Обновление LHC идет полным ходом

Все компоненты детектора CMS проходят интенсивную программу по ремонту и обновлению

Все компоненты детектора CMS проходят интенсивную программу по ремонту и обновлению. Изображение с сайта cds.cern.ch

В феврале 2013 года завершился первый трехлетний этап работы Большого адронного коллайдера. Но остановка коллайдера вовсе не означает его простой. Для специалистов по ускорительной технике и детекторам, а также для многочисленных команд техников как раз сейчас наступила жаркая пора. В ближайший год им предстоит выполнить обширнейшую программу по ремонту и модернизации абсолютно всех систем коллайдера, а затем еще почти год будет потрачен на настройку и тестирование обновленного оборудования.

Работы сейчас непрерывно ведутся как в туннеле ускорителя, так и во всех детекторных залах. При этом зачастую в одном помещении работает сразу несколько команд над разными компонентами установки, что накладывает жесткие требование даже на планирование и логистику — ведь речь идет о работе в подземных помещениях, а доступ в каждый зал возможен лишь по небольшому числу лифтов, лестниц и шахт.

Масштабы ремонтных работ можно оценить на примере детектора CMS, познакомившись с последним выпуском журнала CMS Bulletin, который целиком посвящен этим работам. За первые несколько месяцев в зале детектора было выполнено свыше 400 (!) отдельных ремонтных мероприятий (см. краткий обзор). Причем касались они не только непосредственно научной аппаратуры, но и всей обслуживающей инфраструктуры, вплоть до перепрокладки электрических кабелей и полной ревизии системы водного охлаждения.

Что касается отдельных компонентов детектора, работы с которыми подробно описаны почти в двух десятках заметок в журнале, то можно взять для примера одну — пиксельный трековый детектор. Это самая центральная, а потому самая компактная и самая хрупкая часть детектора. Уже одно его извлечение из детектора потребовало тщательных мер предосторожности и заняло несколько дней. Интересно отметить, что побочным эффектом от этого мероприятия стало обучение новой команды людей и подробное описание протокола работы, ведь в прошлый раз подобная манипуляция производилась аж несколько лет назад.

После извлечения трековый детектор был помещен в специальную низкотемпературную комнату, и в конце мая специалисты приступили к его ремонту. За последние годы в пиксельном трековом детекторе CMS было выявлено несколько процентов нерабочих элементов. Во время работы коллайдера доступа к трекеру, разумеется, не было. Сейчас диагностика установила причины дефектов (иногда это механическая поломка, иногда — неправильная работа считывающей электроники), и специалисты приступили к их устранению. Эта работа займет еще несколько месяцев, а параллельно с ней эксперты разрабатывают меры по предотвращению возникновения таких дефектов в будущем.

Стоит подчеркнуть, что даже несколько процентов дефектных элементов в детекторе могут заметным образом сказаться на точности физических измерений. Если на эту долю вообще не обращать внимания, то детектор будет постоянно ошибаться на неконтролируемую величину. Чтобы этого не допустить, процент нерабочих элементов постоянно отслеживается и учитывается как в интерпретации данных, так и при моделировании. Демонстрация этого знания влияет порой на надежность физических результатов (см., например, рис. 5 в новости Новые данные ATLAS по хиггсовскому бозону: интрига сохраняется). Тем не менее эта неидеальная работа всё равно становится источником систематических погрешностей. Поэтому каждая научная публикация коллаборации, среди прочего, учитывает и эту погрешность, связанную с дефектами в «железе». Ремонт дефектных элементов позволит уменьшить эту погрешность на следующей стадии работы коллайдера.


9
Показать комментарии (9)
Свернуть комментарии (9)

  • Jesus DarkJewel  | 02.09.2013 | 10:25 Ответить
    Если-бы мы(человечество) так-же обслуживали ГЭС\АЭС то аварий бы наверняка не было.
    Ответить
    • Serg_Y > Jesus DarkJewel | 02.09.2013 | 22:44 Ответить
      Сложно обнаружить грань между халатностью и бережливостью, она становится объективной только после катастрофы, главное очень четко запоминать урок.
      Ответить
    • PavelS > Jesus DarkJewel | 03.09.2013 | 03:57 Ответить
      Да всё как всегда. На БАК одна авария уже была. И забытые булки в системах охлаждения тоже были.
      Ответить
      • Aab > PavelS | 07.09.2013 | 12:17 Ответить
        Как булки?! Это что же, прям как доктора тампоны иногда в пациентах забывают?..
        Ответить
        • spark > Aab | 16.09.2013 | 04:01 Ответить
          Была такая история, птица летела и уронила кусок багета в трансформаторную будку. В смысле нашли такой кусочек, попаыший через щель, саму виновницу не видели :)
          Ответить
  • samara  | 02.09.2013 | 13:31 Ответить
    Я недопонимаю, выяснилось что часть модулей неисправна только во время ремонта?
    Как же самодиагностика, как же програмное исключение молчащих модулей?
    Ответить
    • prometey21 > samara | 02.09.2013 | 18:35 Ответить
      Это не только ремонт, но и апгрейд.
      Ответить
    • PavelS > samara | 03.09.2013 | 04:03 Ответить
      Нет никаких оснований так думать. Ошибки стали известны почти сразу после монтажа-запуска коллайдера, но не было возможности их исправить.

      Мне не понятно, почему ошибки в детекторе не были обнаружены до первой установки пиксельного детектора в рабочее положение. Неужели нельзя было как-то детектор просветить каким-либо медленным пучком и так его откалибровать-отладить до окончательной сборки? Т.е. почему эта работа не была проделана ещё лет 6 назад?
      Ответить
      • spark > PavelS | 16.09.2013 | 04:03 Ответить
        Потому что кое-что портится как раз во время установки и подключения, а кое-что перегорает просто в ходе работы. Все же не забывайте, что эти детекторы, фактически, находятся несколько лет под облучением самой жесткой радиации, которую человек смог создать.
        Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»