Завершился сеанс Run 2

Коллаборация ATLAS отмечает завершение сеанса Run 2

Рис. 1. Торт с вечеринки, которой коллаборация ATLAS отмечала завершение сеанса Run 2. Фото из твиттера PhysicsCakes

Сеанс Run 2 Большого адронного коллайдера завершен. За четыре года был накоплен рекордный объем данных, который физики будут анализировать еще несколько лет, — и кто знает, какие сюрпризы он сможет преподнести. Параллельно с этим, в 2019 году начнется интенсивная работа по ремонту и модернизации всех компонентов коллайдера.

Закончился очередной важный этап работы Большого адронного коллайдера. Набор данных в протонных столкновениях завершился еще 22 октября, в ноябре коллайдер перешел к столкновениям ядер свинца и проработал в этом режиме почти месяц. Утром 3 декабря ионные пучки были сброшены в последний раз, ознаменовав тем самым завершение четырехлетнего сеанса набора данных Run 2. После этого техники еще неделю занимались тестированием магнитной системы коллайдера, и, наконец, 10 декабря коллайдер был окончательно остановлен.

В техническом плане как 2018 год, так и весь сеанс Run 2 стали по-настоящему успешными. Да, работу коллайдера затрудняли непредвиденные технические сложности, но специалисты каждый раз находили пути в обход препятствий и ставили рекорд за рекордом. Так, при запланированной интегральной светимости 50 fb−1, детекторы ATLAS и CMS смогли накопить в 2018 году по 66 fb−1 (подробную статистику в графическом виде можно найти на странице Performance plots). Пиковая светимость вдвое превысила проектную — и это при том, что, из-за технических ограничений, количество сгустков в каждом пучке было чуть меньше расчетного. Ключевым достижением стала намного более плотная фокусировка пучков в местах их пересечения. Полная интегральная светимость в сеансе Run 2 превысила 150 fb−1 в детекторах ATLAS и CMS. Это настоящий кладезь информации, ведь, напомним, до сих пор подавляющее большинство научных результатов базировалось лишь на вчетверо меньшей статистике 2015–2016 годов.

Рис. 2. Ход набора данных в детекторах ATLAS и CMS за все время работы коллайдера

Рис. 2. Ход набора данных в детекторах ATLAS и CMS за все время работы коллайдера. График с сайта home.cern

Детектор LHCb тоже проработал ударными темпами. Заточенный под изучение B-мезонов, он, в силу своих конструкционных особенностей, не гонится за огромной светимостью. На LHCb было набрано 2,2 fb−1 в 2018 году и 6 fb−1 за весь сеанс Run 2 — вдвое больше, чем в сеансе Run 1. Однако именно в результатах LHCb прослеживаются самые сильные на сегодня отклонения от Стандартной модели, и физики с нетерпением ожидают анализа нового объема данных.

Экспериментальные коллективы рассказали по горячим следам о своих впечатлениях о прошедшем сеансе Run 2 (см. заметки от коллабораций ATLAS, CMS, LHCb). Для них сейчас наступает горячее время: в ближайшие пару лет, во время длительной паузы LS2 (Long Shutdown 2), они будут одновременно заниматься ремонтом и модернизацией своих детекторов и анализом всей накопленной статистики. Так что в ближайшие годы нас ждут сотни новых статей с обновлением всех научных результатов с учетом полной статистики Run 2.

Что касается самого ускорителя LHC, то этой зимой начнется его «разморозка», повышение его температуры до комнатной. Процесс этот деликатный и многоступенчатый, и займет он четыре месяца. После прогрева ускоритель вскроют, и начнутся работы по ремонту и апгрейду многочисленных его компонентов. Среди прочего, планируется заменить свыше 20 дипольных магнитов — очень непростая процедура в условиях тесного туннеля. Апгрейд затронет не только основное кольцо LHC, но и цепочку предварительных ускорителей. Так, в 2021 году коллайдер начнет сеанс Run 3 с новым, с иголочки, предварительным ускорителем Linac 4. Он придет на смену ускорителю Linac 2, завершившему свой долгий век (в строю с 1978 года!). Другие элементы ускорительной цепочки, PSB и SPS, тоже будут модернизированы.


41
Показать комментарии (41)
Свернуть комментарии (41)

  • prometey21  | 11.12.2018 | 23:26 Ответить
    150 fb - фантастический результат! Дай бог, чтобы этого хватило для важных результатов! Будем ждать анализа в следующем году!
    Ответить
  • kbob  | 12.12.2018 | 05:00 Ответить
    Что даст модернизация в плане параметров ускорителя?
    Ответить
    • Fireman > kbob | 13.12.2018 | 11:32 Ответить
      светимость в 2 раза хотят поднять вроде как, накопить 300fb за последующие 3-4 года

      и задел для последующего повышения светимости сделать
      Ответить
      • prometey21 > Fireman | 13.12.2018 | 14:19 Ответить
        Получается, что накопят всего в 2 раза больше, чем в Run 2. А ведь в Run 2 накоплено почти на порядок больше по сравнению с Run 1!!! Откуда возьмутся открытия в Run 3?! Что-то тут не так.
        Игорь! Поясни?
        Ответить
        • Fireman > prometey21 | 13.12.2018 | 14:30 Ответить
          ну 2 раза это 2 раза :)

          там и сигнал из шума вылезти может и до 5 сигма дотянуться

          да и по проекту это 300fb, как я понимаю,
          если за отведенное время починят все что хотят, может опять быстро выйдет на 200% производительности - а если без аварий и т.п., то может и до 500fb дотянутся, хотя вопрос к детекторам - потянут ли такую светимость
          Ответить
          • prometey21 > Fireman | 13.12.2018 | 17:18 Ответить
            Я так понимаю, что 300fb - это только для Atlas и CMS. А вот для LHCb лучше, но другой уровень. А ведь именно на LHCb нашли намёки на "новую физику", отличную от СМ!
            Ответить
        • Игорь Иванов > prometey21 | 14.12.2018 | 01:59 Ответить
          Что не так-то? Работа ускорителя и заключается в накоплении статистики, из которой потом будут выуживать информацию. Чем больше статистика, тем четче измерения и более прозорливые поиски.
          Ответить
          • prometey21 > Игорь Иванов | 14.12.2018 | 13:47 Ответить
            Я предполагал, что рост статистики в Run 3 будет тоже экспоненциальным, как в Run 2 по сравнению с Run 1. Видимо это невозможно, и, вероятно, ждать "существенной новой физики" придется достаточно долго?! Вы молоды и дождетесь! А какого мне в 63 года. Серьёзный прорыв откладывается (не терпение у меня, как у молодого)?! Нужно быть достаточно мудрым, чтобы дождаться этого!
            Ответить
            • Игорь Иванов > prometey21 | 14.12.2018 | 14:21 Ответить
              Никто такого роста не обещал. Планы по набору статистики были известны давно.

              > Серьёзный прорыв откладывается ...

              Хотя вы часто спорите с местными «ниспровергателями», вы невольно сами разделяете их ошибочный взгляд на современную фундаментальную физику. Задача фундаментальной физики — исследовать законы мира. Если окажется, что громкие открытия рядом, на поверхности, то они будут сделаны в ближайшее время. Если окажется, что они не рядом, что до них придется еще бурить и бурить — значит, они не будут сделаны в ближайшем будущем. Это зависит не от нас, а от природы, а мы лишь честно и ответственно ее исследуем. Продуктивность фундаментальной физики нельзя мерять количеством революционных открытий.
              Ответить
              • prometey21 > Игорь Иванов | 14.12.2018 | 19:15 Ответить
                Что делать?! Даже теоретики здорово "обожглись" из-за пика 750 ГэВ! Не ошибается тот... ! Но мне очень импонирует в последнее время раздел "редкие распады" (в поиске) на arxiv.org. Как бальзам по сердцу!!! Мне кажется в этом направлении что-то будет, как Вы считаете?!
                Ответить
                • Игорь Иванов > prometey21 | 14.12.2018 | 19:57 Ответить
                  Вполне может быть.
                  Ответить
                  • prometey21 > Игорь Иванов | 14.12.2018 | 22:57 Ответить
                    Что-то у Вас с юмором :)
                    О сложности природы мне известно давно, но я всё же не "мелкий юзер".
                    Мне очень понравилось Ваше замечание в прошлом:
                    навеяло, не серчайте :)
                    Ответить
        • VICTOR > prometey21 | 14.12.2018 | 12:15 Ответить
          Как бы да. Сначала нужно посмотреть, какие отклонения не уменьшаются с накоплением в разы большей статистики. Если такие есть - можно надеяться на достижение стат. значимости 4.5-5 "сигма", для этого может быть польза от коллайдера HL-LHC.

          А потом будем строить коллайдер, который вместо 6.5 ТэВ дает 834 гэВ, но много.
          Ответить
    • Игорь Иванов > kbob | 14.12.2018 | 01:56 Ответить
      Во-первый, банально обновят аппаратуру, которая работает в центральных частях детектора, ибо она там уже поизносилась от жесткой радиации. Во-вторых, обновленная цепочка предварительных ускорителей позволит повысить светимость. В-третьих, собираются поднять энергию столкновений до проектных 14 ТэВ, а может и чуть выше.
      Ответить
  • gunn  | 12.12.2018 | 09:25 Ответить
    there is no hint at the existence of supersymmetry. There is no hint at the existence of particles of dark matter. there is no hint of going into a new physics. No connection was found between the 124.5 - 126 GeV particle and the Higgs mechanism. There is no explanation of the stability of the universe in the Higgs field. Nothing in Standard Model gives a precise value for the Higgs’s own mass, and calculations from first principles, based on quantum theory, suggest it should be enormous—roughly a hundred million billion times higher than its measured value. Physicists have therefore introduced an ugly fudge factor into their equations (a process called “fine-tuning”) to sidestep the problem.
    Besides, all the known elementary bosons are gauge - it is photons, W- and Z-bosons and gluons.
    It is likely that the 125-126 particle is of some hadrons multiplet.
    Ответить
    • alekseypv > gunn | 12.12.2018 | 15:01 Ответить
      Плюсую... все эти темные материи и темные энергии, которых никто и никак не может зарегистрировать есть очередной костыль в теориях. Мы опять смотрим на реальный мир через "кривое зеркало" нашего яко бы понимания. Если ничего принципиально нового не будет предложено, то лет через 10-15 традиционно придут к очередным "ароматам": "адски темная энергия", "так себе темная энергия", "божественно-темная энергия" и т. д. ))
      Ответить
    • Hom > gunn | 12.12.2018 | 15:54 Ответить
      Уважаемый gunn,
      это некоторое перечисление отрицательных
      результатов, полученных на LHC (закрытий),
      плюс упоминание грандиозных тупиков SM?
      Радикально, сурово, но справедливо!
      Ответить
    • Gli4i > gunn | 13.12.2018 | 18:23 Ответить
      vixra
      Ответить
      • MoxH > Gli4i | 14.12.2018 | 22:10 Ответить
        Спасибо!
        Ответить
    • nicolaus > gunn | 21.12.2018 | 10:42 Ответить
      «Нет никаких намеков на существование частиц темной материи.»

      Согласен, частиц темной материи с положительной массой нет. Наблюдения показывают, что темная материя отличается от обычной светлой материи и с большой степенью вероятности обладает отрицательной гравитационной массой. Возможно, темная материя — это объект с противоположными геометрическими свойствами по отношению к обычной материи. Она формирует пространство с отрицательной кривизной, и не может быть локализована виде точечных или приближенных к точке объектов. В тоже время может быть локализована в виде оболочки вокруг обычных гравирующих тел и заполнять пустоты. Например, гало темной материи вокруг галактик представляет собой оболочку. Возможно, темная материя представляет собой жидкость, которая не имеет структурных единиц в виде частиц. Возможно, темная материя и темная энергия – это один и тот же объект.

      «нет никаких намеков на вхождение в новую физику»

      Я верю, что точки вхождения в новую физику находятся внизу пирамиды структурной сложности материи, который характеризуется малыми уровнями энергии. Возможно, одной из точек вхождения можно считать основания для утверждений, которые написал Ном.

      «Поэтому физики ввели в свои уравнения уродливый фактор выдумки (процесс, называемый «точной настройкой»), чтобы обойти проблему»

      Известен процесс, который может обеспечить "точную настройку". Это процесс называется эволюцией.
      Ответить
      • VICTOR > nicolaus | 28.12.2018 | 14:02 Ответить
        "Наблюдения показывают, что темная материя отличается от обычной светлой материи и с большой степенью вероятности обладает отрицательной гравитационной массой" - Вы как впихнете такую массу в те задачи, которые потребовали введения ТМ???
        Ответить
        • nicolaus > VICTOR | 29.12.2018 | 18:49 Ответить
          Вообще говоря, гипотезу темной материи я здесь пытаюсь обсудить в разных аспектах уже в течении нескольких лет. Вот здесь http://old.elementy.ru/LHC/novosti_BAK?discuss=432937 (в комментариях к статье «физики ищут новые коллайдерные походы к темной материи» привел небольшой обзор новых на тот момент времени статей по темной материи. Антигравитирующая темная материя очень хорошо объясняет все "необъяснимые" с точки зрения общепринятой CDM наблюдаемые явления, которые приводились в этих статьях. В настоящее время появилось еще больше доказательств. Некоторые аспекты (физика гравитационного линзирования и плоские кривые вращения галактик) обсуждались в ходе дискуссии http://old.elementy.ru/novosti_nauki?discuss=433320

          Я не один придерживаюсь точки зрения, что темная материя имеет отрицательную массу. В последнее время в научном мире и в прессе активно обсуждалась новая «Объединяющая теория темной энергии и темной материи: отрицательные массы и создание материи в рамках модифицированной ΛCDM». Журнал «Астрономия и астрофизика.» J. S. Farnes. Оксфорд. https://www.aanda.org/articles/aa/full_html/2018/12/aa32898-18/aa32898-18.html
          https://www.dailytechinfo.org/news/10433-soglasno-novoy-teorii-temnaya-materiya-i-temnaya-energiya-mogut-byt-proyavleniyami-odnoy-temnoy-zhidkosti-imeyuschey-otricatelnuyu-massu.html
          Правда, моя концепция темной материи имеет отличия от концепции J. S. Farnes. В частности, в ней нет необходимости в постоянном создании новой материи. Но я с ним согласен в том, что все попытки охоты на частицы темной материи заранее обречены на неудачу.
          Ответить
  • doctorbondarev  | 12.12.2018 | 15:18 Ответить
    К названию новости хочется добавить "ничем"
    Ответить
    • kbob > doctorbondarev | 12.12.2018 | 17:43 Ответить
      Служенье муз не терпит суеты.
      Ответить
    • Hom > doctorbondarev | 13.12.2018 | 07:22 Ответить
      Прекрасное должно быть величаво:

      Но юность нам советует лукаво,

      И шумные нас радуют мечты...
      Ответить
      • prometey21 > Hom | 13.12.2018 | 09:43 Ответить
        Раскрылась бездна звёзд полна...
        О! Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...
        В физике элементарных частиц открытий не густо, зато сколько в спинтронике...
        Извиняюсь за оффтопик!
        Ответить
        • Hom > prometey21 | 13.12.2018 | 15:18 Ответить
          >Раскрылась бездна звёзд полна...
          >просвещенья дух...
          _Ok! Но дух А.Энштейна, а не суета Р.Фейнмана и
          других "inventors" законов физики.
          "Заткнись и вычисляй". Что долго, изобретательно,
          коллективно осуществлялось.
          Ну и?
          Уверен, что никакие вычислительные ресурсы ничего не дадут,
          если постановка задачи оказалась ошибочной, тупиковой.

          _Спинтроника это как раз то место где можно
          и нужно изобретать утилитарные устойства,
          но не законы природы.

          _Атом водорода, гелия, заряд, спин.
          Всё это буквально"перед носом". И якобы (!!!)
          исследовано, банально, уже давно "проехали".
          Однако, предполагаю, что это совсем не так,
          тут то и есть ключевой момент.
          Как говорится, именно тут собака зарыта.
          Ответить
          • prometey21 > Hom | 13.12.2018 | 17:03 Ответить
            Вы по верхушкам сшибаете! А слышали ли что-нибудь посложнее? Например: "Механизм Глэшоу—Илиопулоса—Майани", предсказавший существование очарованных кварков и их массу. Это не "заткнись и вычисляй". Это требует определённой физико-математической культуры - вот где настоящая собака зарыта! В википедии Вы это не найдете, разве что в англоязычной и то сомневаюсь.
            Вы думаете заряд, спин - это несложно, ошибаетесь! Но об этом я с Вами дискутировать не стану. Не люблю домыслов дилетантов!
            Ответить
            • Hom > prometey21 | 13.12.2018 | 18:09
              Комментарий скрыт
              • Rattus > Hom | 17.12.2018 | 13:40
                Комментарий скрыт
                • nicolaus > Rattus | 19.12.2018 | 10:25
                  Комментарий скрыт
                  • Rattus > nicolaus | 19.12.2018 | 10:31
                    Комментарий скрыт
                    • nicolaus > Rattus | 19.12.2018 | 21:44
                      Комментарий скрыт
                      • VICTOR > nicolaus | 19.12.2018 | 23:51 Ответить
                        Влияние спина протона на электронные оболочки атомов вполне можно рассчитать. Но чтобы получить большую величину, нужно взять например изотоп франций-204 и возбудить его ядро в состояние со спином 10.
                        Большой заряд ядра -> ближе летают 1s электроны -> куда больше величина магнитного поля на расстоянии падения электронной плотности в e раз.
                        Для 2p электрона конечно будет меньше, т.к. там в области расположения ядра очень маленькая эл. плотность, а магнитное поле диполя ведь падает как 1/r^3.
                        Ответить
            • VICTOR > prometey21 | 17.12.2018 | 23:46 Ответить
              Ага, значит по массам кварков u, d, s смогли предсказать массу c-кварка.
              Ответить
              • prometey21 > VICTOR | 18.12.2018 | 00:57 Ответить
                Сейчас даже есть расчет массы протона по массам u, d, s-кварков вплоть до, по-моему, энергии 2 ГэВ (я об этом написал раньше в предыдущей теме).
                Слава Богу! Нашёлся хоть один, кто заметил зерно истины в моих посланиях. Большое спасибо! VICTOR!
                То, что я объясняю, для Игоря элементарно! Но это же история физики, которую многие из посетителей отрицают! Заявляют, что физика XX-го века состоит из одних ошибок, причём величайших учёных!!!
                Спасибо, VICTOR!
                Ответить
              • prometey21 > VICTOR | 18.12.2018 | 08:40 Ответить
                Там не только по массам кварков, а ещё, по-моему, по разнице масс K-мезонов. Очень не простое предсказание и глубокое, разрешало многие противоречия, поэтому кварк назвали очарованным! За открытие этого кварка в 1976 году дали Нобелевскую премию (J(джи/пси-мезон).
                Ответить
          • Rattus > Hom | 17.12.2018 | 13:38 Ответить
            А давайте Вы сначала Р.Фейнмана с Д.Мермином путать перестанете, а потом космического масштаба своё мнение двигать тут будете?

            Просто кидаться в атаку с голым афедрономъ как-то несерьёзно, не находите? ;~]
            Ответить
    • VICTOR > doctorbondarev | 13.12.2018 | 15:39 Ответить
      Например LHCb открыл 1 частицу.
      Ответить
    • Skylord > doctorbondarev | 14.12.2018 | 15:47 Ответить
      "Золотые слова"...
      Ответить
  • Kokont  | 12.12.2018 | 22:17 Ответить
    Спасибо "элементам" за то, что ведёте этот интересный раздел. Испытываю белую зависть к физикам, которые занимаются такой интересной работой. Надеюсь, по результатам анализа данных Run2 они порадуют нас чем-то непредсказанным.
    Ответить
  • denis_73  | 16.12.2018 | 07:27 Ответить
    С помощью БАК мы узнали массу бозона Хиггса.
    Вроде бы особо не сомневались, что он существует, неизвестна была только его масса. Хотя кто-то достаточно точно и предсказал её.
    Больше ничего не припомню. Ещё такие же существенные положительные результаты есть?
    Ответить
    • ovz > denis_73 | 17.12.2018 | 18:19 Ответить
      Еще было открытие тетракварков и пентакварков. По сути нового состояния адронной материи.
      Еще получили кварк-глюонную плазму и измерили некоторые ее характеристики.
      Еще не получили черные мини-дыры что скорее всего говорит о трехмерности нашего пространства. Да и вообще много чего позакрывали. Окружающий мир стал четче.
      Ответить
      • VICTOR > ovz | 17.12.2018 | 23:52 Ответить
        Плазму вроде как давно открыли на RHIC. Уже 10 лет что-то было:
        https://arxiv.org/pdf/0810.5529.pdf
        Ответить
  • prometey21  | 16.12.2018 | 18:18 Ответить
    Всё-таки то, о чем я писал, реализуется, но позднее:
    https://scientificrussia.ru/news/copy-of-rossijskie-uchenye-aktivno-uchastvuyut-v-modernizatsii-bolshogo-adronnogo-kollajdera
    Светимость увеличится в 5-7 раз, что позволит в 2026-2036 годах получить в 10 раз больше научных данных!
    Публикация не блещет особой научностью, зато всё понятно!
    Ответить
    • VICTOR > prometey21 | 17.12.2018 | 23:56 Ответить
      А до 26 года нужно построить HL-Tevatron, который будет так часто сталкивать протоны с антипротонами на его энергии 1.96 ТэВ, что догонит LHC по накопленной статистике.
      Правда есть 2 проблемы:
      1. Tevatron давно закрыли.
      2. Не получится создать источник антипротонов под такую светимость.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»