Рецензия на книгу:

В течение большей части прошедшего столетия наука была чрезмерно осторожна и скептична в отношении интеллекта животных. Исследователи поведения животных либо не задумывались об их интеллекте, либо отвергали само это понятие. Большинство обходило эту тему стороной. Но времена меняются. Не проходит и недели, как появляются новые сообщения о сложности познавательных процессов у животных, часто сопровождающиеся видеоматериалами в Интернете в качестве подтверждения.

Франс де Вааль рассказывает об истории этологии, о жестоких спорах с бихевиористами, а главное — об огромной экспериментальной работе и наблюдениях за естественным поведением животных. Анализируя пути становления мыслительных процессов в ходе эволюционной истории различных видов, автор убедительно показывает, что человек в этом ряду — лишь одно из многих мыслящих существ.

Данные исследований когнитивных способностей животных неумолимо показывают, что человек не является особым и исключительным видом. Корректно ли вообще рассуждать, насколько он продвинут по сравнению с осьминогом, способным управлять восемью независимо движущимися конечностями, каждая из которых снабжена самостоятельной нервной системой, или по сравнению с летучей мышью, осуществляющей грациозную обработку отражённого от объектов ультразвука для целей собственного передвижения и охоты. Но человек не уникален и в тех вещах, которые когда-то считались только его отличительной чертой: не только приматы используют и изготавливают орудия, но и представители других видов, например воро́ны, причём как для решения сиюминутных задач, так и для решения задач в долгосрочной перспективе. Не стоит делать предметом гордости и модель психического. К примеру, о шимпанзе уместней сказать, что они осуществляют политические игры и дипломатию, но также при этом способны понять, о чём думает и что намерен делать человек, представитель другого вида. Сомневающиеся и сопереживающие друг другу крысы, сожалеющие о принятых ими решениях; дельфины, использующие сложную систему коммуникации; руководствующиеся чувством справедливости капуцины; попугаи, решающие арифметические задачи; обманывающие людей слоны... Без сомнения, книга «Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?» ударит по эго людей, уверенных в особом положении человека.

Из отрывка «Антропоотрицание» вводной части и главы «Мера всех вещей» вы узнаете о том, как ошибочные представления об уникальности человека и его разума и в целом антропоцентрические взгляды на мир приводили к систематическому искажению методологии исследований познавательных способностей животных и как противостояние между сторонниками подхода эволюционной преемственности видов и подхода исключительности человека проходит в наши дни. Публикуется с разрешения издательства «Альпина нон-фикшн».


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»