Стволовые клетки

Некоторые клетки плода и взрослого организма сохраняют способность давать начало специализированным клеткам различного типа.

Человеческий организм начинает развиваться из одной клетки (см. Клеточная теория) — одной оплодотворенной клетки, называемой зиготой. ДНК, содержащаяся в этой клетке, будет воспроизведена во всех клетках взрослого организма. Но по мере созревания особи в клеточной ДНК происходят изменения. Вначале «включены» все гены, находящиеся внутри зиготы: генетики скажут, что все гены могут экспрессироваться — другими словами, они могут работать. Однако по мере взросления особи клетки приобретают специализацию, для этого требуется выключить те или иные гены, отменив, таким образом, их экспрессию. Например, в каждой клетке вашего тела находятся гены, ответственные за выработку инсулина, однако инсулин синтезируют только клетки поджелудочной железы. В остальных клетках организма (например, клетках кожи, нервных клетках головного мозга) ген инсулина отключен.

То же самое происходит во всех клетках вашего организма — при развитии человека, которым управляют еще непознанные нами процессы, специализированные клетки возникают вследствие отключения всех за небольшим исключением генов клеточной ДНК, и специализация определяется участками ДНК, которые остались включенными. После того как «щелкнет выключатель», судьба клеток определена навечно — мышечные клетки при делении будут производить только мышечные клетки, кожные клетки — только клетки кожи и т. д. Такая особенность развития имеет грандиозные последствия для здоровья человека: мышечные клетки, погибшие при сердечном приступе, не могут быть замещены другими клетками; ничем нельзя заменить и клетки мозга, синтезирующие допамин, если они будут уничтожены болезнью Паркинсона; перерезанные клетки спинного мозга также не восстанавливаются. Очень многие людские страдания вызваны неспособностью организма замещать специализированные клетки.

После того как зигота начнет делиться, формируя эмбрион, клетки некоторое время сохраняют способность развиваться в ткань любого типа. Клетки, которые могут развиться в любую клетку организма, называются эмбриональными стволовыми клетками. В конце 1990-х годов ученые научились выделять такие клетки и сколь угодно долго поддерживать их в культуре. Это достижение открывает поразительные перспективы перед человечеством, поскольку теперь мы можем создавать в лаборатории новые клетки, а возможно, и новые органы.

Ученые могут использовать технологии стволовых клеток совместно с технологиями клонирования для того, чтобы выделять ДНК из клетки взрослого организма, помещать ее в яйцеклетку человека и получать при этом эмбриональные стволовые клетки, содержащие ДНК взрослой особи. Это позволит выращивать органы для замены ими поврежденных, не беспокоясь об отторжении имплантированной ткани организмом-реципиентом.

Недавно обнаружено, что некоторые клетки взрослого организма, по-видимому, хотя бы отчасти обладают способностью порождать стволовые клетки, характерные для эмбриона. Если такое действительно возможно, удастся устранить одно из этических препятствий на пути к использованию эмбриональных стволовых клеток — нам не придется разрушать эмбрион человека, чтобы получить эти клетки.

• Katty  | 25.02.2006 | 21:07 Ответить
    почему же тогда в некоторых научных источниках говорится о том,что стволовые клетки образуют только клетки крови?
    • algen > Katty | 26.02.2006 | 03:45 Ответить
      Видимо, в тех источниках имелись в виду стволовые клетки костного мозга взрослого человека. Они действительно отвечают за формирование клеток крови. Исторически это был первый тип стволовых клеток, с которым научились работать ученые. С тех пор наука ушла довольно далеко вперед.
  • Zverka  | 23.03.2006 | 01:15 Ответить
    я намедни слышала в новостях, что с помощь стволовых клеток , т.е. путём добавления их в организм человека или чтото на подобии в скором времени средняя длинна жизни человека достигнет 250 лет! так вот, хотелось бы узнать: стволовые клетки надо именно вживлять в организм(я не уверена, что в новостях сказали именно это) или же жизнь человека сможет удлинняться по средствам пересадки внутренних органов? как мы будем тогда выглядеть? как сторушки с молодыми органами или внешные данные будут соответствовать внутренним?
  • ПАЛЫЧ  | 07.06.2006 | 11:51 Ответить
    стволовые клетки страшная шутка. Если их вводить послет50 лет , то они оседабт на атреосклроических ьляшках и образуют кость.
    С другой стороны приинсульте, даже если вы правльнл све сделаете, человек становится ребенкомЮ а программы реабилитацции нет.
    На сет дрегих оганов, за исключением печенеи и селенуи, стволовые клетки вообще исчезают через 2-3т суток.
    Известны случая развития липоматоза и даже опухоли при клеточной транспланции. Панацея рядом, но мы еше до нее не доросли.
    Палыч
  • opaHzheBb1u  | 02.08.2006 | 14:38 Ответить
    Интересные статьи о стволовых клетках можете почитать на сайте интернет-журнала "Коммерческая биотехнология" www.cbio.ru
    и на сайте ООО "Транс-Технологии" www.trtn.net
  • Rada  | 13.08.2006 | 16:06 Ответить
    При пересадке стволовых клеток от взрослого человека(матери)к ребенку, что происходит в организме ребенка? Он взрослеет(стареет) до возраста матери?
  • island  | 31.08.2006 | 17:11 Ответить
    Хочу совместно поразмышлять над вопросом, который меня волнует всилу жизненных обстоятельств...
    Можно ли использовать стволовые клетки для лечения синдрома Дауна (СД)?
    СД вызывает наличие лишней хромасомы.
    Так вот, если взять у больного ребенка стволовую клетку, убрать из нее лишрюю хромасому (это возможно сейчас?), размножить и затем внедрять их ребенку обратно в различные ткани, то через некоторое время клетки с лишней хромасомой заменятся нормальмыми. Теоретически, вроде бы способ избавиться от этого страшного недуга.
    Какие подводные камни?
    • ESmelkov > island | 26.01.2007 | 19:03 Ответить
      Если взять и убрать хромосому, получится клетка не только другой особи, но, по большому счету, другого биологического вида.
      • island > ESmelkov | 29.01.2007 | 15:55 Ответить
        ?
      • island > ESmelkov | 29.01.2007 | 15:55 Ответить
        И что? В чем проблема? У Вас же нет этой лишней хромасомы, т.е. она как бы убрана
    • ESmelkov > island | 27.01.2007 | 12:21 Ответить
      . Современная техология генной инженерии позволяет лишь заменить стволовые клетки в самом начале развития эмбриона. О лечении сформировавшегося плода вопрос не может быть поставлен, к сожалению
      • island > ESmelkov | 29.01.2007 | 15:58 Ответить
        И опять никакого обоснования!
        В косметических же целях вводят стволовие клетки в кожу лица и лицо как бы обновляется, т.е. они приживаются в тканях лица.
        В чем проблема введения СК в другие ткани???
        • ESmelkov > island | 29.01.2007 | 17:01 Ответить
          Человеку можно пересадить печень от свиньи, но целиком его в свинью не превратить.Если заменить даже ВСЕ органы, от первоначального организма ничего не останется
          • island > ESmelkov | 30.01.2007 | 07:35 Ответить
            Если разом, то скорее всего так... А если постепенно и на клеточном уровне, организм может и приспобиться к изменениям. Но первоначальный организм и не требуется. Скорее даже желателен новый здоровый организм!
  • dicosic  | 14.04.2009 | 21:04 Ответить