56 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос. И «космическая лихорадка» охватила мир. «РБК Стиль» составил обзор новых книг весны, которые расскажут взрослым и детям о романтике далеких планет и одержимости небом.
Список «космических» новинок весны был бы неполным без книги о братьях Райт. История космических полетов, хоть и началась 12 апреля 1961 года с запуска «Востока» и знаменитого «Поехали!» Юрия Гагарина, но все же стала возможна 17 декабря 1903 года, когда братья Райт воплотили многовековую мечту человечества об управляемом полете. Пока правительства США и стран Европы тратили огромные суммы на разработку первого летательного аппарата с мотором, в маленьком городке в штате Огайо два сына местного епископа на собственные скромные средства строили летающую машину. Именно Уилбур и Орвилл Райт, владельцы небольшой велосипедной мастерской, не окончившие даже колледжа, сконструировали и испытали первый в мире самолет. Их историю и рассказывает лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Маккаллоу в книге «Братья Райт. Люди, которые научили мир летать».
Полет, по словам Орвилла, был «крайне неспокойным», «Флайер» поднялся, резко снизился, снова набрал высоту, подпрыгнул, как необъезженный жеребец, когда зацепил одним крылом песок. Он преодолел расстояние в 36,5 м, менее половины длины футбольного поля. Общая продолжительность пребывания в воздухе составила приблизительно 12 секунд.
«Вы боялись?» — спрашивали Орвилла.
«Боялся? — с улыбкой переспрашивал он. — На это не было времени».
«Это был полет продолжительностью всего лишь 12 секунд, — скажет он впоследствии, — и это был неуверенный, неровный, виляющий полет, но, в конце концов, это был настоящий полет».
Поначалу братьев Райт вдохновляли планеры Отто Лилиенталя, но в определенный момент стало ясно, что расчеты Лилиенталя, в которые они так верили, оказались ошибочными. Так что учителей и подсказок у них не было. Оставалась только вера в себя и свою мечту. Но иногда этого достаточно.
Когда 20 июля 1969 года Нил Армстронг ступил на лунную поверхность, у него с собой был маленький кусочек парусины с крыла «Флайера» 1903 года, взятый на счастье в память о братьях Райт.