Из-за знаменитой фотографии с высунутым языком Альберт Эйнштейн остаётся, пожалуй, самым известным учёным на планете, соперничая по узнаваемости разве что со Стивеном Хокингом. Но запомнить и внятно пересказать идеи Эйнштейна, конечно, мало кто может. Большинство считает, что Нобелевскую премию ему вручили за теорию относительности, довольствуется тем, что хотя бы узнаёт старика в лицо, и не претендует на большее.
Ещё обиднее в этом отношении обстоят дела с Эрвином Шрёдингером, фамилия которого в сознании миллионов связана с «кошачьим парадоксом» (знать его суть тоже не считается обязательным), а внешность и даже имя, не говоря уже о научных достижениях, знакомы куда меньшему числу людей.
Книга «Играют ли коты в кости?» американского физика и популяризатора науки Пола Хэлперна может исправить это недоразумение.
В первую очередь нужно отметить, что это не просто двойная биография, а занимательная история физики в целом. Изучая и дорабатывая идеи предшественников и современников, полемизируя с ними и друг с другом, и Шрёдингер, и Эйнштейн пытались создать единую теорию мироздания, которая объясняла бы устройство всего на свете. Само собой, к одной цели физики шли разными дорогами, а Хэлперн описывает их не раз пересекавшиеся пути так, что книга местами читается как детективный роман. Хотя лёгким это чтение всё равно не назвать. Термины и теории изложены достаточно доступно, но в таком количестве, что понять или просто запомнить их все кажется нужным, но невозможным. С фамилиями та же история: сотни персонажей второго плана возникают ради действительно важных сцен в жизнях главных героев, чтобы больше на страницах не появляться. Как тут, скажите, не начать путать Бора с Борном? В конце книги откровенно не хватает справочника, который облегчил бы навигацию при перечитывании.
«Судьбы Эйнштейна и Шрёдингера показывают нам, что даже самые гениальные учёные — тоже люди», — пишет Пол Хэлперн, и эта слегка банальная фраза поможет настроиться на интересное чтение даже тем, кому безразличны волновая теория и квантовая механика. Талантливо ведя просветительскую работу, автор не забывает наделить великих физиков человеческими чертами. Четырёхлетний Шрёдингер бегает вокруг тётушки, называя себя Луной, а её Землёй, и они медленно ходят вдвоём вокруг лампы, играющей роль Солнца. Жена Эйнштейна уговаривает мужа не ёрзать во время стрижки, которую он ненавидит, и надевать презираемые им носки.
Да и сам факт знакомства, дружбы и многолетних склок двух людей из учебника физики способен воодушевить впечатлительного читателя. Ведь кто вообще мог представить, что они в принципе общались — автор идеи засунуть кошку в ящик с ядом (как там его звали-то?) и лохматый старик, показывающий язык фотографам?