Арсений Кречмар,
кандидат биологических наук (Санкт-Петербург)
«Природа» №7, 2018
Ястребиная сова (Surnia ulula) — птица размером немногим крупнее галки (длина тела 36–41 см, масса 220–400 г), с относительно короткими крыльями (71–81 см в размахе) и длинным клинообразным хвостом. Благодаря характерному поперечнополосатому рисунку на нижней стороне тела, как у ястребов, сова и получила как русское название, так и английское (hawk-owl). Распространенная в Евразии от Скандинавского п-ова до Чукотки [1], а в Северной Америке от Аляски до Лабрадора, эта птица может считаться в полном смысле этого слова аборигеном северной тайги. Хотя ареал ястребиной совы и охватывает практически всю таежную зону, наиболее благоприятные для ее существования ландшафты — участки разреженного древостоя — распространены на севере тайги, в лесотундре или в горном редколесье. Там этот пернатый хищник даже в высоких широтах поднимается до высот 400–500 м над ур. м., а иногда и выше. Такая приуроченность ястребиных сов к северным редколесьям связана прежде всего с особенностями питания и стилем охоты этих птиц.
Основную добычу, мышевидных грызунов, сова обычно высматривает с какой-либо присады — вершины дерева, высокого куста, верхушки какой-либо коряги, откуда стремительно бросается вниз, прижимает жертву к земле грудью и убивает ее когтями и клювом. Затем сова возвращается с добычей на наблюдательный пункт и уже там заглатывает ее. Под наиболее удобными присадами иногда удается обнаружить и погадки совы — отрыгнутые птицей комочки из шерсти, костей и перьев съеденных жертв.
Значительно реже ястребиные совы выслеживают добычу в низком планирующем полете, когда птица лавирует между кустами вдоль речных берегов, над небольшими полянками и прочими местами, где множество норок и троп грызунов. Но обычно быстрый и маневренный полет ястребиной совы, очень напоминающий охотничий полет ястребов, не бывает продолжительным и чаще всего заканчивается у первой же удобной присады. При недостатке мелких грызунов ястребиные совы вынуждены нападать и на более крупных животных — даже на таких, как ондатра, тундряная или белая куропатки. Несколько успешных нападений на куропаток, накануне попавшихся в петли, поставленные охотниками, я наблюдал в феврале — марте 1958 г. в лесотундре на правобережье Енисея [2].
Полевка-экономка и лесная мышь — типичная добыча ястребиных сов
Обычно ястребиная сова подкарауливает добычу, сидя на вершине дерева, но иногда высматривает жертву, медленно планируя от присады к присаде
Иногда ястребиные совы преследуют относительно крупных птиц, но не нападают на них. Такие сцены я неоднократно наблюдал в лесотундре среднего течения р. Анадырь в сентябре — октябре 1988 г., в период исключительного обилия полевок. Очевидно сытые совы довольно настойчиво преследовали сорок между кустами пойменного ивняка, однако после недолгой (1–2 мин) стремительной погони оставляли их в покое. Ясно, что эти нападения имели игровой, ритуальный характер. Происходили они обычно в ясные осенние дни, после легких заморозков [3]. Как и более крупного тундрового родственника, белую сову (Bubo scandiacus), ястребиную сову трудно назвать ночным хищником. Летом она обычно охотится днем, но может быть активна в утренние и вечерние часы, что, вероятно, связано с отсутствием темного времени суток в высоких широтах в мае — июле, когда совы наиболее активны в период выкармливания потомства.
Гнездится ястребиная сова в разреженном лесу, обычно хвойном, хотя иногда поселяется и в поймах рек. За все годы полевых исследований мне посчастливилось осмотреть всего пять гнезд ястребиных сов: три из них были устроены в чашеобразных дуплах, образовавшихся в изломах вершин сухих древесных стволов, одно — в полом дупле лиственничного ствола, и еще одно — на высокой лиственнице в гнездовой постройке ворона. Одно из упомянутых дупел, найденных в лесотундре бассейна р. Кава, заселялось совами трижды — в 1994, 1998 и 1999 гг. Оно находилось вблизи нашей полевой базы, что дало возможность проводить там регулярные наблюдения.
Разреженная лесная куртина — любимое местообитание ястребиных сов
В период размножения ястребиные совы держатся на сравнительно небольшом по площади гнездовом участке, где и охотятся. Встретив сов в это время, обнаружить гнездо или слетков бывает довольно легко благодаря поведению взрослых птиц, обычно проявляющих заметное беспокойство или даже агрессию. Яйца ястребиной совы белые, глянцевые, почти шарообразные; их количество в кладках, как и у других сов, зависит от обилия кормов. Чаще их бывает три-пять, но в годы с высокой численностью грызунов это число может возрастать до шести-восьми и более.
При необходимости ястребиная сова может одолеть более крупную добычу, например ондатру или белую куропатку
Отложив первое яйцо, самка сразу приступает к насиживанию, что становится суровой необходимостью — в этот период, особенно на севере ареала вида, обычны морозы, преимущественно в ночные часы. В связи с этим птенцы, как и у других сов, появляются на свет не одновременно, а через некоторые промежутки времени, соответствующие интервалам при откладке яиц. Если кладка достаточно велика, то разница в размерах между старшими и младшими птенцами может быть довольно значительной, поэтому далеко не всегда самые младшие и, соответственно, более мелкие и слабые птенцы доживают до возраста, позволяющего покинуть гнездо.
К гнездованию ястребиные совы приступают рано, в конце апреля или в начале мая, когда обычно еще лежит снег. В этот период вблизи места гнездования в вечерние часы иногда случается слышать брачные трели самцов. Сову, державшуюся в окрестностях гнездового дупла, я видел в 1999 г. уже 26 апреля, а брачную активность пары — 5 мая. Судя по тому что спустя неделю вблизи гнезда держалась только одна сова, откладка яиц и, соответственно, насиживание у этой пары, по-видимому, начались со второй декады мая. В гнезде, осмотренном в пойменном лесу низовьев Олы 12 мая 2013 г., была кладка из шести яиц. Самка почти безотлучно находится на гнезде не менее 45–50 сут, пока хотя бы старшие птенцы его не покинут. Все это время ее, а позднее и подрастающих птенцов кормит самец, принося добычу обычно каждые 1,5–2 ч. В 1994 г. последний из трех птенцов покинул гнездовое дупло 27 июня, а в 1999 г. — 5 июля. Дупло в долине Олы было оставлено всеми птенцами еще 12–14 июня 2014 г.
Полная кладка ястребиной совы в дупле
В момент вылета из гнезда в оперении птенцов еще много пуха, очины контурных перьев одеты чехлами, да и по размерам они значительно уступают взрослым птицам. Совята в таком возрасте не только еще неспособны летать, но и планировать могут лишь на незначительное расстояние. Однако 26 июня 1994 г. я наблюдал за двумя старшими птенцами, накануне покинувшими гнездо, — они сидели в 40 и 100 м от него на отдельно стоящих деревьях на высоте 6–7 м, причем один совенок забрался на самую вершину сухого лиственничного ствола, на значительном протяжении лишенного даже остатков коры и почти до блеска отполированного вьюгами.
Еще раньше в Якутии я наблюдал из специального переносного скрадка за сидящими довольно высоко на деревьях нелетными птенцами, что позволило выяснить некоторые особенности их поведения [4]. Последний птенец, покинувший гнездо рано утром 27 июня, пока меня в скрадке не было, некоторое время держался вблизи земли на поваленном дереве примерно в 15 м от гнезда, куда ему, очевидно, удалось спланировать. В дальнейшем, реагируя на призывные крики самки, сидевшей поблизости на суку сухой лиственницы, птенец начал карабкаться на сухой ствол, вцепившись в него острыми, как иглы, когтями и одновременно удерживая равновесие раскрытыми крыльями. В результате совенок с удивительной быстротой взобрался на высоту 5–6 м и устроился на боковом суку. В дальнейшем совята каждые сутки меняли деревья, удаляясь от гнезда максимум на 200–250 м, вплоть до противоположной опушки лесной куртины. При смене места птенец прыгал со своей присады в нужном направлении, после чего, взмахивая крыльями и планируя, перемещался в сторону намеченного дерева. Если это дерево находилось слишком далеко, еще недавно покинувшие гнездовое дупло совята обычно опускались на землю и оставшееся до него расстояние преодолевали «пешком», после чего быстро вскарабкивались по стволу описанным способом.
Покинувший гнездо птенец по размерам сильно отличается от взрослой совы
По мере роста совят и развития у них маховых перьев такие перелеты становились все более и более уверенными, пока наконец молодые птицы не приобретали способность к свободному маневренному полету, столь характерному для взрослых особей этого вида. Родители регулярно кормили покинувших гнездо птенцов, безошибочно обнаруживая их в разреженном лиственничном лесу на площади более 1 га. Объектами охоты, как правило, были полевки, которых подросшие птенцы обычно заглатывали целиком. По наблюдениям в светлое время суток, каждого птенца родители при удачной охоте кормили раз в 3–4 ч. Однако в некоторых случаях (например, 5 и 11 июля 1999 г.) мне неоднократно случалось видеть, как взрослые совы приносили птенцам просто длинные и узкие (8×1,5 см) пласты мяса, скорее всего отчлененные от тушки какой-то крупной птицы или зверька.
При необходимости ястребиные совы способны охотиться и на более крупную, чем мышевидные грызуны, добычу. Так, в августе 1999 г. на одном из озер в западной части Таймыра я наблюдал ястребиную сову, явно подкарауливавшую ондатру около ее норы [2]. Надо сказать, что именно в 1999 г. полевки, весьма многочисленные в пойменных ландшафтах ранней весной, в массе погибли в период весеннего паводка; в результате у сов появились трудности при выкармливании птенцов [5]. Взрослые совы у выводка вели себя крайне агрессивно. Они нападали неожиданно, избрав момент, когда я смотрел в другую сторону, и стремились не просто отпугнуть, как это я неоднократно наблюдал у соколов-сапсанов и некоторых других птиц, а ранить острыми когтями. Было очевидно, что совы целились в лицо и, видимо, в глаза, которые мне удавалось прикрывать руками. Тем не менее в результате первых нападений совы нанесли мне несколько болезненных царапин на руках, голове и плечах, причем от них не смогли защитить ни теплая куртка, ни плотная шапка. Пришлось изготовить специальный шлем из металлической сетки, который позволил мне безопасно наблюдать и фотографировать совят, хотя все равно приходилось внимательно следить за взрослыми птицами, чтобы уберечь от них руки.
В дальнейшем птенцы практически каждые сутки меняли деревья, что очевидно не представляет для них никаких трудностей. В первых числах июля, после того как даже младший птенец начал летать, выводок исчез с места гнездования, по-видимому, из-за беспокойства. Выводки сов держатся с родителями не очень долго: со второй половины августа мне всегда случалось встречать исключительно одиночных птиц. Судя по количеству молодых, благополучно покинувших гнездовые дупла (в одном случае их было три, а в четырех случаях — только два), потенциальная продуктивность вида невелика.
Помимо чисто таежных местообитаний ястребиная сова иногда поселяется и в пойменных ландшафтах
Ястребиная сова — не особенно редкая птица, однако в одной и той же местности в различные годы частота встречаемости этого хищника может быть очень разной. Дело в том, что ястребиные совы находятся в зависимости от численности очень немногих видов полевок и некоторых других грызунов, испытывающей значительные изменения в различные сезоны. В период снижения численности мелких грызунов ястребиная сова в данный местности может стать очень редкой птицей и практически не гнездиться, так как значительная часть популяции откочевывает в районы с обилием полевок, иногда за многие сотни километров. Чаще такие массовые миграции ястребиных сов происходят во внегнездовое время, осенью, когда численность мышевидных грызунов достигает максимума. При этом птицы могут появляться даже за пределами своего обычного гнездового ареала, например в северной лесотундре, а в небольшом количестве — даже в тундре. М. Ю. Засыпкин сообщал о массовости ястребиных сов в Чаунской низменности в начале сентября 1972 г., во время высокой численности мелких грызунов [6]. Осенью 1988 г. при небывало большом количестве красных и красно-серых полевок очень много ястребиных сов появилось в безлесных ландшафтах низовьев р. Убиенка (среднее течение Анадыря), где они до этого почти не встречались. Эти пернатые хищники, которые подкарауливали грызунов, сидя на высоких ивовых кустах, растущих вдоль речек и проток, попадались тогда буквально через каждый километр маршрута на лодке. В таких случаях задержавшиеся до зимы совы, в результате меньшей доступности кормов, которая наступает с установлением мощного снежного покрова, могут оказаться в неблагоприятной ситуации. В частности, после возвращения на места полевых работ в низовьях р. Убиенка ранней весной (в апреле — мае) 1989 г. я неоднократно находил вытаявшие из снега трупы сильно истощенных ястребиных сов, очевидно погибших от голода [3].
Совенок ловко взбирается по вертикальному стволу дерева, помогая себе при этом крыльями
Совы, которых я наблюдал в феврале — марте 1958 г. на опушках лиственничных куртин лесотундры низовьев Енисея, были достаточно многочисленными и отнюдь не выглядели истощенными [2]. Поскольку мощный снежный покров делал охоту на грызунов, ведущих подснежный образ жизни, чрезвычайно затруднительным, совы тогда существовали, скорее всего, за счет мелких птиц — белокрылых клестов и чечеток, которых было очень много в связи с обильным урожаем семян ели и лиственницы. Кроме того, нормальному существованию сов не только в период гнездования, но и зимой способствует настоящая древесная растительность, пусть даже в разреженном виде: она создает определенные защитные условия и облегчает выслеживание добычи.
Из приведенных материалов хорошо видно, что ястребиная сова, подобно некоторым другим птицам, таким как, например, клесты, чечетки, кедровки и многие другие, относится к так называемым номадным видам, широко кочующим в пределах ареала в зависимости от наличия кормов в той или иной местности. При обилии грызунов эти птицы в массе могут мигрировать даже в необычные места, где никогда не гнездятся.
В заключение подчеркну, что ястребиная сова — замечательная птица, настоящее украшение бескрайней северной тайги, в общем очень бедной зверями и птицами, что особенно заметно осенью и зимой. Без всяких сомнений она заслуживает всемерной охраны.
Литература
1. Flint V. E., Boehme R. L., Kostin Y. V., Kuznetsov A. A. A Field Guide to Birds of the USSR. Princeton, 1983.
2. Кречмар А. В. Птицы Западного Таймыра // Труды ЗИН АН СССР. 1966; 39: 185–312.
3. Кречмар А. В., Андреев А. В., Кондратьев А. Я. Птицы северных равнин. Л., 1991.
4. Воробьев К. А. Птицы Якутии. М., 1963.
5. Кречмар А. В. Экология и мониторинг птиц приохотской равнинной лесотундры на примере ландшафтов бассейна реки Кава. Владивосток, 2014.
6. Засыпкин М. Ю. Распространение птиц на Западной Чукотке и зоогеографический анализ ее авифауны // Орнитология. 1981; 16: 100–114.
Здесь и далее фото автора