Перед вами фрагмент Келлской книги — одной из важнейших письменных реликвий Ирландии. На этой странице представлен фрагмент Евангелия от Луки, а также генеалогия Иисуса. Книга выполнена на пергаменте из шкуры ягненка, ее страницы богато украшены изображениями и буквицами, в которых христианские образы плотно переплетаются с традиционным ирландским стилем. Книга содержит в себе четыре Евангелия, написанные на латыни, и комментарии к ним.

Фрагмент Евангелия от Луки из Келлской книги

Фрагмент Евангелия от Луки с кельтским начертанием латинских букв. Здесь записана часть из двух стихов (3.22 и 2.23), обрезанных в середине фразы: «facta est: «Tu es Filius meus dilectus; in te complacui mihi» («... глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!») и «Et ipse Iesus erat incipiens quasi annorum triginta, ut putabatur, filius» («Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали...»). Фото с сайта flickr.com

Келлскую книгу также называют Книгой Колумбы — в честь святого Колумбы, монаха и просветителя Ирландии. Она была создана примерно в 800 году н. э. в монастыре на острове Айона в Шотландии, основанном Колумбой, но после участившихся набегов викингов была перенесена в Келлское аббатство в Ирландии. Считается, что именно там она была завершена. Сейчас книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине.

Над созданием книги потрудились не только люди. Если вы смотрели ирландский мультфильм «Тайна Келлс», повествующий о легенде создания Келлской книги, то вы, вероятно, догадываетесь о происхождении чернил, которыми она написана. Их готовили из дубовых галлов — продукта совместного труда дуба и обыкновенной дубовой орехотворки (Cynips quercusfolii), личинки которой паразитируют на дубе, вызывая образование галла и питаясь им по мере своего развития (см. картинку дня Дубовые яблочки). Но если для дуба галлы являются нецелесообразной, а иногда и весьма обременительной тратой ресурсов, то людям точно есть за что благодарить дубовую орехотворку. Ведь на протяжении многих веков ее личинки усердно служили сохранению знаний и возрастанию грамотности в Европе и на Руси. С этим связано другое имя дубовых галлов — чернильные орешки. Как мы уже писали, ткани дуба богаты дубильными веществами — танинами, поэтому его кору раньше использовали для окраски текстиля и кожи. Однако в галлах концентрация танинов особенно высока. И хотя сами галлы тоже использовали для окраски шелка в странах Средиземноморья и Европы, особенно прославились они именно в качестве сырья для чернил.

Чернила из дубовых галлов в Европе изготавливали еще с V века. Именно ими были написаны средневековые манускрипты, переписывались в скрипториях монастырей книги, с их помощью создавались великолепные образчики графического искусства (например, ими пользовались Рембрандт и Ван Гог). Такие чернила активно применяли в Европе вплоть до XIX века: до XVIII века их изготавливали в домашних условиях, после началось коммерческое производство.

В качестве закрепителя краски (протравы) при изготовлении чернил традиционно применяли сульфат железа. Отсюда их название — железистые чернила. Обычно источником сульфата железа был железный купорос, который также использовался при окрашивании тканей и кожи. Иногда для этой цели применяли медный купорос. Принцип работы протравы заключается в следующем: при взаимодействии сульфата железа с таниновой (дубильной) кислотой происходит связывание танинов, что дает раствору цвет, однако при этом побочным продуктом является серная кислота. Поэтому у железистых чернил на сульфатной основе есть один существенный недостаток — со временем они наносят вред бумаге, и манускрипты, написанные ими, постепенно разрушаются. Это ставит перед исследователями серьезную задачу по сохранению рукописей и рисунков.

Только что нанесенные на бумагу чернила кажутся бледными, а по мере высыхания темнеют, это связано с окислением двухвалентного железа до трехвалентного кислородом воздуха. Частично это происходит и в растворе, но чернила лучше закрепляются, когда процесс окисления идет на бумаге. Как дополнительный связующий элемент использовали гуммиарабик. Он делает чернила более вязкими и удобными для письма, поддерживая красящие вещества в виде суспензии, усиливает связывающие свойства чернил с писчей поверхностью и яркость цвета. Цвет таких чернил в зависимости от концентрации компонентов и свежести был от черного до буроватого.

Фрагмент Келлской книги, пигменты

Фрагмент Келлской книги. Какое богатство красок! Анализ, проведенный с помощью рамановской спектроскопиии, показал, что синий пигмент — это индиго, красный и оранжевый — оксид свинца, желтый — аурипигмент (сульфид мышьяка), темно-розовый — орсеин, или лакмус (краситель, получаемый из лишайника рочеллы красильной Roccella tinctoria), зеленый получали смешением аурипигмента с индиго. Для белых элементов использовали гипс, для черных — уголь, но чаще — железистые чернила. Фото © Larry Koester с сайта flickr.com

По замечаниям историков, для изготовления чернил предпочитались те галлы, из которых насекомое еще не вышло — они еще назывались «голубыми», в отличие от «белых», уже с прогрызенной дырочкой и опустевших, содержащих меньше танинов. Для выделения танинов галлы обрабатывали с помощью кратковременного замачивания в воде, длительного замачивания или нагревания. Нередко раствор отставляли до появления плесени на поверхности: считается, что она могла усиливать интенсивность цвета. В некоторых рецептах рекомендуют добавить в раствор вино или пиво, или даже полностью заменить воду вином.

Вот один из таких рецептов XV века: «Для изготовления хороших чернил для письма, особенно для книг, возьмите 4 бутылки хорошего вина, белого или красного, 1 фунт галлов, немного разомните их и погрузите в вино и выстаивайте 12 дней, ежедневно помешивая палкой. На 12-й день процедите через хорошую льняную ткань в чистый сосуд, в котором нагрейте практически до кипения. Снимите с огня и, когда раствор остынет, добавьте 4 унции гуммиарабика, который должен быть ярким и прозрачным, и перемешайте палкой. Затем добавьте 0,5 унции купороса [в рецепте указан Roman vitriol, что может означать в данном случае как железный, так и медный купорос, но, как правило, использовали железный], и мешайте до полной однородности».

По утверждению автора рецепта, полученные на вине чернила хороши для написания книг, поскольку со временем не теряют цвета и не стираются, в отличие от чернил на водной основе. Также в этом рецепте утверждается, что «ежели вы возьмете в равных долях галлов, гуммиарабика и купороса, то в том беды не будет, и чернила все равно выйдут хороши». Также вино может быть заменено водой, как полностью, так и наполовину. Таким образом, мы видим, что пропорции бывали не строго зафиксированы.

Рецепт из домовой книги 17 века

Рецепт из домовой книги XVII века: «Для приготовления отличных чернил возьмите 3 галлона дождевой воды, кварту винного уксуса, 2 фунта галлов, 1 фунт гуммиарабика, четверть фунта гранатовый кожуры, все это разомните, но не слишком сильно, добавьте 2 унции купороса. Чернила приготовятся скорее, если поместить сосуд у огня или на солнце». Фото с сайта travelingscriptorium.com

Железистые чернила изредка использовались и в XX веке, даже сейчас их можно найти в продаже. Но гораздо интереснее изготовить такие чернила самостоятельно в домашних условиях, по старинным рецептам. Несколько лет назад я собрала галлы в лесу под Сергиевым Посадом, в октябре, уже в дубовом опаде, когда часть листвы еще оставалась на дереве. (Интересно, что галлы нахожу уже не первый год под одним и тем же дубом в больших количествах, а под другими дубами в округе их нет.)

Собранные дубовые галлы

Собранные дубовые галлы. Фото Полины Сутягиной

Эксперимент был довольно простой, без вина, гуммиарабика и купороса. Сперва я разрезала галлы пополам и замочила на несколько дней в дождевой воде (лучше использовать воду без примесей, в идеале — дистиллированную). Источником двухвалентного железа послужили самые легкодоступные ингредиенты — старые гвозди, замоченные в столовом уксусе. Если есть желание сильнее приблизиться к оригинальному рецепту, можно приобрести и железный купорос, например в магазинах с удобрениями. Через несколько дней я соединила обе смеси, что привело к мгновенному почернению как жидкости, так и самой ткани галлов.

Дубовые галлы, замоченные в дождевой воде

Слева — дубовые галлы, замоченные в дождевой воде. Справа — почерневший после добавления протравы раствор. Фото Полины Сутягиной

Для письма я использовала тонкую кисть и перо. Свеженанесенные на бумагу чернила имели светло-бурый цвет, а при высыхании темнели.

Готовые чернила из галлов

Готовые чернила и сделанная ими надпись. Фото Полины Сутягиной

Для получения более интенсивного цвета можно воспользоваться советами из древних манускриптов и поэкспериментировать с соотношением объема чернильных орешков и объема воды и протравы.

Потемневшие галлы

Почерневшие галлы. Фото Полины Сутягиной

Этот весьма увлекательный и познавательный эксперимент поможет вам скоротать унылые осенние дни.

Фото с сайта Тринити колледжа digitalcollections.tcd.ie.

Полина Сутягина


11
Показать комментарии (11)
Свернуть комментарии (11)

  • pale  | 10.11.2022 | 09:57 Ответить
    "... галлы нахожу уже не первый год под одним и тем же дубом..." - а есть этому какое-то объяснение? Дубовых галлов не видел никогда, но из года в год под одним и тем же деревом замечаю опавшие листья с утолщением-узлом на черенке. Тоже, видимо, домик какого-то паразита. Возможно, это вообще типично, что поражаются конкретные деревья, а не весь массив.
    Ответить
    • olegov > pale | 10.11.2022 | 10:03 Ответить
      это тополевый вредитель внутри утолщения насекомые
      Ответить
      • pale > olegov | 10.11.2022 | 10:32 Ответить
        Да, но почему эта зараза не переползает на соседние деревья?
        Ответить
        • olegov > pale | 10.11.2022 | 10:43 Ответить
          у вас не знаю, у нас все тополи более менее равномерно были им поражены
          Ответить
    • Полина Сутягина > pale | 14.11.2022 | 12:40 Ответить
      Полного объяснения этому в научных источниках я не нашла. Но полагаю, что это как и с иными заболеваниями - кто-то более устойчив, кто-то менее. К тому же орехотворке удобнее заселять то же дерево, под которым она вылупилась. Галлы просто нужно поискать, и под каким-нибудь дубом они найдутся. Это не редкое явление.
      Ответить
      • pale > Полина Сутягина | 16.11.2022 | 13:33 Ответить
        Спасибо.
        Ответить
  • olegov  | 10.11.2022 | 10:03 Ответить
    до появления плесени на поверхности: считается, что она могла усиливать интенсивность цвета
    в общем верно считалось, например черная плесень - аспергилиус нигер может выедать глюкозу и высвобождать свободную галловую кислоту, которая и образует комплекс с железом фиолетовосинего цвета, а вот черный цвет образуют полимеры нерегулярного состава при воздействии окисляющего эффекта железа.
    Ответить
  • Юрий Фёдоров  | 12.11.2022 | 04:26 Ответить
    На счёт коротания унылых осенних:
    Уважаемая Полина! А не сходить ли в театр, например? Если что, рад буду составить компанию))

    А ещё у меня по химии вопрос: по школьным годам помнится, если железо меняет валентность, то и формула в-ва целиком должна вид изменить. Раз уже до таких деталей добрались, не затруднит ли хим формулу описать происходящего на воздухе процесса почернения героев Вашего рассказа - чернил? После комментария (чуть выше) уважаемого Олегова понимаю так, что сначала сии чернила - железная соль галловой кислоты. А потом - чёрное - полимеры какие-то с прилипшим к ним железом... неужели галлова кислота полимеризуется? И как этот процесс связан со сменой валентности феррума?
    Ответить
    • Полина Сутягина > Юрий Фёдоров | 14.11.2022 | 12:47 Ответить
      Уважаемый Юрий,
      формула процесса в растворе такова:
      FeSO4 + H2Tannin → FeTannin + H2SO4
      Относительно реакции с воздухом у меня нет данных по формуле, могу лишь предположить, что у одного элемента появляется индекс 2, а у другого 3.
      Ответить
      • Юрий Фёдоров > Полина Сутягина | 17.11.2022 | 03:42 Ответить
        На счёт индексов - версия, конечно, очень милая, но мне кажется, если кислотный остаток двухвадентен, а феррум - трех, то одними индексами отделаться тут, для почернения засыхающих чернил, нам с Вами будет не легко)
        Ответить
        • Artemo > Юрий Фёдоров | 18.11.2022 | 12:31 Ответить
          У кислотного остатка может быть переменная валентность, или соль может быть кислой
          Ответить
Написать комментарий

Последние новости


Новый вид игуанодонтов, Istiorachis macarthurae
На острове Уайт найден игуанодонт со спинным парусом

Сенильные бляшки бета-амилоида
Дефицит лития играет важную роль в патогенезе болезни Альцгеймера

Картофель (Solanum tuberosum)
Клубни у картофеля появились благодаря гибридизации дикого Solanum etuberosum с томатом

Горные пики хребта Торрес-дель-Пайне
«Континуум выветривания» — новый подход к построению геохимических и климатических моделей

Элементы

© 2005–2025 «Элементы»