«Восхитительные птицы» — слишком простое название для книги, однако оно хорошо отражает ее содержание. Этот труд не про биологию или экологию птиц, а про восторг и удивление, который пернатые вызывают у человека.
Книга составлена как атлас, большую ее часть занимают старинные акварели, литографии и живописные полотна с изображением птиц, в их числе картина Саврасова «Грачи прилетели».
Всего в ней уместилось 67 рассказов. Их стиль кажется старомодным, барочным, но вполне сочетается с иллюстрациями. Автор излагает научные сведения и свои мысли эмоционально, широкими мазками. Описания птиц пересыпаны такими эпитетами и оборотами: «они возродились из небытия», «наши друзья животные», «эти птицы созданы для королей», «эти птицы излучают мощь и силу». Иногда Эйвери чересчур увлекается и, к примеру, пишет, что фламинго, кажется, вообще состоят из одних только ног и шеи.
Большую часть сведений, которые есть в книге, вполне можно найти в «Википедии», но кто по доброй воле станет искать в Интернете информацию о брачной жизни пчелоедки или полетах малого веретенника?
Благодаря Льюису Кэрроллу дронт стал частью популярной культуры, кажется таким же знакомым и привычным, как курица. Однако непонятно, каким он был на самом деле. На старинных рисунках он выглядит толстым, неказистым. Но упитанность, возможно, вызвана неправильным питанием в неволе. В природе эти птицы могли быть более изящными и стройными. Изображение с сайта jessicapezalla.blogspot.com
Автор не пытается изложить какие-то новаторские представления из области орнитологии. Его книга предназначена для легкого ненавязчивого чтения и этим отличается от большинства современных научно-популярных трудов. Можно даже сказать, что она позволяет отдохнуть от потока серьезных книг про ДНК, пульсары и разную антропологию. Вместо информации про этологию попугаев или химию яиц крачки автор предлагает цитаты из Овидия, Шелли, Торо и неизменную «Оду соловью» Китса.
Из трудов орнитологов он выбирает лишь поэтические куски. Например, такой: «Любитель природы, которому не довелось на рассвете или в сумерках услышать мелодичный, подобный колокольчику голос лесного дрозда, лишился великого удовольствия. Лес словно преображается, превращается в храм, где царят умиротворение и покой — эта мелодия поистине возвышает душу»*.
Книга получилась скорее художественной, чем научной. Многие ее главы могли появиться еще в трудах Брема или даже Бюффона. Но в этом есть и плюс: такие работы не стареют. К ним в полной мере относятся слова, сказанные в одной рецензии более века назад: «Эти книги могли бы стать очень полезными в учебных заведениях, так как от них не веет однообразием и скукой, как от многих учебных книг, внушающих учащимся пагубные для науки чувства даже одним своим непривлекательным внешним видом».
* Из работы Артура Бента.
Белоклювый дятел — громадная птица размером с орла. Ее прозвали птицей Господа, или Божьей птицей, потому что при виде этого великана люди часто восклицали «Господи!» или «Боже мой!» Сейчас этот вид считается вымершим, хотя, возможно, еще сохранился в глухих регионах США. Изображение с сайта pinterest.ru