Такой масштабный проект, как Большой адронный коллайдер, обладает не только непосредственной научной ценностью, но и значительной социальной и экономической отдачей. Это, прежде всего, целевое финансирование высокотехнологических предприятий для разработки технологий, которые изначально нацелены на реализацию коллайлера, но которые затем найдут и другие применения. Это многочисленные образовательные проекты на всех уровнях, прямо или косвенно завязанные на LHC. Это, в конце концов, и новый культурный символ науки XXI века, хорошо узнаваемый даже далекой от науки публикой.
Но можно ли этот эффект оценить количественно, экономическими методами анализа «затраты-выгоды», которые регулярно используются для оценки социоэкономической эффективности общественно значимых проектов? Ведь главная цель работы коллайдера — научная, и невозможно предсказать, что именно он откроет и как это повлияет на развитие науки и, более широко, человечества.
На днях в архиве е-принтов появилась любопытная статья Cost-Benefit Analysis of the Large Hadron Collider to 2025 and beyond, авторы которой пытаются продемонстрировать, что минимальная количественная оценка всё же возможна. Они сознательно не принимают во внимание сугубо научный эффект от работы коллайдера и фокусируются на прочих его экономических и социальных аспектах. Грубо говоря, они рассматривают максимально пессимистический сценарий, — что коллайдер больше не откроет вообще ничего нового и будет планово демонтирован в 2025 году. В рамках этого сценария они пытаются оценить социоэкономическую выгоду от коллайдера по истечении срока работы.
Для такого анализа, разумеется, требуется построить экономическую модель. Авторы учли отдачу для четырех групп «пользователей» (ученые, студенты и молодые исследователи, предприятия, посетители) и для «не-пользователей» (широкая публика). Для каждой группы они построили модель, выражающую отдачу в финансовых величинах. Скажем, эффект от коллайдера для «не-пользователей» выражается через «готовность заплатить» за тот или иной культурный продукт, связанный с коллайдером.
После построения модели было проведено 10 тысяч сеансов численного моделирования с 19 стохастическими параметрами и построены распределения по суммарной экономической отдаче. Разброс получился довольно широким (см. рисунок), но в среднем модель предсказала чистую экономическую выгоду (то есть суммарную отдачу за вычетом финансовых затрат) в районе нескольких млрд евро. Повторимся, что сюда не включены последствия от научных открытий; любое из них будет бонусом в дополнение к этой оценке.
Как и всякая экономическая модель, она отражает не только объективную реальность, но и адекватность ее понимания авторами. Полученные результаты могут считаться лишь оценками и могут быть оспорены другими подходами. Однако это первая попытка серьезно подойти к такому сложному вопросу как экономическая отдача от LHC, и на ее основе авторы собираются оценить и другие масштабные научные проекты.
Чистая экономическая выгода к 2025 году от Большого адронного коллайдера как от сугубо социоэкономического проекта, без учета его научных результатов. Показано вероятностное распределение чистой приведенной стоимости по результатам 10 тысяч сеансов численного моделирования на основе построенной модели. Видно, что математическое ожидание выгоды — около 3 млрд евро. Изображение из обсуждаемой статьи