Измерено последовательное разрушение мезонов в кварк-глюонной плазме

Один из способов изучать кварк-глюонную плазму, возникающую при столкновении тяжелых ядер сверхвысокой энергии, состоит в том, чтобы измерить вероятности рождения тех или иных адронов по сравнению с протон-протонными столкновениями. Дело в том, что свойства и даже само существование адронов зависит от среды, в которой они находятся. Например, в вакууме b-кварк-антикварковые пары легко связываются друг с другом и образуют семейство ипсилон-мезонов. Однако если эта кварк-антикварковая пара находится внутри достаточно горячей кварк-глюонной плазмы, то такие мезоны могут и не образоваться. При этом температура, при которой происходит разрушение мезонов, зависит от того, насколько эти мезоны «крепко спаяны»: чем компактнее мезон, тем труднее его разрушить.

Этот эффект был подробно объяснен в нашей прошлогодней новости Тяжелые мезоны по-разному плавятся в кварк-глюонной плазме. Поводом для нее тогда послужила публикация коллаборации CMS, в которой этот эффект был впервые измерен в семействе ипсилон-частиц. Было найдено, что возбужденные состояния, то есть Υ(2S) и Υ(3S), взятые вместе, разрушались сильнее, чем основное состояние, Υ(1S).

На днях коллаборация CMS существенно уточнила эти измерения (см. статью arXiv:1208.2826). Новые результаты базируются на статистике ядерных столкновений в 2011 году, которая в 20 раз превышает прошлогодний объем данных. Поэтому в этот раз удалось не только провести более аккуратные измерения, но и разделить два вида возбужденных мезонов.

Результат коллаборации удобно выразить в виде величины RAA, которая показывает вероятность рождения данной частицы в ядерных столкновениях, поделенную на вероятность ее же рождения в протон-протонных столкновениях с тем же самым количеством нуклонов, что имеются в ядрах. В случае, если бы эта величина равнялась единице, это означало бы, что наличие кварк-глюонной плазмы никак не влияет на образование и вылет мезонов.

Для трех ипсилон-мезонов были получены следующие значения RAA: 0,56 ± 0,10 для Υ(1S), 0,12 ± 0,04 для Υ(2S), и < 0,10 для Υ(3S). Таким образом, кварк-глюонная плазма мешает образованию всех трех типов частиц. Но если для основного состояние это влияние умеренно сильное (подавление примерно в два раза), то «выход» состояния Υ(2S) в ядерных столкновениях подавлен аж в 8 раз, а наличие Υ(3S) вообще достоверно не зарегистрировано (подавление как минимум в 10 раз). Эти данные позволяют сделать четкий вывод о «последовательном» разрушении ипсилон-мезонов в кварк-глюонной плазме: Υ(3S) разваливаются легче, чем Υ(2S), а те, в свою очередь, легче, чем Υ(1S).

Хотя в целом такая картина была вполне ожидаема, прямые измерения этого последовательного разрушения мезонов позволят еще лучше охарактеризовать свойства кварк-глюонной плазмы.


6
Показать комментарии (6)
Свернуть комментарии (6)

  • kbob  | 22.08.2012 | 04:30 Ответить
    Плазма характеризуется определенной температурой и плотностью не понятно в данном случае какие были значения.
    Ответить
    • spark > kbob | 22.08.2012 | 04:40 Ответить
      А также вязкостью, плотностью энтропии, числом открытых степеней свободы, гидродинамическими течениями, неравновесностью, замагниченностью и т.д. И при этом все эти параметры существенно зависят от времени.

      Точного числа в самый первый момент после термализации (когда уже можно вообще говорить о температуре) пока не приведено. В СМИ гуляет новость про что-то типа «на 38% выше, чем на RHIC, на котором было 4 трлн. градусов», но это пока реальными публикациями не подтверждено. Дело в том, что эту температуру промерять сложно. Проще всего видна температура в момент превращения кварк-глюонной плазмы в газ адронов, там она порядка 170 МэВ, т.е. около 1,9 трлн. градусов. Но это уже подостывшая плазма. Так что будет ждать дальшейших публикаций.
      Ответить
  • a_b  | 22.08.2012 | 11:56 Ответить
    "b-кварк-антикварковые пары легко связываются друг с другом" Звучит, как будто получаются тетракварки. На самом деле просто b и bbar связываются в пары?
    Ответить
    • spark > a_b | 22.08.2012 | 12:32 Ответить
      Да, вы правы, неуклюже получилось.
      Ответить
  • VVG  | 31.10.2012 | 08:05 Ответить
    Предполагается ли фазовый переход кварк-глюонной плазмы в следующее состояние при дальнейшем повышении температуры? По идее она должна испаряться.
    Ответить
    • spark > VVG | 08.11.2012 | 14:17 Ответить
      Испарение происходит всегда, когда есть свободная поверхность, и в случае кварк-глюонной плазмы тоже. В этом смысле это не очень интересный процесс. Более интересно то, что будет происходить при повышении температуры внутри этой плазмы. Вроде бы в КХД никаких других переходов при более высокой температуре нет. При совсем высоких температурах начнут проявляться эффекты электрослабой физики, например, восстановление электрослабой симметрии и исчезновение масс у фундаментальных частиц.
      Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»