Рецензия на книгу:

Если верить статистике


Главный экономист Google Хэл Вариан считает, что статистика — «сексуальная» и крайне перспективная наука. Для большинства из нас, со школьных и студенческих времён припоминающих, что это что-то связанное с цифрами и сложными графиками, такое утверждение может показаться парадоксальным. Но мир меняется, а вместе с ним и технологии — уже больше 4 млн человек по всему миру работают со статистикой и большими данными. И верно полагают, что за этим будущее, в котором есть и удовольствие, и деньги, и даже немного славы.

Если вам кажется, что статистика совсем не имеет к вам отношения, вы серьёзно ошибаетесь. Статистика — повсюду. Ваши покупки в магазинах, поездки на метро и в автобусе, какие страницы и как часто вы посещаете в Интернете, какие сериалы смотрите и на каком сезоне бросаете, к каким врачам ходите — всё это давно и пристально исследуется самыми разными организациями и превращается в миллиарды цифр и тысячи графиков. Работа корреспондента The Economist, профессора, преподавателя экономики и политики Чикагского университета и Дартмутского колледжа Чарльза Уилана «Голая статистика» — как раз про это. Учёный, который, впрочем, излагает мысли живо и легко, утверждает, что написал самую интересную книгу о самой интересной науке. И это, кажется, правда.

«Хотя студенты часто жалуются, что статистика — неинтересная и малопонятная наука, выйдя из аудитории, они охотно обсуждают свои спортивные достижения и средние результаты, которых добились летом, или изменчивость погоды, или свои баллы в колледже»

Статистика на досуге

В «Голой статистике» Уилан не раз говорит о том, что он намеревается предложить какому-нибудь телеканалу сделать сериал. В нём люди, занимающиеся статистикой, будут работать прямо как настоящие детективы: будут искать, анализировать, сопоставлять, реконструировать события. Только внимание их будет сосредоточено не на убийствах или кражах, а на социальных явлениях. Умы Шерлоков Холмсов от статистики будут занимать, например, такие вопросы: как связано потребление мяса и хлеба с развитием разных видов рака, как наличие велосипедных дорожек влияет на преступность в районе и при каких условиях на выборах президента может победить совсем никому не известный кандидат.

Статистика в быту

Что делать со всеми этими знаниями? Резонный вопрос. Как минимум — вворачивать их в разговорах, чтобы подтверждать свой статус эрудированного человека. Как максимум — научиться видеть за этим больше и проводить аналогии, чтобы жить было легче (хотя и сложнее одновременно: не так-то уж и приятно понимать тот факт, что почти всё и все вокруг хотят тебя обмануть и подтасовать данные, чтобы выставить в выгодном для себя свете).

«Голая статистика» — отличный учебник. Не столько статистики, сколько жизни во всех её проявлениях. Он учит не верить слепо каким-либо данным (даже статистическим), но прививает привычку задумываться и анализировать. Это работает и в бытовых вещах.

Замечали, что часто в больших супермаркетах вам дают дополнительные скидки примерно на те продукты, о которых вы думали вчера? Откуда они это узнали? Изучили историю ваших покупок и данные похожих на вас покупателей. Никакого волшебства, только цифры. Ещё умение пользоваться инструментами статистики избавляет от иллюзий и даже страхов в моментах, связанных с деньгами и работой, помогает видеть скрытые взаимосвязи между явлениями, разбираться в условиях игры в бизнесе. И даже просто экономить. Например, быстренько прикинув, в каком случае нужно покупать дополнительную страховку на новые кофейник или стиральную машину, а в каком — нет.

Ещё три важных книги про статистику

«Статистика. Базовый курс в комиксах», Грейди Клейн и Алан Дебни

Забавный путеводитель по миру статистики. С одной стороны — весёлые картинки про то, как устроена эта сложная наука и про тех, кто может ею пользоваться. С другой — серьёзное пособие для тех, кто хочет хотя бы примерно понять, как собирать данные, их трактовать и использовать в работе и при этом не попадаться на чужие фокусы со статистикой.

«Как лгать при помощи статистики», Дарелл Хафф

Написанная ещё в 1954 году книга американца Дарелла Хаффа до сих пор остаётся самым важным публицистическим исследованием в этой сфере. Как и заявлено в названии, она действительно рассказывает, как создатели рекламы, организаторы предвыборной компании и вообще, кажется, почти все, чья работа связана с общественным мнением, врут этой самой общественности.

«Сигнал и шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие — нет», Нейт Сильвер

Книга политтехнолога и специалиста по статистике Нейта Сильвера, разработавшего свою систему прогнозирования результатов выборов, не о статистике, а об одной из областей этой науки — прогнозировании. А ещё о том, как правильно угадывать с помощью цифр и данных исход спортивных состязаний или вероятность землетрясений, при этом не отвлекаясь на посторонний информационный шум.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005–2025 «Элементы»