Мы привыкли думать о технике, как о необходимом инструменте, расширяющем возможности наших органов. Но даже в наши дни техника вполне способна управлять человеком, жизнью больших городов и целых стран. Подобно живым творениям, машины развиваются, наследуя удачные решения, «мутируя» и «скрещиваясь», подвергаются «естественному отбору», передают свой «генетический код» в «геноме» технической документации, «производя на свет» и новое свое «потомство». Кроме того, для приема на работу все чаще требуются определенные навыки, то есть происходит смена поколений, но уже по правилам техносреды. Мы осваиваем устройства и программы, приспосабливаемся к их функциям, встраиваемся в технологические цепочки и тратим годы на приобретение и поддержание квалификации. Человек живет в сожалении об утраченном единении с природой и в мечтах о земном рае со всеми удобствами, не осознавая и не воспринимая происходящего. А между тем, люди постепенно, но неуклонно смещаются на второстепенные позиции. Медленная реакция человека не позволяет увеличить пропускную способность наших дорог. Большинство техногенных катастроф происходит из-за так называемого человеческого фактора. Почти никто уже не понимает во всех подробностях принцип работы современных компьютеров, а многие их компоненты создаются самими компьютерами по общим спецификациям. Именно вокруг технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Надо полагать участие человека в управлении будет и дальше сокращаться, а темпы техноэволюции, соответственно, непрерывно возрастать. Приходит день и час, когда цивилизации придется вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи. Искусственные ограничения и запреты могут лишь на короткое время изменить эту тенденцию. Нам предстоит жить в новой окружающей среде, где технический этап эволюции сменит биологический.
Концепция инновационного общества во многом будет опираться на различные этические принципы выработанные цивилизацией за многие тысячелетия. В обозримом будущем вероятно появятся занятые техносферой области подчиняющиеся ее более эффективным законам. Там в условиях творчества совершенного разума будет производиться эталонная серия необходимой человечеству продукции. Менее сложные системы займут узкоспециализированные ниши в технологической цепи высокоточного и гибкого автоматизированного производства. Заводы и фабрики станут частью экосистемы ощутимо влияя на весь происходящий круговорот веществ. Развитая система доставки в соответствии с имеющимся стандартами направит готовую продукцию ее потребителям, воспроизводя значительную часть прямо на месте. Наиболее простым и стабильным в таких условиях выглядит жестко структурированное общество (касты людей и роботов сформированные исключительно по их профессиональному признаку). Функционируя подобно единому организму этот социум автоматизированных систем и людей будет основой индустриально развитого общества. Но меняя этот мир — мы меняемся сами, обретая в нем уже новые формы. Важным свойством в робототехнике является перепрограммируемость (теоретически развитие целой линии искусственных существ образует абсолютно закрытое культурное сообщество). Необратимо меняющаяся среда обитания может стать и крайне некомфортной для человека. Стоит лишь изменить условия — внешние (температуру) или внутренние (мутацию), — в которых развитие пойдет по новому альтернативному пути. Имеет поэтому очевидный смысл разработка и внедрение относительно простых биокомплексов, которые подобно растениям создают необходимые предметы широкого потребления. Вся биосфера в целом есть общая модель различных видов симбиоза обладающих необходимыми основами интеллекта сущностей.
Одна из основополагающих категорий восточной философии, содержит идею универсальной дуализированности мира: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное (взамен обычно предлагается нечто иное, более-менее равноценное, этот принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов). Развитие живой природы сопровождается борьбой за выживание, изменением доминирующих групп организмов, видообразованием и вымиранием видов. Из малых форм рождаются большие — слабое и легкоуязвимое тело облачается в панцирь, а жесткий скелет обретает плоть. Существующая в наше время техносфера довольно примитивна и напоминает аналогичный период начала биологической жизни на Земле. Без участия человека машины не могут ремонтироваться, модифицироваться и самовоспроизводиться. На данном этапе для техноэволюции все же необходим мозг изобретателя. Очевидно и в будущем люди еще долго останутся ключевым элементом техносферы, а совместная эволюция этого симбиоза будет сопровождаться совершенствованием человеческого организма и машин. Но рано или поздно технические системы обретут способность к самовоспроизведению и станут обходиться без человека. Да и сам человек к этому времени вряд ли уже будет жить по своим биологическим законам. Техноэволюция и эволюция человека, очевидно, сойдутся в одной точке, и тогда человека можно будет «собрать» на заводе, а машина сможет «породить» человека. Модифицируя себя по частям, человек будущего получит возможность избавляться от неэффективных эволюционных наслоений и, существуя неограниченно долго, приспосабливаться к любой среде обитания. Ведь для современного человека, с его ограниченным сроком жизни, Вселенная слишком велика…
Ответить