Одна из важных задач Большого адронного коллайдера — проверка идеи суперсимметрии и поиск суперсимметричных частиц. До начала работы LHC многие теоретики надеялись, что суперсимметричные частицы можно будет легко обнаружить буквально в первые месяцы работы коллайдера. Увы, после трех лет работы никаких таких ярких эффектов не видно.
Конечно, эти данные ни в коем случае не закрывают саму идею суперсимметрии. Они лишь говорят, что «легкой жизни» — когда новый эффект сразу бросается в глаза — исследователям суперсимметрии ждать не следует. Дальнейшие поиски по-прежнему возможны, но их придется «выцарапывать» из сложных для анализа событий.
На адронных коллайдерах легкими для изучения считаются «чистые» события с энергетическими фотонами, мюонами или электронами, а трудными — «грязные» события, в которых рождается очень много адронов. Поиски суперсимметрии в лептонных каналах пока ничего не дают, так что теперь физикам приходится тщательно изучать многоадронные процессы и пытаться найти в них отклонения от Стандартной модели.
На днях коллаборация CMS опубликовала новые результаты поиска гипотетических частиц, которые рождались бы парно и распадались бы на три адронные струи. При этом рассматривались два варианта: когда все три струи содержали только легкие адроны или когда одна из них начиналась из тяжелого b-кварка (такой вариант анализировался впервые). Обработав всю статистику, накопленную на энергии 8 ТэВ, коллаборация не нашла ничего выходящего за рамки Стандартной модели. В обоих вариантах поиска получены лишь новые ограничения на гипотетические частицы.
Подобные исследования будут появляться и в течение всего 2014 года, пока коллайдер будет готовиться к новому этапу работы, но, видимо, ничего выдающегося без новых данных пока ожидать не приходится.