Популяционный иммунитет падает и многие заболевания возвращаются. Родители отказываются делать прививки детям из-за страхов, культивируемых антипрививочным движением, а также из-за текущего мнимого состояния безопасности — ведь многие болезни исчезли из-за распространения вакцин. Разъяснить опасность возникшей ситуации берётся профессор Пол Оффит, педиатр из Университета Пенсильвании, специализирующийся на инфекционных заболеваниях, иммунологии и вирусологии, один из разработчиков хорошо переносимой и обеспечивающей неплохую иммунную защиту ротавирусной вакцины.
Показывая сходства и отличия в методах первого антипрививочного движения, возникшего в Англии в XIX веке после изобретения Эдвардом Дженнером прививки против оспы, и современного, а также и их принципиальные отличия (наиболее детальный разбор используемой риторики вы найдёте в обзоре А. Маца), Пол Оффит разбирает их ошибки в аргументации, случаи подтасовки фактов и опоры на сомнительные данные — ту единственную базу, что антипрививочники всегда по факту и использовали.
Однако в книге Оффит не делает их педантичный разбор и не приводит сухие данные и детали о методологии или выводах конкретных исследований, а преподносит историю борьбы между противниками и сторонниками вакцинации в самом настоящем детективном стиле.
Антипрививочное движение апеллирует к эмоциям и ведёт активную информационную работу с родителями. Индивидуальный и неравнодушный подход производит на них впечатление, хотя сама аргументация и не имеет научной базы. Возражения специалистов, убийственно точные и строго обоснованные, выглядят для них куда более блекло, ведь оставляют ощущение, что исследователям важна аналитика сама по себе, а не здоровье их ребёнка.
Этим и диктуется выбранный стиль изложения. Начинает Пол Оффит с того, что дало всплеск активности антипрививочного движения в США — фильма «Прививочная рулетка». Читатель узнаёт, как сперва отступала наука, не способная сию минуту предоставить неопровержимые данные того, что вакцина от коклюша не способна вызвать повреждения мозга, судороги у младенцев, быть причиной синдрома внезапной детской смерти и других вещей, которыми пугали людей того поколения. Он планомерно рассказывает, как дотошные исследователи собирали статистику случаев между привитыми и непривитыми детьми, как постепенно выявили, какие генетические дефекты приводят к отклонениям, которые приписывали вакцинам, и так далее. И в довесок показывает, как в фильме были подтасованы материалы, что является своего рода точкой в рассказываемом читателю детективном расследовании.
Но на этом автор не останавливается, а переходит к событиям, происходившим в Великобритании 10 и более лет назад, породившим фильм «Прививочная рулетка». Они, в свою очередь, берут начало из ещё более ранних событий и так далее. И таким образом он возвращается в прошлое до истории создания первой вакцины и, соответственно, возникновения первого антипрививочного движения, по пути знакомя читателя с историей некоторых направлений в медицине.
Следует подчеркнуть, что хотя Пол Оффит в силу своего происхождения уделяет внимание событиям, происходившим в США и Европе, книга от этого не теряет актуальности для русскоязычной аудитории, поскольку международное антипрививочное движение является тем бездонным колодцем, из которого черпают идеи антипрививочники в России и соседних странах (читайте об этом также в обзоре А. Маца). А поскольку перенимают их с задержкой по времени, то не исключено, что с описанные ранее в книге Оффитом проблемы возникнут и в России.
Пол Оффит написал книгу «Смертельно опасный выбор: Чем борьба с прививками грозит нам всем» не для специалистов, а для родителей, которые хотят получить больше информации, в надежде уберечь их детей от антипрививочной рулетки.
Отметим также, что Пол Оффит, разделяющий позицию «Право свободно исповедовать религию не предполагает свободу подвергать общество или ребёнка опасности заболеть инфекционной болезнью и не даёт права рисковать здоровьем и жизнью последнего. Родители вольны быть мучениками, но из этого не следует, что в таких же обстоятельствах они вольны делать мучеников из своих детей», уделяет в книге существенное внимание религиозной риторике антипрививочников и случаям отказа от вакцинации «по религиозным соображениям» (позже он напишет отдельную книгу по этой теме, «Плохая вера» (Bad Faith), с девизом «Мы не должны позволять людям использовать религиозные убеждения для нанесения вреда своим детям»). Не оборачивается ли такая свобода отказа неизбежным увеличением рисков и свободой заболеть и распространять инфекции? Ответы на этот и не только вопросы вы найдёте в книге, причём на последний автор даёт ответ, используя одну из классических задач теории игр.
Получить представление о книге и узнать любопытные факты из биографии автора вы сможете также из интервью Пола Оффита, данного профессору Эли Адаши в связи с её выходом в свет. Пол Оффит рассказал, что побудило его взяться за написание книги, на какого читателя она рассчитана и каким образом он оказался вовлечён в непрекращающуюся информационную кампанию по противостоянию дезинформации, распространяемой как антипрививочниками, так и недобросовестными журналистами. Не осталась без внимания и деятельность антипрививочного движения, рассмотренная на примерах нескольких вакцин, которое оно пыталось дискредитировать, в частности известного случая тривакцины (корь, краснуха, паротит) и аутизма. В интервью помимо этого была поднята тема корректности освещения вопроса вакцинации в СМИ и той роли, которую в этом вопросе играют знаменитости, и, наконец, чем обернётся противостояние между сторонниками вакцинации и её противниками.