Птерозавры — огромная группа рептилий, совершенно потерявшаяся в тени динозавров. Широкой публике они почти неизвестны, да и у специалистов не пользуются большим вниманием. Их изучает буквально горстка ученых, едва ли сто человек на всей планете. Один из них — англичанин Марк Уиттон. Он написал большую популярную книгу о птерозаврах, которую сейчас перевели на русский язык. Еще один — Александр Олегович Аверьянов, он стал научным редактором русского издания.
Безыскусное название «Птерозавры» на деле самое подходящее. Под обложкой оказалось всё, что можно сказать про птерозавров на сегодняшний момент. Книга дает более чем полное представление об этих рептилиях. Иногда рассказы Уиттона выглядят чересчур дотошными и подробными, но сложно упрекнуть в этом человека, который занимается птерозаврами долгие годы и знает о них слишком много.
Структура книги традиционна для научных изданий: вначале история изучения, данные о происхождении группы, пара предварительных разделов об анатомии и остеологии (их можно бегло пролистать), общие наблюдения об экологии и разнообразии птерозавров (их стоит перечитать), а затем отдельные главы о каждом семействе.
Случайному человеку книга вряд ли попадет в руки, Уиттон это понимает и не считает нужным писать с оглядкой на профанов и снижать уровень сложности. Поэтому уровень получился вполне академическим. Читателю стоит быть готовым, что местами страницы будут переполнены терминами и названиями, которые невозможно сходу удержать в голове: «Число зубов у различных видов гнатозавра составляет 120–130, примерно такое же число (150) известно для гэгэптера. Если смотреть сверху, зубы гнатозавра расположены так, что образуют лопаткообразную розетку на конце челюсти, как, вероятно, и у платалеоринха».
Собственно, большая часть книги именно такая. Уиттон старается балансировать на грани между популярным изложением и академическим стилем, и, к счастью, чаще его кренит во вторую сторону. Ведь тонкие подробности — это самое любопытное, а передать их простыми словами невозможно. Языком Эллочки-людоедки о птерозаврах ничего не расскажешь.
Там, где можно, Уиттон импровизирует и иронизирует, его шутки симпатичны и характерны. Хорошо пошутить о птерозаврах может только специалист. Уиттон делает это виртуозно, он знает, как, где и над чем посмеяться.
Вот аждархиды: они «летали со скоростью, за которую вам выписали бы штраф на большинстве автострад», пишет Уиттон, и тут же от шутки переходит к серьезному факту: «для этих ребят», то есть для аждархид, просто не существовало географических барьеров и перелет от полюса до полюса вряд ли представлял для них большое затруднение...
Книга издана небольшим, даже камерным тиражом в тысячу экземпляров. По качеству она как художественный альбом: мелованная бумага, отличная печать. В ней множество иллюстраций: фотографии, прорисовки костей, авторские реконструкции.
Реконструкции небезынтересны. Как художника Уиттона оценивать сложно, но изобретатель сюжетов он отличный. На одной из картинок птерозавр из семейства аждархид убегает по земле (!) от стайки более мелких птерозавров джунгариптероидов. Это очень необычный взгляд на птерозавров, который сразу привлекает внимание и высвечивает их с неожиданной стороны. Ведь они в самом деле бегали, в отличие от, скажем, летучих мышей.
А вот орнитохейр плывет по морю, раскинув крылья по воде, как спасательный плот. Так никто, кроме птерозавров, не плавал, и есть подозрения, что подобный сюжет никто до Уиттона не использовал.
Два чжэньюаноптера плавают в озере в нижнемеловом Китае. Рисунок М. Уиттона из книги «Птерозавры»
В подписях к картинкам Уиттон отводит душу, отвлекается от птичьего языка науки и вовсю иронизирует. Он сравнивает птерозавров с рок-звездами, сварливыми женами, Клинтом Иствудом. Подписи удачно разбавляют серьезность книги и кажутся интересными джазовыми вариациями, украшающими классическую тему.
Качественная печать и хорошая бумага сильно увеличили стоимость книги. Но это кажется оправданным. Издать книгу дешевле было бы преступно.
Здесь стоит отметить, что серьезные книги по палеонтологии никогда не были и не будут издаваться тиражами Докинза или Хокинга. У них другая ниша, не менее важная, но более кулуарная. Читателей у «Птерозавров» в миллионы раз меньше, чем у «Эгоистичного гена». Поэтому книга обречена стать букинистическим раритетом. А всем любителям серьезной науки и веселой постнауки стоит обратить на нее внимание.
Череп джунгариптера и мелкий неопределенный птерозавр. Рисунок М. Уиттона из книги «Птерозавры»