Детектор LHCb подтверждает смешивание в нейтральных D-мезонах

Относительная вероятность распада D-мезонов по «неправильному» каналу как функция времени (время измеряется в единицах естественного времени жизни мезона)

Относительная вероятность распада D-мезонов по «неправильному» каналу как функция времени (время измеряется в единицах естественного времени жизни мезона). Без осцилляций наблюдалась бы константа (показана пунктирной линией), но данные исключают эту возможность на уровне 9 стандартных отклонений

Поиск возможных проявлений Новой физики ведется на LHC сразу двумя дополняющими друг друга способами — через прямые поиски новых частиц и через небольшие отклонения уже измеренных величин от предсказаний Стандартной модели. Этот второй метод, по сути, заключается в том, что физики регистрируют уже известные адроны и тщательным образом отслеживают их распады. Оказывается, это, на первый взгляд скучное, исследование может оказаться даже более чувствительным к некоторым проявлениям физики вне Стандартной модели. Один из детекторов Большого адронного коллайдера, LHCb, как раз оптимизирован для такого типа измерений.

В этом методе исследования физиков интересует, среди прочего, смешивание между мезонами и их античастицами, приводящее к их осцилляциям. Осцилляции означают, что когда рождается мезон с конкретной кварковой структурой, например нейтральный D-мезон, состоящий из кварковой пары c-анти-u, то он начинает спонтанно превращаться в свою античастицу — анти-D-мезон с кварковым составом u-анти-c. Если бы D-мезон не распадался, то через некоторое время он превратился бы в свою античастицу, потом снова в частицу, и так далее — это и есть осцилляции. Чуть более математическое описание осцилляций мезонов и аналогию со связанными маятниками можно найти на этой странице.

Осцилляции D-мезонов в рамках Стандартной модели происходят медленно, поэтому если в природе имеется какой-то новый механизм такого «перетекания» вещества в антивещество, то он может быть заметен в этом процессе. Именно с этой целью физики стараются как можно точнее измерить параметры осцилляций.

Можно ли осцилляции увидеть воочию? Да, но для этого нужно выполнить три условия. Во-первых, надо отлавливать продукты такого распада мезонов, вероятность которого отличается для мезона и антимезона. Например, в случае нейтральных D-мезонов можно смотреть на распады K–π+ или K+π–. D-мезон распадается на K–π+ (то есть по «правильному» каналу) примерно в 200 раз охотнее, чем на K+π– (по «неправильному» каналу). Для анти-D-мезона ситуация обратная. Во-вторых, требуется знать, в каком состоянии родился мезон — D или анти-D. В-третьих, надо в каждом конкретном событии уметь измерять время, прошедшее с момента рождения до момента распада D-мезона (или его антимезона). Это удается сделать благодаря тому, что за время своей быстротечной жизни мезон успевает пролететь заметную дистанцию, порядка миллиметра, и ее легко можно измерить в детекторе.

Стоит сказать, что подобные осцилляции уже давно были открыты в нейтральных K-мезонах и B-мезонах, где они проявляются намного сильнее. В случае D-мезонов природа распорядилась так, что эти осцилляции заметить трудно: период осцилляций намного больше, чем время жизни мезонов. Поэтому первые намеки на осцилляции D-мезонов появились совсем недавно, в 2007 году. К настоящему времени это явление уже можно считать экспериментально установленным, но с одной оговоркой: статистическая значимость этого явления превышает требуемый порог в пять стандартных отклонений только после объединения результатов трех разных экспериментов. Ни один отдельный эксперимент сам по себе до этого порога недотягивает.

На днях в архиве е-принтов появилась статья коллаборации LHCb, которая восполняет этот пробел и с лихвой перекрывает все предыдущие эксперименты по статистической значимости этого измерения. В этой статье сообщается о результатах измерения, выполненного по описанной выше схеме — вероятность распада на K–π+ или K+π– в зависимости от времени. Главный график работы представлен на картинке. Здесь показана вероятность распасться по «неправильному» каналу по отношению к «правильному». Если бы осцилляций не было, эта вероятность была бы постоянной и равной примерно 1/200. Однако данные убедительно показывают, что эта вероятность растет с течением времени, что согласуется с гипотезой об осцилляциях. Гипотеза об отсутствии осцилляций закрыта на уровне статистической значимости больше 9 стандартных отклонений, что окончательно снимает какие-либо вопросы об ее реальности.

Параметры осцилляции, измеренные в этой статье, в пределах погрешностей сходятся с более ранними измерениями, но существенно превышают их в точности. К сожалению, теоретические предсказания на основе Стандартной модели имеют пока слишком много неопределенностей для того, чтобы делать надежные выводы о наличии в этом процесс эффектов Новой физики.


6
Показать комментарии (6)
Свернуть комментарии (6)

  • Икарыч  | 09.11.2012 | 12:05 Ответить
    >Осцилляции означают, что когда рождается мезон с конкретной кварковой структурой, например нейтральный D-мезон, состоящий из кварковой пары c-анти-s, то он начинает спонтанно превращаться в свою античастицу — анти-D-мезон с кварковым составом s-анти-c.

    Ничего не понимаю. Извините если ошибаюсь, но пара с-анти-s это заряженный (!) мезон, а не нейтральный. Или заряженные мезоны тоже умеют самопревращаться в античастицы? В этом что ли суть открытия?!
    Ответить
    • spark > Икарыч | 09.11.2012 | 13:25 Ответить
      Ой, извините, описка, c-анти-u конечно же.
      Ответить
  • ovz  | 09.11.2012 | 16:01 Ответить
    Игорь. Не поможете ли найти ответ на казалось бы банальный и даже несколько смешной вопрос. Как отличают вещество от антивещества?
    Нет, понятно конечно, что у каждой частицы есть зеркальная для нее античастица (некоторые мезоны правда симметричны сами себе и сами для себя являются античастицами). Но вот как определить какая частица в паре является частицей, а какая античастицей?
    Например возьмем протон. Протон состоит из трех кварков одной природы (частицы). Поскольку принято считать что наш мир состоит из вещества а не из антивещества, то можно принять, что протоны это вещество, и кварки из которых он состоит - тоже вещество. Соответсвено любой барион тогда тоже можно отнести либо к частице, либо к античастице на основании их кваркового состава.
    Теперь возьмем ситуацию с теми же D-мезонами. Они состоят из кварка и антикварка. Получается что деление на D и анти D мезоны чисто условное. Можно поменять названия этих мезонов на противоположные и при этом ничего в физике практически не изменится.
    И наконец ситуация с лептонами. То что электрон - частица, а позитрон античастица известно всем. Но почему бы не считать наоборот, электрон античастица, а позитрон самая что ни на есть настоящая частица. Вроде бы при этом ничего в физике не меняется, и даже наоборот, в нашей вселенной наступает баланс вещества и антивещества если не по массе, то хотя бы по количеству. Из уже введенного принципа деления барионного вещества я не усматриваю логического следствия что именно электрон а не позитрон является частицей.
    Возможно в своих рассуждениях я упускаю еще какой нибудь принцип, по которому частицы относят к веществу или антивеществу. Буду признателен если сможете прояснить этот вопрос.
    Ответить
    • spark > ovz | 09.11.2012 | 18:51 Ответить
      Конечно, это просто выбор названия, что считать частицей, а что античастицей. Однако этот выбор названия не независимый для всех частиц. Например, все барионы надо относить к одному типу, а антибарионы — к другому. Лептоны — тоже. Как лептоны соотносить с барионами, прямо такой уж необходимой однозначности нет, но удобно делать так, как принято. Пытаться сравнивать по количеству нехорошо, потому что внутри барионов сидят кварки по трое. А с мезонами такой однозначной классификации не получится, им поэтому вообще не стоит приписывать четкий термин «материя» или «антиматерия».

      Но это всё вещи, которые относятся не в частицам, а к тому, как мы их называем. Но тут есть более серьезный вопрос: одинаковы ли свойства барионов или антибарионов? Оказывается, нет, они чуть-чуть различаются. Считается, что именно эта неэквивалентность привела к тому, что на ранней стадии развития Вселенной (которая изначально была симметрична относительно вещества и антивещества) развилась барионная и лептонная асимметрия. Как именно это происходило — люди до сих пор толком не понимают (хотя теорий и гипотез много).
      Ответить
      • ovz > spark | 12.11.2012 | 09:28 Ответить
        Спасибо за развернутый ответ. В общем то я понял что лептонная и барионная симметрии никак между собой не связаны.
        Но вот еще вопрос. Существует ли деление на частицы и анитчастицы у бозонов. Ну с фотоном и Z бозоном все понятно. У них античасиц нет, или же они зеркальны сами себе. W+ и W- сложенее. Исходя из массы и каналов распада, это частица и античастица (парвда кого из них считать частицей непонятно). Но почему то их принято называть не W и анти W а именно W+ и W-. На мой взгляд это просто традиция, хотя они представляют пару частица-античастица.
        Ну и наконец глюоны. Вроде бы их восемь и они не имеют античасиц и их нельзя собрать в 4 пары частица-античастица. Или все таки можно?
        Про бозон Хигса отдельная история. Как я понял в минимальных теориях не предполагается наличие античастицы у бозона хигса.
        Ответить
        • spark > ovz | 12.11.2012 | 14:34 Ответить
          > В общем то я понял что лептонная и барионная симметрии никак между собой не связаны.

          Ну, не совсем так. Теоретические сушествуют процессы, сохраняющие B-L, но не B или L по-отдельности. Поэтому популярный вариант происхождения барионный асимметрии такой — сначала за счет чего-то возникла лептонная, а потом она за счет таких вот взаимодействий аукнулась и в виде барионной. Но это всё гипотезы, конечно.

          Насчет W+ и W-. Да, их классифицируют по частицам-античастицам, потому что в этом нет особого смысла. Зачем? Глюоны тоже: можно было бы объединить шесть из них в три пары, а два были бы античастицы сами себе, но это деление неинвариантно относительно цветовых вращений, поэтому пользы он него не видно.

          Стандартный хиггс — сам себе античастица, так будет точнее.
          Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»