Не такие уж загадочные знаки...

Павел Колосницын,
археолог
«Троицкий вариант — Наука» № 20(289), 8 октября 2019 года

Павел Колосницын («Троицкий вариант» №20, 2019)

Павел Колосницын

Существует такая категория археологических памятников, как петроглифы — выбитые или нанесенные краской изображения на каменной основе. Они могут относиться к различным эпохам и культурам и нередко ставят перед исследователями сложные задачи по их датировке, интерпретации и толкованию.

Несколько таких знаков найдены недалеко от Пскова. На Труворовом городище близ Изборска находятся каменные плиты, на которых изображены сложные геометрические фигуры. Плиты лежат на кладбище со средневековыми крестами (рис. 1). Большой каменный крест, вырубленный из известняка с высеченной надписью «ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА» (Царь славы Иисус Христос Ника), исследователи датируют XIV–XV вв. Но это мало помогает датировке изображений, потому что они могли быть нанесены и до появления здесь креста, и позже. Да и плиты со знаками могли быть принесены на кладбище из другого места.

Рис. 1. Каменный крест и плиты на Труворовом городище («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 1. Каменный крест и плиты на Труворовом городище

Сами знаки до настоящего времени не получили однозначной интерпретации, об их назначении высказывается много версий разной степени правдоподобности. Однако можно найти им неожиданное объяснение.

Всего знаков три. На первом — три вписанных друг в друга квадрата (самый большой квадрат имеет сторону около 35 см), середины которых соединены прямыми линиями (рис. 2). Это изображение имеет самое простое объяснение: перед нами поле для мельницы — настольной шашечной игры, известной с Античности.

Рис. 2. Первый знак («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 2. Первый знак

По правилам она напоминает крестики-нолики, предком которых, возможно, и является. Игра делится на три фазы. В первой два игрока по очереди выставляют фишки на углы квадратов и пересечения линий. Во второй передвигают их по линиям в соседние ячейки. В третьей игрок, у которого осталось три фишки, получает право переставлять их на любое место. Задача игроков — построить в ходе партии свои шашки по три в ряд, «мельницу». Тот, у кого это получилось, забирает с поля фишку противника. Когда у игрока остаются только две фишки или он не может сделать ход (будучи «заперт» шашками противника), он проигрывает.

Мельница имеет несколько разновидностей, отличающихся количеством фишек, формой полей и нюансами правил. Это поле используется в варианте игры, когда у соперников по 9 шашек.

Рис. 3. Игра в «Мельницу». Иллюстрация из «Книги игр» короля Альфонсо X (Испания, 1283 год) («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 3. Игра в «Мельницу». Иллюстрация из «Книги игр» короля Альфонсо X (Испания, 1283 год)

Такие поля, вырезанные на камне и дереве, находят практически по всей Европе, Северной Африке и Западной Азии. Описание игры содержится в средневековых трактатах (рис. 3), а в некоторых странах в мельницу играют и сейчас. Игральные доски с полями, аналогичными изборскому, найдены во многих древнерусских городах, в том числе в Новгороде, Старой Руссе и Старой Ладоге (рис. 4).

Рис. 4. Доска для игры в мельницу из раскопок в Старой Руссе («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 4. Доска для игры в мельницу из раскопок в Старой Руссе. Дерево, XII век

Рис. 5. Второй знак («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 5. Второй знак

Но именно с этим знаком связано распространенное заблуждение. Существует мнение, что изображение представляет собой схематический чертеж для архитектурных расчетов, использовавшийся древнерусскими зодчими, — «вавилон». Однако изучение этой версии показало, что и интерпретация, и сам термин придуманы в 1950-е годы академиком Б. А. Рыбаковым. В статьях, посвященных этой теме, он полностью игнорировал то, что эти знаки многие века известны как поле для настольной игры, и не привел никаких доказательств и источников, свидетельствовавших об использовании их для строительных расчетов. Так что эта версия основывается только на его рассуждениях. Однако она понравилась советской общественности, прижилась и даже сейчас ее упоминают как вероятную на сайтах Изборского музея и комитета культуры Псковской области.

Второй знак имеет вид треугольника, пересеченного крестом (рис. 5). Прямых аналогов ему нет, но вполне вероятно, что он представляет собой поле для простейшей игры, по правилам соответствующей трехшашечной мельнице (рис. 6). Изображения поля для нее, правда, в виде квадратов или окружностей с вписанным крестом, распространены в Европе. Игра довольно проста, но, тем не менее, предоставляет немало вариантов развития партии и может увлечь игроков надолго.

Рис. 6. Схематическое изображение знака и расстановка фишек для игры («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 6. Схематическое изображение знака и расстановка фишек для игры

Третий знак самый загадочный — он представляет собой сильно стертый прямоугольник размером 50 × 30 см, разделенный на 12 полос (рис. 7, 8). В нем иногда видят лестницу, иногда — схематическое изображение пахотного поля. Однако если предположить, что это разметка для еще одной настольной игры, во что на ней можно играть?

Рис. 7. Сильно затертый знак в виде прямоугольника высечен справа от основания обломанного креста («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 7. Сильно затертый знак в виде прямоугольника высечен справа от основания обломанного креста

Рис. 8. Схематическое изображение третьего знака («Троицкий вариант» №20, 2019)

Рис. 8. Схематическое изображение третьего знака

Вероятнее всего, изображение — поле для широко распространенной с Раннего Средневековья игры нарды. Нарды, в целом соответствующие современным правилам, известны с Античности под названием табула (гр. τάβλη). Знаменитое свидетельство их существования в то время — описанная в эпиграмме Агафия Миринейского партия, сыгранная византийским императором Зеноном в 480 году, привлекшая внимание поэта и историка неудачным броском Зенона. Император потерпел поражение, когда победа, казалось, была уже так близка.

Вероятно, табула попала на Русь из Византии уже в Раннем Средневековье и стала известна как тавлеи, упоминаемые в письменных источниках.

Если принять эти версии, загадочные знаки оказываются полями для настольных игр, за которыми коротали время жители средневекового Изборска. Это лишает петроглифы тайны, но позволяет чуть больше узнать о прошлом.


4
Показать комментарии (4)
Свернуть комментарии (4)

  • OlyaR  | 12.11.2019 | 22:40 Ответить
    А есть ли тогда предположение, зачем они высечены в камне? Для игры это, кажется, должно быть менее удобно, чем на той же доске
    Ответить
    • Fantom > OlyaR | 13.11.2019 | 11:51 Ответить
      Мы все и всегда забываем о том, что не все подобные знаки и письмена, мягко говоря, направлены для " удовлетворения наших материальных потребностей"!-:)
      Ответить
      • Gli4i > Fantom | 13.11.2019 | 22:05 Ответить
        Это вы к чему?
        Ответить
        • Fantom > Gli4i | 16.11.2019 | 09:44 Ответить
          Да всё об одном и том же.!-:)
          Забавно понимать сегодня, то что многие знаки не только могут иметь скрытое от народов предназначение, но и тайную силу, непонятную нам ранее..
          Мы выходим на новый уровень, друзья..
          Когда новые знания, открывают такие горизонты, когда то, что ранее считалось мистикой,становится уже понятным и объяснимым, реальным и необходимым.
          Ответить
Написать комментарий

Избранное






Элементы

© 2005–2025 «Элементы»