Практически все свойства хиггсовского бозона, изученные на Большом адронном коллайдере за первые годы работы, оказались удручающе стандартными. Даже двухфотонный распад, который на первых порах вызывал большой энтузиазм физиков, тоже в конце концов стал вписываться в предсказания Стандартной модели. Однако кое-какие загадки в измеренных свойствах хиггсовского бозона всё еще остались.
Одна из них — это любопытные данные детектора CMS относительно распада бозона Хиггса на мюон и тау-лептон (μ+τ– или μ–τ+). В рамках Стандартной модели такой распад невозможен. Хиггсовское поле не может менять тип лептонов, а значит, бозон Хиггса может распадаться лишь на лептон-антилептонную пару одинакового типа (электрон-позитрон, мюон-антимюон или тау-антитау). Зато процессы с нарушением сорта лептонов предсказываются некоторыми неминимальными хиггсовскими моделями. Надежная регистрация такого процесса стала бы первым намеком на Новую физику, священный Грааль современной физики частиц.
Летом 2014 года коллаборация CMS сообщила о первых намеках на обнаружение этого распада. Тогда это были лишь предварительные данные, которые потребовали еще нескольких месяцев для перепроверки. Две недели назад наконец-то появилась полноценная статья CMS. Исследователи сообщают, что после всестороннего анализа сохраняется небольшое превышение данных над фоном, вызванным обычными процессами или несовершенством детектора. Если это превышение интерпретировать как распад бозона Хиггса на пару μ+τ– или μ–τ+, то его вероятность получается чуть меньше процента: (0,84+0,39–0,3)%. Статистическая значимость этого эффекта невелика — всего 2,4 стандартных отклонения, поэтому ни о каком серьезном открытии речи пока что нет. Отсутствует также и подтверждения от коллаборации ATLAS: она об этом поиске пока не отчиталась.
Тем не менее этот возможный намек на физику за пределами Стандартной модели задает теоретикам возможное направление исследований. В последнее время появилось несколько работ (1, 2, 3, 4), в которых в рамках Новой физики объясняются не только эти данные CMS, но и некоторые аномалии в распадах B-мезонов. Разумеется, прежде чем начать претендовать на реальное описание природы, все эти модели должны пройти проверку будущими данными LHC. Вполне возможно, что ситуация начнет проясняться уже к концу этого года.