Рецензия на книгу:

В блестящей работе «Субстанция мышления» лингвист и когнитивный психолог Стивен Линкер исследует работу человеческого сознания в совершенно новом стиле — через пристальное изучение нашей речи: от бытовых разговоров, шуток и сквернословия до юридических споров, от детских неуклюжих выражений до сленга, от политического дискурса до поэзии. Объясняя сложные идеи с помощью точных и остроумных примеров, Пинкер задает увлекательный тон изложению науки о языке.

Исходный посыл книги — помочь нам понять, кто мы такие и что нами движет. Что говорят ругательства о нашей эмоциональности? Что могут рассказать двусмысленные фразы во время ухаживаний о наших социальных отношениях? Как смысловые тонкости и оговорки — наподобие тех, что доставили немало проблем многим политическим лидерам, — раскрывают наши представления об ответственности и справедливости? Как в языке преломляются научные понятия? Автор предлагает ответы на эти и многие другие интереснейшие вопросы, виртуозно демонстрируя умение прояснять предмет и вовлекать читателя в процесс осмысления.

Представление о содержании книги «Субстанция мышления» вы можете получить из рецензии Н. М. Абакаровой (Институт языкознания РАН), приводимой ниже.

Наш выбор рецензируемой книги обусловлен назревшей необходимостью появления лингвистического (или, шире) научного бестселлера, способного привлечь внимание широкой аудитории. Популяризация науки — благородное и, хочется надеяться, благодарное дело, за которое не в первый раз берётся автор рецензируемой книги. Умение писать понятно о сложном, сочетая научный, научно-популярный и публицистический стили, является отличительной особенностью такого автора, как Стивен Пинкер.

Стивен Пинкер — канадско-американский лингвист и психолог, профессор психологии Гарвардского университета, автор целого ряда работ по экспериментальной психологии и когнитивным наукам.

Рецензируемая книга была издана в 2007 г. в Нью-Йорке и вышла в русском переводе В. П. Мурат и И. Д. Ульяновой в 2013 г. Как и получившая немалую известность работа «Язык как инстинкт» (The Language Instinct), а вслед за ней — «Слова и правила» (Words and Rules), данная книга обращена если не к массовой, то, во всяком случае, широкой читательской аудитории и завершает трилогию Пинкера о связи языка и мышления. По замечанию самого учёного, в «Субстанции мышления» рассматриваются значения слов и конструкций и то, как язык используется в различных социальных условиях, иначе говоря, обсуждаются семантика и прагматика.

Книга включает девять глав, восемь из которых разбиты на темы и открываются вступлениями, а последняя подводит итоги размышлений автора и носит обобщающий характер.

В главе 1 «Слова и миры» автор предварительно рассматривает некоторые из тем книги, обратившись к иллюстрациям из газет и Интернета. Ключевым свойством нашего мышления для автора является то, что самые абстрактные человеческие понятия понимаются исходя из конкретных сценариев [с. 12]. Подчеркивается важность семантики, которая, как отмечает исследователь, занимается связью слов с мыслями, реальностью, обществом, эмоциями и социальными отношениями.

Глава 2 «Вниз по кроличьей норе» посвящена миру базовых человеческих понятий и их связей. «Кроличьей норой», по образному определению автора, является глагольная система английского языка: что глаголы значат, как они употребляются в предложениях и как всё это представляют себе дети [с. 38]. С. Пинкер начинает с рассуждений о том, как дети усваивают глаголы [с. 40–48], затем рассматривает парадоксальную ситуацию, когда дети усваивают то, что, казалось бы, усвоить невозможно [с. 48–58], далее сообщает о способности мозга выбирать различные фреймы как шаге к решению упомянутого парадокса [с. 58–69]. Автор последовательно описывает базовые понятия нашего мыслительного инвентаря: движение и изменение [с. 70–76], обладание, знание и содействие [с. 76–87], действие, намерение и принуждение [с. 87–98]. Учёный задается вопросом о наличии осознанного выбора глагольных конструкций и их непременном логическом осмыслении со стороны всех говорящих по-английски и признаёт невозможность однозначного ответа на этот вопрос [с. 98–102]. В следующем разделе автор предлагает инвентарь базовых человеческих понятий [с. 108–109], чтобы далее продемонстрировать читателю, каким образом особенности структуры этих понятий (обладание и благополучие, обладание и знание, время, причинно-следственная связь и др.) приводят к ошибкам при встрече с вызовами в жизни.

Глава 3 «Пятьдесят тысяч врожденных понятий (и другие радикальные теории языка и мышления)» посвящена спорным проблемам, в объяснении которых теория концептуальной семантики конкурирует с альтернативными теориями о том, как значения слов представлены в мозгу человека. Являясь сторонником теории Н. Хомского о врождённых способностях сознания, Пинкер при этом определяет свою позицию как умеренную, в отличие от радикальных взглядов Дж. Фодора, чья теория экстремального нативизма представлена в отдельном разделе [с. 138–158]. Автор подвергает критике теорию радикальной прагматики [с. 138–158], указывая, что она противоречит фундаментальной схеме устройства языка. И, наконец, третья теория, которую автор сопоставляет с концептуальной семантикой, — теория лингвистического детерминизма. Пинкер подробно рассматривает наиболее важные заявления сторонников идей Б. Л. Уорфа, последовательно опровергая их [с. 159–187]. Завершая главу, Пинкер подчёркивает, что теория концептуальной семантики, которая исходит из того, что значения слов репрезентированы в мозгу людей в виде выражений на более абстрактном языке мышления, находится в центре этого круга теорий и способна дать ответ на трудные вопросы взаимоотношения языка и мышления [с. 189].

В главе 4 «Рассекая воздух» автор обращается к моделям пространства и времени, материи и причинности, запечатлённым в языке. Отталкиваясь от идей И. Канта и, в то же время, не вполне с ним соглашаясь, автор приходит к выводу, что наши когнитивные модели представляют собой данные, считанные с основных аспектов природы человека [с. 202]. Являясь принадлежностью мозга, а не извлечениями из реальности, эти модели преподносят нам парадоксы, когда их подталкивают к границам науки, философии и юриспруденции [с. 289].

В главе 5 «Метафора метафоры» [с. 290–336] концептуальная метафора рассматривается как способ преодоления когнитивных и эмоциональных границ. Проанализировав возможности метафоры в науке, литературе и философии в свете идей Д. Лакоффа, Д. Грубера и Р. Джекендоффа, а также ссылаясь на результаты исследований Р. Шенка, Пинкер отвергает теорию об универсальном характере метафоры, равно как и теорию, считающую, что большинство метафор — мертвы. У Пинкера данные теории получают название мессианская теория и теория зануды, соответственно.

Глава 6 «Что значит имя» [с. 337–388] в увлекательной и ироничной манере рассказывает читателю о назывании (naming) — о том, как даются имена детям и всему остальному. Особый интерес для автора представляет то, как имя и акт называния связывают нас с миром за пределами нашего сознания, с реальностью, а не нашими идеями о ней.

Главу 7 «Семь слов, которые нельзя произносить на телевидении» [с. 389–445] Пинкер посвятил бранной лексике и загадке сквернословия. Автор раскрывает биологические корни сквернословия, области жизнедеятельности, которые порождают табуированные слова, и случаи, когда люди их употребляют. В заключение автор отмечает выразительные возможности сквернословия и предлагает его разумное использование (в том числе и при научной аргументации).

Глава 8 «Игры, в которые играют люди» посвящена косвенной речи — тому, почему мы так часто не можем просто сказать именно то, что мы имеем в виду [с. 448]. Пинкер начинает с изложения принципа сотрудничества Грайса, конкретизированного в форме четырёх разговорных максим, и далее рассматривает ментальность вежливости. Получают освещение такие модели взаимоотношений, как Коммунальность, Авторитет и Обмен. Одну из причин того, что наша речь является настолько косвенной, автор видит в парадоксе рационального неведения, нежелании нашего мозга получать определённые послания во избежание отрицательных последствий.

В главе 9 «Выбираясь из пещеры» [с. 504–518] исследователь ещё раз раскрывает основные положения своей работы, напомнив не только о метафоре, но и о комбинаторной силе языка, его бесконечной композиционности. Использование знакомых нам ментальных моделей и применение их к новым предметам с помощью избранных аналогий поможет, по мнению автора, компенсировать недостатки наших инстинктивных способов мыслить о физическом и социальном мире.

Книга Стивена Пинкера написана живым языком и содержит множество остроумных и занимательных примеров из языка кино, комиксов, прессы, телевидения и литературы.

Настоящая работа, вне всякого сомнения, будет интересна филологам самой разной специализации, психологам, философам, а также всем, кому небезразличны проблемы языка.

Н. М. Абакарова,
Институт языкознания РАН

С разрешения Стивена Пинкера публикуем часть 4 главы «Рассекая воздух», которая «посвящена пространству, времени, причинности и материи — как они представлены в языке, в мышлении и в действительности. Я построил эту главу на основе идей Канта, потому что та понятийная структура, которая, по его убеждению, систематизирует наш опыт, заметна также и в организации языка. <...> Независимо от того, разделял ли Кант в действительности те идеи, которые в наше время часто ассоциируются с его именем, или же был только вдохновителем подобных идей, по меньшей мере две такие идеи являются бесценными для понимания мозга».


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»