проходящий под густой полог сквозь разрывы в плотной листве... Всё это удалось передать точнее, чем самая изощренная камера, но в полном соответствии впечатлениям тех, кому повезло побывать в тропиках.

***

Не знаю, когда вернусь во Вьетнам, но рисунки Иры возвращают меня в знакомый лес, населенный гиббонами и птицами-носорогами. Если и в самом деле Ира приняла тропики как подарок, то теперь она отдает его более чем щедро.

Иллюстрации Иры Семенюк публикуются с разрешения автора


* «Трофическая и топическая специализация диплопод (Diplopoda, Myriapoda) как механизм поддержания видового разнообразия таксоцена». — Ред.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»