Книга Дэниела Либермана — тоже о том, как человечество поторопилось и что из этого вышло. Только временные масштабы тут совсем другие. Спина болит, сердце шалит, кожа чешется, в желудке язва, в пятке шпора, на счет от стоматолога смотреть страшно, а на самого стоматолога — сложно, потому что с глазами тоже беда, от всего этого на душе постоянная тревога, которую безумно хочется заесть чем-то вредным, со всеми вытекающими последствиями... и ведь вы еще не старый человек и вроде бы никакими особо вредными способами над своим организмом не издевались, как же вы дошли до жизни такой? Возможно, для того, чтобы разобраться в ваших проблемах, придется вернуться в те незапамятные времена, когда группа доисторических обезьян, обитавших на краю высыхающего леса, обнаружила, что среди деревьев прокормиться уже не выйдет и надо идти за едой в саванну.
Лесной обезьяне в этом жутком месте делать нечего — жарко, трудно прятаться от хищников, чтобы найти что-то съестное, придется ковылять по неудобной плоской почве, причем ковылять невероятно долго и далеко, да и питательные свойства у равнинной еды, мягко говоря, не те, что у плодов с дерева. Пытаясь выжить, лесные беженцы превратились в приматов доселе невиданных — с удивительными стопами и позвоночниками для максимально эффективного передвижения на двух задних лапах, с дыхательной системой, позволяющей много часов подряд загонять добычу на жаре, с руками, умеющими прицельно швырять камни и палки и выкапывать из земли коренья, с хитрым обменом веществ, обеспечивающим энергией огромный мозг, способный додуматься новых невероятных способов эффективной добычи и переработки питательных веществ... идущих все в тот же мозг. Так что, если глядя на себя в зеркало, вы видите там толстую безволосую неуклюжую ошибку эволюции — вы не правы. У вас замечательное, грамотно сконструированное естественным отбором тело охотника, собирателя, марафонца, специалиста по выживанию и эксперта по коммуникациям. Просто с тех достославных времен, когда это тело бродило по саванне, многое изменилось. Отважный прямоходящий собиратель превратился в охотника-собирателя, тот — в земледельца, земледелец — в средневекового горожанина, тот — в жителя индустриальной цивилизации... И они до сих пор живут внутри вас, а вместе с ними — все их «творческие наработки», все адаптации. А хитрые взаимоотношения старых и новых адаптаций и адаптаций культурных с биологическими — это эволюционный триллер как он есть. В общем, каждый из нас сегодня представляет собой этакое живое письмо дяди Федора из деревни. А лапы у нас ломит и хвост отваливается потому, что в процессе своего невероятного развития мы заработали кучу так называемых болезней несоответствия — недугов, проистекающих от того, что мы используем свои тела не по назначению. Болезни несоответствия, как правило, не смертельны, не мешают размножаться, но существенно снижают качество жизни, превращая... да, собственно, уже превратив нас в цивилизацию сытых, одетых, обогретых, отлично защищенных от всевозможных напастей, долгоживущих дохляков.
Дэниел Либерман буквально разбирает человеческое тело по косточкам, подробно объясняя, как именно мы каждый день издеваемся над собственными руками, ногами, глазами, ушами, спинами, желудками и сердцами. Если совсем коротко: вы почти все делаете неправильно. Просто чтобы осознать «масштаб катастрофы» — ваше тело не предназначено даже для того, чтобы читать этот текст. Нет-нет, выключать компьютер, выбрасывать его в окошко, скидывать с себя одежду и бежать обратно в лес не надо. Просто попробуйте изучить свой организм и не делать того, что наносит ему прямой вред. Вы справитесь. «История человеческого тела» — не плач по деградировавшему человечеству, а весьма позитивная книга о великом множестве чудес и глупостей, на которые оказался способен наш вид. И автор абсолютно уверен: если у человека разумного хватило упорства, изобретательности и командного духа на то, чтобы построить современное царство несоответствия, значит, он сможет и все исправить. Он ведь такое неугомонное, многослойное и непредсказуемое животное...