Флуоресцирующий скорпион

На фото — скорпион в марокканской пустыне демонстрирует свои способности к флуоресценции в свете ультрафиолетового фонаря (вокруг скорпиона синим светятся вездесущие кусочки пластика).

Флуоресценция — разновидность люминесценции (нетеплового свечения) — происходит в ответ на внешнее облучение и прекращается вместе с ним. Когда на скорпиона светили ультрафиолетом с длиной волны в диапазоне 350–400 нм, он переизлучал сине-зеленый свет с длиной волны 450–500 нм. Это соответствует правилу Стокса-Ломмеля: длина испускаемой волны света больше, чем длина волны, вынуждающей флуоресценцию (то есть спектр флуоресценции сдвинут относительно спектра поглощения в сторону длинных волн).

Флуоресценция свойственна разным животным: некоторым насекомым, паукам, рыбам, даже черепахам, однако в подавляющем большинстве случаев механизмы ее возникновения остаются неизвестными. Со скорпионами ситуация несколько лучше. Впервые свечение скорпионов было описано в 1954 году и тогда же установили, что источником эффекта является кутикула. Флуоресцируют в ультрафиолете почти все виды скорпионов, которых проверяли на эту способность.

Строение кутикулы скорпиона

Схема строения кутикулы членистоногих. Тормогенная и трихогенная клетки связаны с сенсиллами — чувствительными волосками. Рисунок из статьи B. K. Filshie, 1980. Insect cuticle through the electron microscope — distinguishing fact from artifact

Кутикула скорпиона, как и других членистоногих, состоит из нескольких слоев: эпикутикулы — самого внешнего и тонкого воскоподобного слоя, защищающего от высыхания, экзокутикулы — твердого пигментированного слоя и эндокутикулы — внутреннего, самого толстого слоя. За флуоресценцию отвечает экзокутикула, поэтому переживший линьку (см. Ecdysis) скорпион несколько дней не флуоресцирует: во время линьки сбрасывается эпикутикула и экзокутикула. Не способны к флуоресценции и новорожденные скорпионы с еще не затвердевшей кутикулой.

Самка скорпиона с детьми

Самка скорпиона с детьми на спине, подсвеченная ультрафиолетовым фонариком и красным светодиодом. Взрослый скорпион флуоресцирует в ультрафиолете, а молодые — нет: кутикула еще слишком мягка. Фото © Nicky Bay с сайта flickr.com

У экзокутикулы скорпионов только два слоя: внутренняя экзокутикула и гиалиновая (см. также Hyalin) экзокутикула, состоящая преимущественно из мукополисахаридов и липопротеинов. Этот слой уникален и не встречается у других членистоногих. Именно в гиалиновой экзокутикуле обнаружены флуорофоры — соединения, ответственные за флуоресценцию: они поглощают волны одной длины волны и переизлучают волны с большей длиной волны. Это 4-метил-7-гидроксикумарин (производное кумарина) и бета-карболин (производное аминокислоты триптофана; см. Индольные алкалоиды). Интересно, что кумарин — это вещество, встречающееся у растений, а также у некоторых грибов и бактерий, у переднежаберных брюхоногих моллюсков, в пахучих железах бобров (внезапно), ну и у скорпионов.

Бета-карболин был обнаружен у скорпионов в конце 1990-х годов. Исследуя заспиртованные препараты скорпионов, хранившиеся в научных коллекциях, ученые заметили, что спектры флуоресцирующего спирта и флуорофора бета-карболина полностью идентичны, что указывало на наличие бета-карболина в кутикуле скорпиона. Однако пики переизлучаемого света у спиртового раствора и у отдельного скорпиона или экзувия (сброшенной при линьке кутикулы) оказались различны. В 2001 году в гиалиновой экзокутикуле нашли второй флуорофор — 4-метил-7-гидроксикумарин. Совместный спектр двух флуорофоров давал пик, совпадающий с пиком спектра излучения скорпиона.

Итак, природа флуоресценции скорпионов раскрыта. Но зачем же нужна скорпионам такая специфическая способность? Ведь скорпионы ведут ночной образ жизни, и свечение в лунные ночи наверняка делает их заметными для добычи и хищников (например, сов и грызунов). У ученых нет однозначного ответа, но есть целый ряд гипотез.

Скорпион в естественном освещении и ультрафиолете

Австралийский скорпион при естественном освещении (слева) и в свете ультрафиолетового фонарика. Фото с сайта abc.net.au

Самая простая версия — у флуоресценции нет никаких поведенческих функций, а флуорофоры — это просто побочные продукты метаболизма. Весьма заманчивая версия. А может быть, скорпионы приманивают добычу на свет, подобно глубоководным рыбам? Вряд ли. Насекомые — их главная добыча — избегают светящихся скорпионов. Тогда, может, флуоресценция имеет значение для спаривания? Тоже нет — статистически значимых различий в спектрах между полами не выявлено.

Есть еще гипотеза, что флуоресценция может использоваться для поиска убежища. В эксперименте скорпионы с «завязанными» глазами реагировали на ультрафиолет, двигаясь из света в тень. Кроме того, скорпионы, которые светились слабее, медленнее находили убежища, чем светящиеся сильнее. Глаза скорпионов более чувствительны к зеленому свету (с длиной волны около 500 нм), чем к ультрафиолету, поэтому теоретически, собственное зеленоватое свечение может быстрее давать понять скорпиону, что нужно оставаться в укрытии, чем восприятие непосредственно ультрафиолета глазами. Способность воспринимать ультрафиолет всем телом позволяет быстро понимать в лунные ночи, что стоит остаться в укрытии, чтобы не быть заметными для хищников и жертв.

Так что зачем нужна флуоресценция скорпионам, ясно не до конца. Но для исследователей это их свойство несомненно полезно: оно помогает находить скорпионов, чтобы изучать экологию и биологию этих ночных животных.

Фото © Эдуард Галоян, Марокко, 2019 год. Вокруг скорпиона синим светятся вездесущие кусочки пластика.

Василий Деревянко


33
Показать комментарии (33)
Свернуть комментарии (33)

  • antiximik  | 26.07.2019 | 19:24 Ответить
    Тащемта, ароматические аминокислоты (триптофан, тирозин, фенилаланин) замечательно флуоресцируют.. при облучении ультрафиолетом (пик поглощения около 260-280 нм, пик эмиссии около 350 нм). Кроме того, окраска может быть и "структурной"... :)

    По поводу зачем им нужна флуоресценция: а вообще, они видят свет с этими длинами волн?.. Анализ светочувствительных клеток/пигментов (в их глазках) или, на худой конец, поведенческие тесты?..
    Я могу ошибиться, но, может быть, ультрафиолет лучше отражается от луны?.. Это даст естественную подсветку "половозрелым" скорпиончикам в тёмное время суток... :)
    Ответить
    • vader > antiximik | 26.07.2019 | 23:23 Ответить
      Исследования четырех видов скорпионов из трех семейств показали, что их глаза максимально чувствительны к зеленому свету (около 500 нм) и в меньшей степени к ультрафиолету (350-400 нм). Поведенческие тесты, основанные на их негативной фототаксичности (стремлении двигаться в менее освещенную часть территории), проведенные на скорпионах с заблокированными глазами, показали гораздо большую активность при 365-395 нм и почти полное её отсутствие при 500-505 нм, что привело к гипотезе о восприятии уф всей кутикулой, а не только глазами.
      Это выглядит рационально с учетом того, насколько слаб переизлучаемый луной уф-свет - воспринимать его всей поверхностью тела гораздо эффективнее.
      Ответить
      • нoвый учacтник > vader | 27.07.2019 | 23:02 Ответить
        то есть, получается, эти флуорофоры скорпиончику во вред идут? Забирают УФ-фотоны, к которым скорпионы как то чувствительны телом, и перегоняют их в 500 нм, к которым они не чувствительны.
        А может и наоборот, на пользу, типа загара. Чтобы днем не страдать...

        ЗЫ. Исправьте, пожалуйста, у скорпионов не гендеры, все-таки, а пол
        Ответить
      • эцих_с_гвоздями > vader | 27.07.2019 | 23:44 Ответить
        Если все время прятаться в щели, то когда и как жрать?
        Ответить
        • mehraban > эцих_с_гвоздями | 28.07.2019 | 00:11 Ответить
          Как ни странно, без проблем.

          Много и часто им не надо, а раз в несколько дней в норку/щель обязательно кто-нибудь залезет. Причём очень велика вероятность, что это будет соразмерный и вполне съедобный гость - сверчок, таракан, мелкое позвоночное...

          Собственно, это и в неволе отлично видно, и на воле, когда есть возможность наблюдать.
          Ответить
          • эцих_с_гвоздями > mehraban | 28.07.2019 | 23:21 Ответить
            Ну да, в неволе отлично видно, когда в маленький террариум подпускают сверчков.
            В природе, однако, такой концентрации хавчика не бывает.
            Ответить
            • mehraban > эцих_с_гвоздями | 29.07.2019 | 00:49 Ответить
              Вы в природе их много наблюдали? Я - много.
              И зверья там хватает.
              А вот укрытий - не всегда.
              И потому хищник, сидящий в укрытии, имеет отличнейшие шансы на успешную охоту, особенно если жрать ему нормально надо раз-другой в месяц.

              ... Хотя, впрочем, как-то я бисер не экономлю...
              Ответить
              • эцих_с_гвоздями > mehraban | 29.07.2019 | 23:12 Ответить
                Да и в апельсинах вы не ах...
                Ответить
  • эцих_с_гвоздями  | 26.07.2019 | 22:47 Ответить
    С упоением прочел заметку. И в очередной раз убедился, что архаичное религиозное сознание распространено среди учОных так же широко, как и среди обывательского обывателя. Университеты, кафедры, степенЯ и учОные звания не могут побороть тяги к креационизму. Максимум - замаскировать под наукообразное поведение.
    Так и в этой заметке.
    Ведь что такое креационизм?
    Это не только рукотворность бытия, но еще и наличие смысла у сотворенного, inteligent design по-бусурмански. Именно это - тайный смысл творения - и ищет автор.
    А какой смысл в пятипалой конечности? Почему не 4х или не 6ти палая? Какой в этом смысел?
    Да никакого. Никакого смысла нет, нет разумного творения, как нет смысла в люминесцении у скорпиона. Это просто случайный признак, который НЕ подвергся действию отрицательного отбора. Ночью (nota bene) темно и НЕТ ультрафиолета, поэтому скорпион МОЖЕТ светиться. Вот если бы его враги имели УФ фонарик, то вместо светящихся скорпионов расплодились бы несветящиеся мутанты. Или скорпионы вообще бы исчезли.
    Так понятно?
    Ответить
    • mehraban > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 12:07 Ответить
      архаичное религиозное сознание распространено среди учОных так же широко, как и среди обывательского обывателя
      А почему архаичное?
      Вполне нормальное человеческое стремление искать смысл и цель во всём, что окружает, и не только. В себе тоже, например.
      В конце концов, оно, видимо, и поддерживалось отбором.

      Устойчивость как раз и показывает нормальность такого поведения. Можно сколько угодно рассуждать об отсутствии смысла в мире, но от этого его поиск не становится менее приятным и интересным.

      [Вот что в самом деле напрягает и настораживает, так это склонность обитателей Белых Башен Чистого Знания к сугубо сектантскому мышлению. ЖОсткое деление мира на мракобесов и Просветлённых, из каковых первые подлежат или перевоспитанию, или рестрикциям, выглядит в исполнении этих самых Просветлённых куда как стрёмно...]
      Ответить
      • Bedal > mehraban | 29.07.2019 | 12:48 Ответить
        конечно, архаичное.
        искать смысл и цель во всём
        Вы можете гарантировать, что подобные поиски характерны для всех исторических периодов или, скажем даже, для всех религий?
        В конце концов, оно, видимо, и поддерживалось отбором.
        Вовсе не обязательно. Цвет глаз не особо участвует в половом отборе, а на естественный и вовсе никак не влияет - но сохраняется.

        То, что снижает вероятность иметь потомство в отдалённом будущем - исчезает. Что повышает - закрепляется. Но есть и третий вариант: то, что не влияет, может остаться, а может и исчезнуть - вопрос чистой случайности. Если же добавить, что признак может быть сцепленным (одомашнили - хвост бубликом загнулся), то и закрепиться вместе с основным может.
        Ответить
        • ChiefPilot > Bedal | 30.07.2019 | 12:28 Ответить
          Хвост бубликом не обязательно сцеплен был с чем-то - он вполне мог и сам эволюционировать, так как такой хвост меньше мешается на тесных стоянках человека (на него реже наступают, собака реже травмируется и беспокоится, реже прогоняется человеком куда подальше на улицу (кому понравится, когда хвосты валяются а собака взвизгивает?)). Как-то так...
          Ответить
          • Bedal > ChiefPilot | 30.07.2019 | 16:08 Ответить
            тут можно не выдумывать. Известно, что по мере одомашнивания лис в питомниках (см. "лисы Беляева") у них как раз по-собачьи шерсть пошла пятнами, а хвост загнулся бубликом.
            Это откровенно связанный признак, причём связанный с детскими чертами. Именно они фиксируются при одомашнивании (неотения, ювенилизация), так как именно щенок дружелюбен и легко признаёт старшего.
            Ответить
        • mehraban > Bedal | 07.08.2019 | 13:37 Ответить
          Я почему-то решил, что в данном случае термин "архаичный" имеет негативный оттенок.
          В нейтрали, как констатация факта - да, он вполне архаичен.

          И
          То, что снижает вероятность иметь потомство в отдалённом будущем - исчезает. Что повышает - закрепляется.
          - совершенно верно.

          Если уж на то пошло, то как раз поиск связей в окружающей среде очень неплохо повышает эту вероятность.

          Другое дело, что избавиться от этой привычки сложновато, даже и там, где она не нужна...
          Ответить
    • SkyMind > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 12:46 Ответить
      Опыт же показал, что здесь есть смысл - скорпион чувствует свет любой частью тела, поэтому может лучше прятаться. Не оставит случайно заднюю ногу на свету :-)
      На мой взгляд тут намного вероятнее эволюционный отбор, чем просто "случайно получилось, смысла нет".
      Ответить
      • эцих_с_гвоздями > SkyMind | 27.07.2019 | 20:55 Ответить
        Как связана люминесценция со "способностью чувствовать свет"? Ась?
        Как же легко вас одурачить!
        Ответить
        • SkyMind > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 21:04 Ответить
          В статье есть ссылка на результаты опытов.
          "results suggest an active role for fluorescence in scorpion light detection"
          Ответить
          • эцих_с_гвоздями > SkyMind | 27.07.2019 | 21:48 Ответить
            Неубедительно.
            Флюоресценция это один механизм, а восприятие света - другой
            Ответить
        • Хто зна > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 21:07 Ответить
          Легко
          Допустим светочуствительные клетки выше ( в коже) флуорисцириющих, за принципом тапетума
          Ответить
          • эцих_с_гвоздями > Хто зна | 27.07.2019 | 21:48 Ответить
            Допустим это не доказательство
            Ответить
            • Хто зна > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 21:53 Ответить
              дык целиком и полностю согласен, но вы просили механизм возможной связи и я его показал, а про доказательства, я думаю что их не будет это скорее всего просто безопасное для скорпиона свойство его кутикулы
              Ответить
              • эцих_с_гвоздями > Хто зна | 27.07.2019 | 23:33 Ответить
                Измышления меня не интересуют никак от слова сапсэм.
                Измышлять я могу сам и даже есчо лучшэ.
                Интересуют факыты, а йих нет.
                Придумки без фактов это фантастика, хоть бы и научная. То есть литература.
                А здесь якобы (около)научный сайт.
                И что же здесь публикуют? Науку?
                Ответить
          • нoвый учacтник > Хто зна | 27.07.2019 | 23:40 Ответить
            флуоресцирует верхний слой кутикулы, судя по рисунку, там клеток уже нет
            Ответить
            • эцих_с_гвоздями > нoвый учacтник | 27.07.2019 | 23:43 Ответить
              Кутикула может быть прозрачной, но тогда возникает другая проблема - подсветка, засветка, ослепление флюоресценцией
              Ответить
    • Хто зна > эцих_с_гвоздями | 27.07.2019 | 21:10 Ответить
      НЕ так УФ флуорисценция нейтральный признак ( побочное свойства экзоскелета ) ну если точно веществ нужных там для других целей
      Ответить
    • xDDGx > эцих_с_гвоздями | 16.11.2019 | 17:52 Ответить
      Кол-во пальцев, положим, действительно особого значения не имеет. Именно поэтому во многих группах млекопитающих и прочих тетрапод оно подверглось редукции.
      А вот флуоресценция у скорпионов, если верить статье, свойство почти универсальное для этой группы. А ведь скорпионы — группа весьма древняя. Если бы это был "бесполезный" признак, за миллионы лет он был потерялся или изменился во многих её ветвях независимо. А значит, какая-то функция у него есть, только какая — пока ещё никто не догадался.

      Для религиозного мышления характерен догматизм. На все вопросы "почему?" религия даёт только один ответ: "потому что так сделал(и) бог(и)".
      "Почему небо голубое?" — "Таким его создал бог."
      "Почему я бедный, а мой сосед богатый?" — "Так угодно богу."
      "Почему умер мой папа/дедушка/друг?" — "Так угодно богу."
      "Почему скорпионы светятся после облучения ультрафиолетом?" — "Так угодно богу."

      Отличие науки от религии в том, что наука ищет ответы на вопросы, а религия на все вопросы отвечает догмами из трухлявых книг. Наука постоянно развивается, а религия статична.
      Отвечать на какой-либо вопрос тем, что "смысла никакого нет", "просто мир так устроен" и т. д. — это всё тот же религиозный догматизм. В чём разница между "нет смысла, просто так есть" и "так сделал бог"? Только тем, что во втором случае фигурирует "бог" (всемогущее нечто, на которое повесили ответственность за всё в этом мире), но ведь суть религии заключается в вере, а во что именно — в бога, в эльфов, в генератор случайных чисел, в красивое ничего и т. п. — это уже детали.
      Так что это очень вредный тип мышления. Если на все вопросы отвечать "просто так есть и всё тут" и не пытаться искать ответы, то никакого развития не будет, останутся одни догмы, застой, отсутствие развития, стагнация — то есть, то самое религиозное мракобесие.

      "Просто так" ничего не бывает. Иначе бы камни, вопреки законам гравитации, время от времени улетали бы в небо. Причина должна быть. Даже если это "просто" консервативность какого-то участка ДНК или отходы метаболизма — это тоже причина, которую ещё надо найти и доказать.

      Критику статьи не поддерживаю. Автор вкратце изложил самую суть: факты, гипотезы и в конце прямым текстом написал: "зачем нужна флуоресценция скорпионам, ясно не до конца". Хотя лично я бы написал более категорично: "в чём причина флуоресценции скорпионов — пока что остаётся неясным", но это уже скорее придирка.
      Ответить
  • Хто зна  | 27.07.2019 | 20:57 Ответить
    Цытата
    Итак, природа флуоресценции скорпионов раскрыта. Но зачем же нужна скорпионам такая специфическая способность? Ведь скорпионы ведут ночной образ жизни, и свечение в лунные ночи наверняка делает их заметными для добычи и хищников (например, сов и грызунов).

    Автор вы серйозно?
    Света Луны достаточно для флуорисценции, или есть даные что например Совы это видят, мало ли там птичьи глаза?
    Ответить
    • vader > Хто зна | 28.07.2019 | 21:25 Ответить
      Да, света Луны достаточно
      Ответить
  • mehraban  | 28.07.2019 | 13:11 Ответить
    А, вот ещё интересность:
    Насекомые — их главная добыча — избегают светящихся скорпионов.
    - г-на Деревянко ни разу не напрягает тот факт, что работа по сцылке рассказывает о !летающих! насекомых.

    Дивная хрень.
    Т.е. летающие насекомые типа кагбэ отпугиваются скорпионьим свечением.
    Осталось понять связь огородной бузины с киевским дядькой, а сугубо нелетающих (и даже норных) скорпионов - с, наоборот, летающими насекомыми...

    Чудны дела твои, секта Просветлённых...
    Ответить
    • vader > mehraban | 28.07.2019 | 21:24 Ответить
      Необходимо читать статью, а не только заголовок. В рационе исследовавшихся видов скорпионов 10% составляют летающие насекомые. Именно их реакцию на флуоресценцию и исследовали в работе.
      Кроме того, поведение летающих и нелетающих в этом отношении одинаково, летающие выбраны за большую мобильность.
      Ответить
      • эцих_с_гвоздями > vader | 28.07.2019 | 23:23 Ответить
        Разве это не прекрасно?
        Минорная часть диеты была целью исследования! Какой чудесный дизайен искпириментов!
        Ответить
      • mehraban > vader | 29.07.2019 | 00:53 Ответить
        10% составляют летающие насекомые
        А остальные 90% получены силою разума? Статью-то я прочёл, уж не обессудьте.
        поведение летающих и нелетающих в этом отношении одинаково,
        Сцылку можно?

        Вот на светоловушки приходит зверьё иногда настолько разное на разный спектр, что не ловил бы - не представлял бы.
        И по регионам, и по сезонам, и по биотопам... Но они статей не читают, просто идут или не идут.
        Народ головы ломает, кого чем бы приманить, кто-то вообще на свет не летит, только на приманки...

        Т.е. - ниачём.
        Фуфел, натянутый на фуфел.
        Ответить
  • azazavr20  | 30.07.2020 | 17:34 Ответить
    Почему нет самого естественного предположения - защиты от жёсткого ультрафиолета? Скорпионы вышли на сушу в силуре, солнце было очень жёсткое, наземные растения ещё толком не развились. Флюоресценция переводит УФ в видимую часть спектра - это идеальная защита. Благодаря этому скорпионы могли быть активны круглосуточно, что давало колоссальный конкурентный выигрыш.
    А что касается ловли ночных насекомых, то скорпионы это прекрасно делают прямо в своих укрытиях - кто пришёл, того и съели. Привлечь кого-то на свой свет они не могут, ибо в безлунные ночи скорпион невидим, а в лунные ночи именно луна и определяет маршрут полёта, а не какие-то там едва заметные на земле скорпионы. Не надо строгать гипотезы, лучше посмотреть в натуре.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»