Создавая вещи, создавать людей: японская практическая философия монодзукури

Степан Родин,
кандидат исторических наук, доцент Института классического Востока и античности ВШЭ

Механические куклы-каракури, период Эдо

Механические куклы-каракури, шедевр инженерной мысли ремесленников периода Эдо (XVII–XIX вв.), к которому часто относят зарождение идей монодзукури. Кукла «подходила» к гостю, когда на поднос ставили чашку с чаем или саке; останавливалась, когда гость брал чашку с подноса; разворачивалась и «уходила», когда гость возвращал на поднос пустую чашку

Мир привык к тому, что маркировка «Сделано в Японии» (нихонсэй, 日本製) выступает гарантией высочайшего качества товара. Но за созданием вещей стоят люди, о принципах работы которых, трудовой этике и отношении к производству мы знаем гораздо меньше, чем о технике, которую они изготавливают. Когда-то давно, во второй половине XIX века, Япония в кратчайшие сроки провела успешную модернизацию, руководствуясь слоганом «Японская душа — западные умения» (вакон ёсай, 和魂洋才). Во второй половине ХХ века она вернулась в большой мир, удивив его технологиями и «экономическим чудом». Сейчас, когда наряду с экспортом вещей Япония занимается также экспортом идей, особое значение придаётся еще одному ёмкому понятию — монодзукури, анализ которого позволит лучше понять подход к труду и отношение к «вещи» в этой стране. Принципы монодзукури используют не только корпорации, но и университеты — причем теперь уже не только в Японии.

Японское слово монодзукури (物づくり) имеет очень простой дословный перевод — «создание вещей», однако за этой внешней простотой кроется глубокая практическая философия, подразумевающая особое отношение как к «вещи» — продукту труда, так и к самому процессу её производства. В самом общем смысле под монодзукури понимается производство, первичной целью которого является не получение прибыли, но удовлетворение потребностей потенциального покупателя. Производитель, инженер или разработчик при этом не испытывают отчуждения от продукта производства, поскольку воспринимают труд как творчество, наделяющее их статусом «художника», способного принести общественную пользу.

По большей части всё, что касается монодзукури, относится к сфере изобретательства, технологий и производства, а также ручного труда, что, однако, не отменяет возможности использования отдельных элементов этого подхода в других сферах. В зависимости от области применения, а также в сочетании с политикой конкретной компании или организации, адаптирующей концепт монодзукури к собственной практике, он может иметь различные смысловые оттенки. Для Токийского технологического института, например, философия монодзукури неразрывно связана с процессом обучения студентов и развитием у них творческих навыков, которые находят применение в профессиональной деятельности. Помимо работы на занятиях, институт поддерживает внеаудиторную активность студентов, создавая условия для развития кружков робототехники, авионики, радиоэлектроники. Усваивая на лекционных занятиях общую установку на терпеливую работу над созданием вещи наилучшего качества, имеющей общественную пользу и приносящей радость тем, кто будет ей пользоваться, студенты более внимательно подходят к практической деятельности и настраиваются воспринимать возможные технические неудачи как элемент процесса совершенствования мастерства.

В некоторых высших учебных заведениях Японии функционируют специальные образовательные центры, концепция которых опирается на идеи монодзукури. При Токийском университете, например, существует «Консорциум по изучению монодзукури» (Monozukuri Kenkyu Consortium), объединяющий студентов и сотрудников университета и представителей более чем 30 организаций, заинтересованных как в потенциальных кадрах, так и в разработках в области технологий и управления предприятиями.

При университете «Содзё» (Sojo University, Кумамото) функционирует «Центр инноваций монодзукури» (SUMIC, Sojo University Monozukuri Innovation Center), созданный с целью стимулировать и поддерживать стремление студентов творить и изобретать. Центр оснащен разнообразным оборудованием, которое может быть полезно техническим специалистам, и доступ к нему имеет в любое время любой студент «Содзё», прошедший инструктаж по технике безопасности.

Центр инноваций монодзукури» университета «Содзё»

«Центр инноваций монодзукури» университета «Содзё». Фото с сайта sojo-u.ac.jp

Центры монодзукури — это не просто площадки для для экспериментов, они выполняют также ряд социальных функций. Поскольку занятия на их территории всегда добровольные, студенты привыкают к идее труда и творчества ради удовольствия, а не по принуждению. Многие проекты трудно или невозможно реализовать в одиночку, и центры монодзукури позволяют развиться навыкам самоорганизации и командной работы, которые пригодятся, например, при работе на предприятиях.

Одна из целей, ради которых создаются многочисленные кружки и лаборатории при высших учебных заведениях — подготовка специалистов, которые знают, чем хотят заниматься в будущем. В идеале усвоение идей производства, основанного на концепции монодзукури, для студентов технических вузов начинается с младших курсов. Записываясь, например, в кружок робототехники, студенты, совмещая хобби с образованием, попадают в творческую среду, учатся у старших, наблюдая за их работой, а также реализуют собственные проекты и участвуют с ними во всевозможных состязаниях и конкурсах. Многие известные сегодня японские инженеры и изобретатели оттачивали своё мастерство и ум в подобных кружках или участвовали в студенческих конкурсах.

Наставникам и потенциальным работодателям такие кружки дают возможность оценить не только технические навыки студента, но и его отношение к процессу. Так, легендарный изобретатель, философ и теоретик монодзукури Мори Масахиро, благодаря которому появился всеяпонский фестиваль робототехники Robocon, заявлял, что создание вещи, равно как и выступление с ней в рамках соревнований, напоминает процесс игры, во время которого человек растворяется в действии. Это, с одной стороны, настраивает изобретателя или инженера на нужный лад, с другой — открывает его для наблюдателя.

Принципы монодзукури используются на производстве в огромном количестве крупных японских фирм. Для компании «Ниссан», использующей философию монодзукури как в рамках производства, так и в корпоративном менеджменте, область её применения не ограничивается заводскими помещениями и кабинетами управляющих. Благодаря образовательным мероприятиям, носящим название «Караван монодзукури» (Monozukuri Caravan), компания одновременно 1) выполняет общественную миссию, устраивая мастер-классы по технике и технологиям в японских и зарубежных школах, 2) повышает собственную узнаваемость и 3) служит проводником японской культуры и «традиционных ценностей», выступающих неотъемлемым элементом «мягкой силы» и культурной дипломатии. В 2013 году «Караван монодзукури», например, доехал до школ Великобритании. Помимо возможности своими руками изготовить автомобильную деталь под чутким руководством инженеров японской компании, британские школьники также получили набор базовых знаний о японской культуре, трудовой этике, философии «постоянного совершенствования» кайдзэн и, разумеется, о монодзукури.

Похожая практика применяется в компании «Тойота», чья корпоративная философия TPS (Toyota Production System) стала объектом изучения и подражания для многих других фирм. Для TPS характерно стремление к налаживанию управленческих процессов за счёт повышения уровня ответственности на низовых звеньях, а также устранение таких факторов, как производственный брак, избыточные расходы на аренду складских помещений или простой производства, посредством оптимизации производственного цикла. «Оптимизация», однако, в идеале не предполагает сокращение трудовых мест и людских ресурсов. Цель TPS заключается в том, чтобы раскрыть в работниках их качества, которые могут быть оптимальным образом реализованы через труд. TPS совмещает идеи монодзукури с концепцией кайдзэн — философии постоянного улучшения. На практике это выражалось, например, в наладке обратной связи между управленцами и рабочими. От последних требовалось проявлять инициативу и регулярно вносить предложения по улучшению как всего предприятия, так и собственных условий труда. Наиболее удачные идеи реализовывались, а сотрудники, их предложившие, получали премии. Как и большинство компаний, опирающихся на принципы монодзукури, «Тойота» уделяет существенное внимание психологическим аспектам труда и поддержке мотивации рабочих.

Как бы ни отличались различные трактовки этого термина, их объединяет акцент на связи философии «создания вещей» с японской «традицией». Интерес к собственному прошлому и осознание «национального характера» и «национальной культуры» как «уникальной» особенно ярко проявились в японском обществе начиная со второй половины 60-х годов. Это было время мощного экономического роста и постепенного захвата мировых рынков Японией благодаря высокотехнологичному и ресурсоёмкому производству. Страна преодолела последствия поражения во Второй мировой войне и возвращалась в большой мир на новых основаниях. Если раньше осознать себя в мире японцам «помогали» политики и военные, то теперь их место в процессе создания нового воображаемого сообщества и его идеалов заняли этнологи, психологи, философы и публицисты, рассуждавшие обо всём японском не в терминах превосходства, но уникальности (подробнее см. книгу А. Н. Мещерякова «Остаться японцем: Янагита Кунио и его команда», М., 2020).

В рамках многочисленных «теорий о японцах» нихондзинрон «уникальными» объявлялись, например, отношения между начальством и подчинёнными, для которых, якобы, в отличие от западного мира, характерно превалирование чувства общности, заботы и покровительства, а не разобщающих коллектив иерархических отношений. Подобный тип отношений позволяет в перспективе создавать более комфортную обстановку на производстве и погружать сотрудников в производственный процесс, повышая степень их заинтересованности в получении качественного конечного продукта за счёт эмоциональной вовлеченности в общее дело. Теоретики «японскости» рассуждали об исконно присущих всем обитателям Японского архипелага трудолюбии, старательности, исполнительности, коллективизме, стремлении к общему благу, бережливости и прочих качествах, отличающих их от остальных обитателей Земного шара и делающих возможным экономический рост и повышение объёмов и качества производства. От создания домашнего продукта Япония со временем переходит к экспорту не только товаров, но и концепций, и оказывается, что «уникально японские» черты — при должном усердии и правильном подходе — могут быть воспроизведены в других странах.

Философия монодзукури также стала одним из ярчайших примеров японского культурного экспорта. Находятся отдельные теоретики, которые датируют её зарождение концом XII столетия (см., например, Tanaka Hiroshi, 2017. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going?), но чаще всего истоки монодзукури обнаруживаются в Японии периода Эдо (1603–1868) (см., например, Sumihara Noriya. Multiple Discourse on Monozukuri as a Keyhole to View Modern Japan). В это время страной, прекратившей контакты с западной цивилизацией, руководили представители военного сословия во главе с сёгунами из рода Токугава. Более двух веков Япония не знала ни войн, ни крупных восстаний, что поспособствовало расцвету мирных ремёсел. Страну в силу её изолированности и запрета на распространение западных знаний обошли стороной как аграрная, так и индустриальная революция, что, однако не исключало эволюционного развития сельского хозяйства и совершенствования продуктов ручного труда. Ремесло являлось наследственным занятием, тонкости которого передавались от мастера к ученику и преемнику. Основной задачей для ученика было не превзойти творение мастера, но постараться хотя бы приблизиться к нему. Подобный, внешне весьма «консервативный» подход, однако, приводил к совершенствованию техники от поколения к поколению, поскольку предполагал установку на постоянное обучение и стремление к улучшению собственных навыков в процессе приближения к идеалу. В таких условиях ценность вещи далеко не всегда обуславливается её предназначением или дороговизной материала, но связью с потомственным мастером, ответственным за её производство. Мастер, в свою очередь, год за годом оттачивает навыки, не ставя перед собой первичной задачи получения прибыли, но воспринимая производственный процесс в качестве инструмента самосовершенствования, имеющего самостоятельную ценность.

На выработку такого отношения к производству и самому продукту труда уходят годы, и то, что воспринималось в качестве нормы в период Эдо, противоречит как основам глобальной рыночной экономики, так и темпу современной жизни. При всей своей искусственности, зависимости от дискурса нихондзинрон и тонкостей японской внешней политики, а также — временами — антиисторичности в плане теоретизации, философия монодзукури выполняет очень важную роль, пытаясь адаптировать ценности, характерные для ручного труда, к массовому производству. Успешное внедрение монодзукури в теории помогает увеличить степень заинтересованности непосредственных производителей в качестве конечного продукта, пересмотреть отношение к труду, сделав его не просто способом заработка, но инструментом совершенствования навыков, который имеет общественную пользу и значимость. Место наставника в этой схеме занимают университеты, а в отдельных случаях — корпорации, благодаря образовательным программам прививающие интерес к технологичному производству и изобретательству ещё со школьной скамьи.

В рамках философии монодзукури время, которое уходит на совершенствование навыков, не считается потраченным впустую, а одним из главных средств достижения прогресса становится метод проб и ошибок. Иными словами, профессиональный рост специалиста может растянуться на длительный период времени, однако это позволит в будущем наладить производство, в котором не будет места ошибкам новичков. Под профессиональным ростом подразумевается как развитие творческих умений и технических навыков, так и пестование личных качеств, определяющих особый подход к процессу создания вещей и порождения идей, что в идеале снабжает будущего специалиста как необходимыми умениями, так и должной мотивацией для их применения. То внимание, которое в рамках данной практической философии уделяется развитию личности, привело к появлению знаменитой фразы монодзукури ва хитодзукури (物づくりは人づくり), которую дословно можно перевести как «создание вещей — это создание людей». Для её объяснения японские теоретики монодзукури задействуют весь богатый инструментарий религиозно-этических и философских концепций, представленных в Японии, от конфуцианства, дзэн-буддизма и учения о взаимодействии тёмного и светлого начал инь и ян до работ Китаро Нисида о единении субъекта и объекта познания. Какими бы разнообразными ни были объяснения, их можно свести к нескольким общим выводам: достижение оптимального результата требует большого количества времени и правильной расстановки приоритетов. «Японскость» монодзукури коренится в чертах «национального характера», однако данная философия может быть успешно применена на западе при изменении подхода к окружающей действительности.

Памятник в форме батарейки, установленный в честь основания фестиваля робототехники Robocon в Токийском технологическом институте. Надпись на нём гласит: <i>монодзукури ва хитодзукури</i> — «создание вещей — это создание людей»)

Памятник в форме батарейки, установленный в честь основания фестиваля робототехники Robocon в Токийском технологическом институте. Надпись на нём гласит: «создание вещей — это создание людей» (монодзукури ва хитодзукури). Фото с сайта titech.ac.jp

Западные «наука» и «производство» характеризуются теоретиками монодзукури (равно как и апологетами нихондзинрон до них) следующим образом. Субъект и объект, человек и природа, изготовитель и продукт противопоставлены. Субъект действует в отношении объекта, руководствуясь стремлением подчинить его, и в этом процессе он может стать «победителем» или «проигравшим». Субъект преследует собственные интересы, действует логически, аналитически, предсказуемо и линейно. Восточное (японское) «создание вещей» базируется на противоположных принципах единения субъекта и объекта, в основе которого лежит понятие «пустоты» как потенциальной возможности для порождения вещей и смыслов. Субъект действует, исходя из интересов коллектива и общества, воспринимает мир целостно, поскольку не противопоставляет себя ему, его мышление нелинейно и диалектично, что позволяет воспринимать в совокупности и целостности категории, противопоставленные в западном мышлении.

Все эти сложные рассуждения на практике нередко умещаются в несколько схем и практических советов:

  1. увеличение времени на подготовку специалиста приводит к развитию как необходимых для профессионала навыков, так и личных качеств;
  2. одна из целей обучения специалиста в рамках философии монодзукури — развитие мотивации к самосовершенствованию посредством труда;
  3. теоретические знания должны находить практическое воплощение ещё в процессе обучения, что реализуется в рамках мастер-классов или студенческих кружков;
  4. одним из главных способов совершенствования навыков является метод проб и ошибок, и ошибки столь же ценны, как и достижения, поскольку позволяют взглянуть по-новому на процесс производства;
  5. в процессе труда субъект должен «раствориться» в объекте ради создания вещи, наилучшим образом соответствующей общественному запросу. Наградой за временную утрату собственного «я» служит удовлетворение от проделанной работы и общественное признание.

Философия монодзукури, разумеется, не является панацеей, способной в один момент решить все проблемы подготовки квалифицированных, высоко мотивированных специалистов и сделать массовое производство более качественным и гуманным, однако позволяет на секунду выключить конвейер и взглянуть на процесс под иным углом.


1
Показать комментарии (1)
Свернуть комментарии (1)

  • Alef  | 10.05.2021 | 12:18 Ответить
    Интересно.
    Но тут надо заметить вот что, это по сути феодализм. В Германии то же феодализм всё ещё играет большую роль, традиционные практики, мастер, подмастерие, гильдии ремеслов. И получается высочайшая качество. Если всё рационализировать, получится дешёвка.

    Но тут всё хорошо описано, но не сказано одно, так ли там хорошо жить. Хикимори, огромное давление общества на индивидума, бездетность, модель семьи который не нравится современными женщинами, корпоративная культура с давлением на все сфери жизни, отвергание тех, кто не пошёл по "правильному" пути. Свобода таки имеет свои преимущества. А так же роль индивидума и прочие достижения западного просвещения.

    Япония как и Германия или Швеция с Норвегией таки таяготеет к фашизму. Что не сказать про США или Россию. Например, в Германии приехавшие прибалтийские немцы, как бы не совсем там были приняты, и уехали назад. (Из личного опыта.)
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»