Человеку свойственно... подчиняться

Снежана Шабанова,
научный журналист, психолог
«Троицкий вариант» №17(86), 30 августа 2011 года

В июле этого года исполнилось полвека одному из самых неэтичных экспериментов в истории психологии — эксперименту Стэнли Милграма, или тесту Эйхмана, связанному с проблемой подчинения авторитету. Социальный психолог, работавший в Йельском университете, доказал, что действия человека зачастую зависят не от него самого, а от ситуации, в которой он оказывается. Необходимость подчинения авторитету так глубоко коренится в сознании человека, что он способен исполнять даже те приказы, которые идут в разрез с его понятиями о морали.

Снежана Шабанова. Изображение: «Троицкий вариант»

Свои эксперименты Милграм начал в 1961 г., практически сразу после ареста и суда над нацистским преступником Адольфом Эйхманом — руководителем отдела гестапо, отвечавшим за «окончательное решение еврейского вопроса». Эйхману предъявили обвинения в преступлениях против еврейского народа, человечности и в военных преступлениях, но подсудимый утверждал, что он всего-навсего выполнял приказы.

Находясь под впечатлением от материалов процесса над Эйхманом, Милграм решил выяснить, насколько далеко готов зайти человек, следуя приказам, и как он будет решать нравственную дилемму в условиях мощного социального давления.

Милграм разрабатывал методику эксперимента в расчете на то, что он проведет его в Германии, поскольку, по его мнению, жители этой страны исторически склонны к повиновению власти. Но при тестировании методики в американском городе Нью-Хейвен выяснилось, что повиновения Милграму достаточно и на родине. Поэтому эксперимент прошел в США.

Психолог пригласил так называемых «наивных испытуемых» — людей, не осведомленных о своей роли в исследовании, — при помощи объявлений в газете. За работу в лаборатории добровольцам обещали 4,5 доллара.

В лабораторию нанятые по объявлению попадали попарно. Ожидавший их там экспериментатор рассказывал, что они примут участие в исследовании влияния наказания на обучение и запоминание. И поэтому один из участников станет «учителем», который будет руководить запоминанием парных слов.

Наказывать второго участника — «ученика» — за ошибки будут при помощи электрического разряда возрастающей интенсивности.

Для достоверности эксперимента роли распределялись при помощи жребия. Добровольцы, набранные по объявлению, не знали только одного — что бумажку с надписью «ученик» всегда достает не такой же несведущий доброволец, а подставное лицо, помогающее в проведении эксперимента.

Экспериментатор (E) требовал от «учителя» (T) давать «ученику» (L) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актер, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 15 в, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 в, вплоть до 450 в. Изображение: «Троицкий вариант»

Экспериментатор (E) требовал от «учителя» (T) давать «ученику» (L) простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актер, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 15 в, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 в, вплоть до 450 в. Изображение: «Троицкий вариант»

Ставшему «учителем» добровольцу давали попробовать на себе легкий разряд тока, а затем он наблюдал за тем, как его «ученика» привязывают к стулу и укрепляют на его запястье электрод.

«Учителя» сажали за пульт генератора тока с переключателем в диапазоне от 15 до 450 вольт с шагом переключения в 15 вольт. Для улучшения понимания смысла наказания на переключателе проставили пометки: «слабый удар», «очень чувствительный», «опасный для жизни», а напротив уровней в 435 и 450 вольт ученые проставили зловещую пометку «ХХХ». По правилам эксперимента «учитель» должен увеличивать силу разряда на одну ступень всякий раз, когда «ученик» ошибается.

«Учитель» слышит, как «ученик» вскрикивает, когда мощность тока достигает 75 вольт. При 120 вольтах ток начинает причинять «ученику» серьезную боль, а на 150 вольтах он просит завершить эксперимент. Если «учитель» подчиняется требованиям экспериментатора, на 270 вольтах он слышит крики и мольбы прекратить истязание, с 300 вольт «ученик» начинает хрипеть, а после 330 вольт замолкает.

Чтобы заставить «учителя» продолжать работу, экспериментатор произносит всего четыре фразы: «Пожалуйста, дальше», «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали», «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». А молчание «ученика», получившего разряд в 330 вольт, экспериментатор предлагает трактовать как неправильный ответ.

В результате выяснилось, что из 40 мужчин разных профессий и возрастов, принявших участие в эксперименте, 63% дошли до использования разрядов 450 вольт, уступая требованиям экспериментатора. Причем они подчинялись команде продолжать до тех пор, пока их не останавливали.

Когда Милграм только планировал методику эксперимента, предполагалось, что люди остановятся на 135 вольтах. Опрошенные перед экспериментом психиатры полагали, что до отметки «ХХХ» дойдет не более одного человека из тысячи.

После первых опытов Милграм слегка изменил условия эксперимента, попросив подсадных «учеников», которых, конечно же, не пытали током, играть жалостливее, ссылаясь на слабое сердце. Но и это не принесло результата: из 40 новых добровольцев 65% следовали указаниям экспериментатора и доходили до отметки «ХХХ».

Несмотря на критику процедуры эксперимента, результаты которого опубликованы в статье "Behavioral Study of Obedience" в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1963 г. [1], Милграм продолжил эксперименты в различных социальных условиях и смог получить до 93% безоговорочного подчинения требованиям экспериментатора. Как оказалось, испытуемые испытывали меньше сочувствия к жертвам, которых они не видели или не касались. Например, если экспериментатор заставлял «учителя» прижимать руку «ученика» к электроду, уровень подчинения падал на 30%. А указаниям по телефону подчинился только 21% испытуемых: для того, чтобы человек выполнял приказы, отдающий их должен быть в непосредственной близости.

Кроме того, выяснилось, что на исполнение приказов влияет авторитет того, кто их отдает. Если сурового экспериментатора заменяли подсадным «клерком», ему отказывались подчиняться 80% «учителей».

Серьезным оказалось и влияние группы: если подсадные «помощники» отказывались подчиняться экспериментатору, до 90% «учителей» отказывались продолжать эксперимент в одиночку.

Но тем не менее, в классическом варианте эксперимента большинство участников подчинялось приказу. Причем женщины показали не меньшую «кровожадность», чем представители сильного пола, которые приняли участие в первых экспериментах.

«Учителя» попадали в ловушку поэтапного включения в ситуацию: начиная с безопасных 15 вольт, они совершали «чуть более» жестокий поступок, уступая требованиям. Кроме того, по наблюдения Милграма, чем дальше продолжался эксперимент, тем ниже оценивали «учителя» своих «учеников», объясняя, что они заслужили наказание за недостаток интеллекта.

Критики обвинили психолога в причинении душевных страданий испытуемым. И действительно, во время эксперимента «учителя» испытывали серьезный стресс, но опрос после его завершения показал, что 84% добровольцев были рады принять в нем участие. А обследование психиатрами 40 человек, которые испытывали наибольший дискомфорт, показало, что спустя год пережитый стресс не принес вреда психическому здоровью участников эксперимента.

Исследование Милграма до сих пор вызывает массу споров по поводу этического аспекта использования неосведомленных добровольцев в эксперименте. Впоследствии Американская психологическая ассоциация даже разработала этические принципы социально-психологических исследований, чтобы избежать негуманного обращения с испытуемыми. В ряду требований теперь значатся полное информирование участников эксперимента о его условиях и их защита от серьезного дискомфорта.

Тем не менее исследование Милграма, несмотря на его жестокость, стало для психологии классическим. Ведь оно со всей ясностью продемонстрировало, что самые обычные люди могут действовать разрушительно. И дело не в свойствах характера, а в том, что влияние нравственных принципов заканчивается, когда человек сталкивается с давлением авторитета. Ведь послушание — одна из основных человеческих черт и глубоко укоренившаяся форма поведения, необходимая для нормального существования в современном обществе. Но оно иногда приводит к тому, что люди просто выполняют приказы начальства и не несут ответственности за собственные действия.

1. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1963, Vol. 67, No. 4, 371–378.


11
Показать комментарии (11)
Свернуть комментарии (11)

  • more  | 02.07.2012 | 23:08 Ответить
    МММ?
    Ответить
  • Vishram  | 03.07.2012 | 00:30 Ответить
    "Человеку свойственно... подчиняться" или, ничто животное ему не чуждо...
    или, инстинкт самосохранения делает человека рабом своего тела...
    Можно продолжать до полного отождествления человека с обезьяной-убийцей.

    Вопросы:
    1.Кто эти испытуемые "Учители"? Пол, возраст, социальное положение, образование, место и время их рождения?

    2.Кто эти "авторитетные" Экспериментаторы, отдающие приказы? В чем заключался (проявлялся) их авторитет? Пол, возраст, социальное положение, образование, место и время их рождения?

    Из того, что на сегодня известно о Homo Sapiens, можно предположить, что:
    Человек - Программируемое существо. И если его поставить в определенные обуславливающие, экстремальные условия, то он может или отдать всю свою кровь до последней капли умирающему ребенку или выпить всю ее, у него же.

    В основе, все люди животные и некоторые животные имеют врожденный потенциал (или жесткое программное воспитание) оказывать влияние на других, своим присутствием. Некоторые делают это при помощи интеллекта (обмана или агитации) эмоционально манипулируя информацией, вдохновляя идеями или предлагая стратегии. Другие, грубой физической силой.
    Автор предлагает "добровольное" подчинение под эмоционально-волевым воздействием и добивается примерно от 60 до90% положительных результатов.
    Интересно, а он не пробовал поменять местами "авторитетов" с "Учителями"? Думаю процент был бы куда скромнее. Это может говорить (предположительно) о существовании генетических моделей разного уровня программирования, а не о тотальном "свойственно... подчиняться"
    Реально, к такому подчинению предрасположены граждане тоталитарных режимов, запрограммированные единым алгоритмом выживания-развития. И согнать их в стадо обезьян-убийц не представляет особого труда при нынешнем уровне глобального обуславливания страхами завтрашнего дня и угрозами со стороны непохожих или инакомыслящих. Именно в мегаполисах с самым плотным заселением, люди дышат и вибрируют таким страхом, несут его в своих телах, готовых броситься на вас если некуда будет бежать...

    Человеку свойственно... любить и ненавидеть, строить и разрушать, Быть или Не Быть... и за полярность выбора сейчас несет ответственность (не правительства и капитал) все прогрессивное человечество, которое в процентном отношении имеет куда более скромный процент, чем те, которым свойственно...
    Ответить
    • Malcolm > Vishram | 03.07.2012 | 11:55 Ответить
      Мне вот одно интересно, вы всерьез думаете, что кто-нибудь на каждый из ваших 10к вопросов даст развернутый ответ?
      Ответить
      • Vishram > Malcolm | 03.07.2012 | 14:40 Ответить
        Я просто ищу разум :)
        Ответить
    • Богдан Шевченко > Vishram | 03.07.2012 | 14:36 Ответить
      На многие свои вопросы вы получите ответы, просто прочитав соответствующую статью в Википедии. Там описано множество различных вариантов этого эксперимента, которые позволяют сделать некоторые выводы.
      Ответить
      • Vishram > Богдан Шевченко | 03.07.2012 | 14:41 Ответить
        Спасибо, за практичный совет! Выводы уже сделаны.
        Ответить
    • samara > Vishram | 03.07.2012 | 17:17 Ответить
      посмотрите Curiosity: How evil are you.. там как раз разжевуют этот эксперемент
      Ответить
  • iiinnn  | 04.07.2012 | 12:53 Ответить
    "И дело не в свойствах характера, а в том, что влияние нравственных принципов заканчивается, когда человек сталкивается с давлением авторитета."
    Золотые слова. Придерживаться своих нравственных принципов может только такой человек, для которого другой человек не является авторитетом.
    Ответить
  • hongma  | 19.07.2012 | 22:56 Ответить
    Вопрос, на который пока ни у кого не удалось получить ответа. Кто были эти 10-40%, которые НЕ ПОДЧИНЯЛИСЬ. Особенно те 10%, которые не подчинились даже самому жесткому давлению. Это воспитание? Какое? Или врожденные особенности? Какие?
    Ответить
    • Айрин > hongma | 20.07.2012 | 01:24 Ответить
      Я читала,что был один человек ,вовсе отказавшийся от участия в эксперементе,мотивируя тем ,что не имеет морального права кому-либо причинять любую боль.Кажется ,это была женщина лет 35-40,ее образование и род деятельности не известны.
      Ответить
  • crohodor  | 25.09.2012 | 08:30 Ответить
    Не касаясь сути статьи, отмечу неряшливость автора. Начав с напряжения, он дальше вольтами измеряет мощность. Затем появляется сила разряда. остается надеяться, что школьникам, посещающим Элементы такие пустяки не навредят.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»