В книжных магазинах среди десятка переводных изданий, посвященных интимной жизни человека, есть одна книга русских авторов. У нее длинное название: «Секс. От нейробиологии либидо до виртуального порно. Научно-популярный гид». Написали ее две журналистки — Дарья Варламова и Елена Фоер. Как сказано в аннотации, одна из них просто журналист, соавтор и экс-редактор. Другая — медицинский журналист и автор статей по сексологии для четырех изданий. К примеру, для Marie Claire, которое сложно заподозрить в излишней любви к науке. В этом журнале, скажем, есть постоянная рубрика «Гороскопы для успешных женщин» с такими советами: «Солнце покинуло ваш знак, но Меркурий и Нептун остаются с вами, и от этого вам пока трудно сосредоточиться».
Книгу можно было бы легко не заметить, если бы не два обстоятельства. Первое: она написана отечественными авторами, а за непростым развитием русского научпопа наблюдать интересно. Второе: она вышла в издательстве «Альпина нон-фикшн», которое небезосновательно претендует на позицию лидера в сегменте научно-популярной литературы. Более того, издана она при участии просветительского фонда «Эволюция».
«Формальные характеристики» более чем достойные, и ожидания оказываются высокими. А книга их не оправдывает.
Она представляет собой странный опус. Авторы в самом начале уточняют, что хотят слить воедино достижения культурологии, биологии и сексологии, но признаются, что не являются специалистами в этих сферах. «По профессии мы журналисты, а вовсе не профильные эксперты», — предупреждают они. Из этого вытекает главный недостаток книги. Собственного мнения у авторов нет, и они старательно пересказывают все найденные ими научные сведения. Ведь неспециалисту трудно понять, что важно, а что нет, на чем стоит заострить внимание, а что можно пропустить.
В итоге на читателя обрушивается лавина гипотез и мнений, а книга вопреки ожиданию получается не гидом, а реферативным журналом. Ее слоганом могла бы стать фраза «но это неточно».
Открываем наугад, читаем.
Стр. 138: «пока фундаментальных исследований конкретно на эту тему нет».
Стр. 139: «у психологов есть несколько гипотез».
Стр. 140: «подтвердить эту гипотезу на людях невозможно».
Стр. 142: «психоаналитическая школа придерживается других взглядов».
Перелистываем десяток страниц.
Стр. 174: «почему так было, остается только гадать».
Стр. 176: «нельзя утверждать, что...».
Стр. 177: «точный механизм пока неясен».
Стр. 178: «можно предложить несколько гипотез».
Перелистываем...
Стр. 201: «споры еще идут».
Стр. 202: «прямых подтверждений этому факту нет».
Иногда читатель попадает в настоящий водоворот оговорок и уточнений. Страница 274: «Есть данные, свидетельствующие о том, что... Правда, есть также данные о том, что... Но пока этот вывод несколько притянут за уши... С другой стороны, мы не знаем и того... В любом случае, доводов, позволяющих считать, что... Звучит всё равно довольно неприятно».
Книги об интимной жизни человека редко украшены иллюстрациями (хотя, казалось бы, простор для бильд-редактора широчайший). «Секс» следует традиции. Картинки здесь даны только перед главами и представляют собой фрагменты гравюр (какие гравюры использованы, не указано)
Анализа в книге нет. Авторы ограничиваются поверхностным пересказом мнений, а своим вкладом считают, видимо, шуточный стиль. Любопытно, что шутки чаще всего отделены от текста скобочками. Вот типичный образец:
«Вопрос, волнующий всех поклонников прерванного полового акта: содержит ли предэякулят сперматозоиды? Почему-то он не так сильно заботит ученых (возможно, все они пользуются презервативами)».
И сразу же pro et contra:
«Исследований на эту тему за последние 30 лет было всего несколько, к тому же очень скромных по количеству участников. Результаты одних показали, что спермы в этой жидкости скорее нет, но другие (более свежие) продемонстрировали, что иногда она там всё-таки бывает. В общем, забеременеть, даже если мужчина вовремя вытащит пенис, кажется, всё же можно»...
Легкомысленный пересказ кипы сведений приводит к ожидаемому результату: читатель запоминает разве что пару-тройку исторических анекдотов и несколько броских фактов. Смириться с этим можно. В конце концов, мало какие научно-популярные книги дают действительно ценную и важную информацию, расширяющую кругозор. Хуже другое: в книге есть ошибки.
По первому впечатлению, она выглядит респектабельно: в ней более трехсот ссылок. Но ссылки проставлены произвольно. Для каких-то фактов они есть, для каких-то нет. С чем это связано, судить трудно.
К примеру, непонятно, откуда взяты любопытные сведения о том, что самцы дельфинов мастурбируют с помощью живых угрей, оборачивая их вокруг пениса («хотя вряд ли угри в восторге от такого расклада»). Дельфины в самом деле известны неразборчивыми сексуальными пристрастиями и занимаются сексом с чем попало, хотя бы с обезглавленной рыбой. Но как дельфин может обернуть угря вокруг пениса? Почему-то кажется, что это невозможно. Верить на слово не хочется, а ссылки, чтобы проверить и узнать подробности, в книге нет.
Авторов можно обвинить и в неаккуратном обращении с информацией.
Рассказывая о самом начале полового размножения, они пишут, что оно появилось у фрактофузусов «около 540 миллионов лет назад», что является ошибкой, хотя и незаметной неспециалисту. Фрактофузусы жили в вендском периоде, а он закончился 541 миллион лет назад. Округлять эту цифру неправильно. Примерно так же прозвучала бы фраза «революция в России произошла около 1920 года» или «Великая Отечественная война закончилась примерно в сороковых годах».
В истории с фрактофузусами авторы книги попали в ловушку неточного пересказа. Фрактофузусы не обязательно размножались половым путем, хотя у них было два способа размножения и расселения. Были они половыми или нет — палеонтологи не знают. Но, как пошутил биолог Сергей Лысенков, в истории с фрактофузусами многие «журналисты идут в выводах дальше ученых». Авторы книги «Секс» не стали исключением и написали про половое размножение фрактофузусов так, словно это доказанный факт. Фото с сайта palaeocast.com
Подобных изъянов в книге хватает. Вместо того, чтобы получать удовольствие от чтения, начинаешь выискивать ляпы и недостатки и, конечно же, находишь их в изобилии. Это сильно досаждает.
На сложный вопрос, что такое секс у животных, авторы дают два противоположных ответа. Вначале пишут, что секс для удовольствия, кроме человека, практикуют только шимпанзе бонобо и дельфины афалины. Критерий для определения простой: «Можно считать, что представители того или иного вида занимаются сексом ради удовольствия, если они делают это и в те периоды, когда самка не фертильна». Однако через полсотни страниц авторы противоречат сами себе, рассказывая о многочисленных случаях гомосексуализма среди животных. Ведь очевидно, что секс между котом и котом никак не связан с фертильностью гипотетической третьей кошки. Фото с сайта газеты The Independent