Рецензия на книгу:

Планета пандемий


Черная обложка, словно обтянутая траурной лентой по краям. На переднем плане — доктор Чума в перчатках, которые смотрятся, как когтистые лапы. Позади — еще один доктор Чума и бегущие от него люди. В отдалении — город под безжизненным, похожим на вату небом. Крупный заголовок «Пандемия».

За последние недели это слово стало слишком привычным, потеряло свой экзотический флер; еще недавно казавшееся чужым, оно наполнилось смыслом. Оно мелькает повсюду, а доктор Чума, пусть и маскарадный, на днях прогулялся по опустевшему, безлюдному Калининграду.

Калининградец в костюме чумного доктора. Фото Александра Подгорчука (klops.ru)

Фото Александра Подгорчука (klops.ru)

Говоря высоким стилем, мы все стали героями этой книги, причем второстепенными. Главный же ее герой — патоген, крохотный коронавирус. И грустной шуткой звучат слова, процитированные в начале книги. Известный вирусолог полвека назад предрекал: с инфекционными болезнями скоро будет покончено. А затем случились ВИЧ, атипичная пневмония, эбола, лихорадка Западного Нила, свиной грипп, птичий грипп и, наконец, COVID-19.

«Пандемия» на английском языке вышла в 2016 году. В 2017-м появился русский перевод. Вероятно, он не слишком бойко продавался, потому что до последнего времени встречался в магазинах. Вряд ли издательство стало бы делать второй тираж, если бы не известные обстоятельства. В конце 2019 года «Альпина нон-фикшн» правильно оценила ситуацию и отправила книгу на допечатку. Второй тираж, надо полагать, расходится лучше первого (хотя купить любую книгу теперь — целое приключение). И читается книга иначе. Что полгода назад казалось абстрактной заумью, превратилось в триллер и уже напоминает квест на выживание.

Обложка книги Pandemic: Tracking Contagions, from Cholera to Ebola and Beyond. Изображение с сайта naperville.overdrive.com

Изображение с сайта naperville.overdrive.com

«Пандемия» написана медиком и журналистом Соней Шах и по разным причинам заслуживает внимания. Она привлекает уже обложкой, хотя в русском варианте обложка вводит в заблуждение. Ни про чуму, ни про чумного доктора в книге нет ни слова. Оригинальная обложка другая — неброская, но правдивая: на ней изображена схема города и очаги холеры. Более того, всемирную историю инфекций, как обещает русский подзаголовок, книга тоже не рассказывает. В оригинале она называется иначе: «Пандемия: по следам инфекций, от холеры до Эболы и дальше» (Pandemic: Tracking Contagions, from Cholera to Ebola and Beyond). И в ней нет рассказов о многих крупных пандемиях, в том числе об «испанке» или «черной смерти».

Большая часть книги посвящена истории холеры. Это тоже интересное слово, которое все знают, но мало кто понимает его подлинное значение. В обиходе оно означает какую-то опасную, хотя и весьма абстрактную редкую болезнь. Соня Шах наполняет это слово конкретным содержанием.

Она подробно рассказывает, как холерные бактерии, испокон веков населявшие морские воды, научились заражать человека, как они подобрали к нам ключик, чтобы мы стали передавать их друг другу. Автор красочно пишет про холерные симптомы и про страх, который сопровождал эпидемии.

Веслоногие ракообразные. Фото с сайта wikimedia.org

Холерные вибрионы изначально были связаны с крошечными веслоногими рачками (на фото). Они облепляли их внутри и снаружи и выполняли важную роль: уничтожали сброшенные рачками хитиновые панцири. Если бы не вибрионы, веслоногие быстро бы израсходовали на свои панцири весь углерод и азот, растворенные в океане. Мирное существование вибрионов закончилось после разрушения их зоны обитания. Вибрионы вышли из теплых мангровых лагун на рисовые поля, столкнулись с человеком, и это кончилось для нас очень печально: холерные микробы научились колонизировать наши кишечники и стали распространяться от одного инфицированного человека к другому, порождая эпидемии по всему миру. Они делают это до сих пор, вот уже двести лет. Фото из Википедии

А холера действительно страшна. Она убивает быстро и буквально за полдня превращает человека в обезвоженный труп. Из заболевшего исторгается лавина поноса, переполненная вибрионами, иногда она не прекращается и после смерти. В книге много подробностей про эпидемии холеры, бушевавшие в США, Европе, на Гаити.

Вот Париж, где в 1832 году холера унесла более 7000 жизней. Несмотря на карантин, богачи в пику заразе устраивали маскарады и вальсы, наряжаясь чудовищами и мертвецами. То и дело кто-то из участников падал на пол, срывал маску и в последний раз окидывал стекленеющими глазами бал. Мертвых шутников, чтобы не распространяли заразу, хоронили прямо в маскарадных костюмах.

Этими штрихами создается живой портрет пандемии холеры, с которой невольно приходится сравнивать нынешнюю ситуацию (холера выглядит гораздо опаснее, и в этом важный терапевтический эффект книги).

Увы, про Россию, кроме хрестоматийного упоминания павшего от холеры Чайковского, в книге ничего нет; это неудивительно, поскольку написана она американским автором. Между тем отечественные вспышки холеры были очень жесткими, суровыми и ждут своего писателя.

Пока во Франции плясали богачи, в российской глубинке холере приносили человеческие жертвоприношения, даже в 1850-х годах. В то десятилетие крестьяне Минской губернии притащили на кладбище старуху, столкнули в приготовленную для холерных трупов могилу и живую засыпали землей.

Жертвоприношение, которое случилось в Европе во времена Дарвина и Пастера, само по себе удивительно. Еще удивительнее, что инициатором был местный фельдшер, а сельские власти во главе с волостным старшиной выдали толпе особое разрешение на право похоронить живого человека с целью спасения деревни от холеры*. И в этом отношении российская эпидемия кажется страшнее европейской.

История холеры занимает половину книги или даже больше, на ее примере автор показывает, как появляется опасный патоген, почему единичное заражение может разрастись в эпидемию, как этого избежать.

По ходу повествования возникают и китайские рынки дичи, откуда пошел нынешний коронавирус (это слово в книге есть, но упоминается только в одном месте), про другие места, откуда может начать распространяться зараза: например, про больницы Индии, куда прилетают ради дешевых хирургических операций граждане разных стран и увозят с собой не только новую печень или хорошо прилаженный нос, но и местные бактерии, которые могут полыхнуть эпидемией.

Рынок дичи в г. Ухань. Фото с сайта scmp.com

Рынки дичи в Китае пытались закрыть после вспышки атипичной пневмонии в 2002 году. Тогда вирус (тоже коронавирус) перешел от пойманных летучих мышей на других диких животных, которые продавались по соседству: енотовидных собак, цивет, барсуков. Он мутировал, и одна из его новых форм научилась поражать людей, что едва не привело к пандемии. К сожалению, запрет на торговлю дикими животными оказался не слишком строгим. Через несколько лет рынки возродились, хотя и полуподпольно. Вероятно, оттуда пошла пандемия 2020 года. Фото с сайта scmp.com

Главный посыл книги — от пандемий никуда не деться. Мы живем на планете вирусов и бактерий. Возможно, и человек появился благодаря сокрушительной пандемии среди приматов (эту интересную гипотезу Шах излагает весьма подробно).

Пандемии были и будут всегда. Но теперь они могут принимать гипертрофированный масштаб. Громадные города со скученным населением — словно связки динамита, бережно разложенные по всей планете, авиалинии — бикфордовы шнуры. Если чума с холерой путешествовали парусниками и пароходами, то новые вирусы летают лайнерами. Полгода назад подобные сравнения показались бы натянутыми и претенциозными. Сегодня они звучат иначе.

По-другому воспринимается и медицинский прогноз в начале книги (напомню, она вышла в 2016 году). Большинство эпидемиологов, пишет Шах, считают неизбежной пандемию в ближайшие два поколения, причем пандемию страшную: она поразит до 1 млрд человек, убьет до 165 миллионов и вызовет глобальный экономический спад, убытки от которого достигнут трех триллионов долларов.

Совсем недавно этот прогноз вряд ли мог привлечь внимание читателя. Прогноз как прогноз, таких апокалиптических предсказаний немало, особенно про климат (о котором тоже зачем-то пишет Шах). Но сейчас о нем задумываешься.

Может ли нынешняя пандемия воплотить это пророчество? Или нас ждет что-то еще похуже? Или всё же эпидемиологи ошиблись, и оглушительной пандемии не случится? Ведь они тоже люди и могут ошибаться. И хочется верить, что они именно ошиблись. Но картина за окном говорит об обратном.


* Суеверие как источник преступления // «Русский листок». 1899. № 169.


0
Написать комментарий

    Новые поступления






    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»