Ранняя Вселенная

На самой ранней стадии эволюции Вселенной относительно долгие периоды расширения и охлаждения перемежались краткими периодами фундаментальной перестройки материи.

Со времени открытия закона Хаббла в научной космологии возобладала точка зрения, согласно которой Вселенная возникла в виде горячего сгустка сверхплотной материи и с тех пор расширяется и остывает. Но лишь с начала 1980-х годов космологи по-настоящему задумались над тем, как именно развивались события на самой ранней стадии расширения Вселенной. Сегодня мы имеем уже достаточно полную хронологическую картину ранней истории Вселенной, начиная с невообразимо малых долей секунды после Большого взрыва, объясняющую происхождение элементарных частиц и химических элементов. Давайте прокрутим события в обратной хронологии, начиная с 1 миллиарда лет после Большого взрыва (все сроки весьма условны) и вплоть до самого взрыва.

1 миллиард лет

Началось формирование галактик. Впервые в истории Вселенная стала отдаленно напоминать то, что мы наблюдаем сегодня. Уже следующее поколение сверхмощных телескопов позволит нам рассмотреть галактики, удаленные настолько, что они предстанут перед нами на стадии непосредственно после их рождения.

300 000 лет

Примерно через 300 000 лет после Большого взрыва Вселенная остыла достаточно для того, чтобы электроны начали прочно удерживаться ядрами и появились стабильные атомы, не распадающиеся сразу же после соударения со следующим ядром. Постепенно формирование атомов из моря свободных ядер и электронов привело к образованию всего многообразия наблюдаемых нами сегодня во Вселенной химических элементов.

До образования первых атомов Вселенная состояла из непрозрачной и плотной ядерно-электронной плазмы. Любые сгустки такой плазмы, едва начав образовываться под воздействием сил гравитационного притяжения, тут же разрушались под воздействием энергии поглощаемого ими излучения. После формирования атомов пространство Вселенной стало прозрачным, а вещество — достаточно разреженным для образования устойчивых сгустков материи под воздействием сил гравитационного притяжения. Увы, уже слишком разреженным для начала формирования галактик, и этот парадокс, получивший название галактическая проблема, явился самым весомым аргументом против теории Большого взрыва. Проблема эта, однако же, устраняется, если ввести в сценарий формирования Вселенной темную материю. Тогда можно считать, что первичные ядра галактик образовались именно из этой невидимой темной материи (свойства которой принципиально отличаются от свойств обычной материи) еще до формирования атомов, а образовавшиеся позже атомы «прилепились» к уже готовым протогалактикам, состоящим из темного вещества.

3 минуты

В первые три минуты существования Вселенной, стоило двум элементарным частицам — протону и нейтрону, например, — образовать ядро, как оно тут же разбивалось при следующем столкновении. Начиная с четвертой минуты Вселенная остыла до такой степени, что энергий столкновения стало недостаточно для разрыва внутриядерных связей, и стали образовываться стабильные ядра. Итак, в первые три минуты Вселенная представляла собой раскаленное море элементарных частиц, а по прошествии трех минут в нем стало появляться всё больше островков-ядер.

В процессе соударений с новыми элементарными частицами ядра постепенно утяжелялись за счет прикрепления к ним каждый раз протона или нейтрона. Однако на этой стадии сформировались ядра лишь самых легких химических элементов, поскольку вскоре Вселенная расширилась уже настолько, что столкновения стали огромной редкостью. То, что теория Большого взрыва верно предсказывает соотношение ядер этих легких элементов, сформировавшихся за время короткого «окна» первичного нуклеосинтеза, является надежным (и очень красивым) подтверждением правильности этой теории.

10–5 секунды

В этот момент — примерно через одну стотысячную долю секунды после запуска механизма рождения Вселенной — кварки слились в элементарные частицы (см. Кварки и восьмеричный путь). До этого Вселенная представляла собой компактное море из кварков и лептонов; с этого момента она превратилась в остывающий океан элементарных частиц.

10–10 секунды

Эта отметка знаменует новую серию этапных превращений — началось великое объединение фундаментальных сил (см. Универсальные теории). Именно в это мгновение произошло объединение электромагнитного и слабого взаимодействий. До этого момента во Вселенной действовало три силы; теперь их стало четыре. Энергии, присутствующие во Вселенной в этот момент, соответствуют максимальным энергиям, которые могут быть развиты в современных земных ускорителях. Поэтому всё, что было изложено мною выше, в принципе поддается экспериментальной проверке; всё дальнейшее — чистые гипотезы.

10–35 секунды

При этих температурах объединились сильное и электрослабое взаимодействия. До этой доли мгновения во Вселенной действовало две силы, после него их стало три. В тот же миг началось скачкообразное расширение, которое называется инфляционным (см. Инфляционная стадия расширения Вселенной), продолжавшееся до отметки 10–32 cекунды. Одновременно из Вселенной исчезли античастицы.

Квантовая хромодинамика и Стандартная модель описывают поведение материи при невероятно высоких энергиях, существовавших во Вселенной через 10–35 секунды после ее зарождения. И эти теории проверены экспериментально, но при более низких энергиях. Все теории Ранней Вселенной не идут дальше этого момента.

10–43 секунды

Теоретики предполагают, что в этот миг произошло объединение гравитации с другими силами. До этого во Вселенной действовала единая и неделимая сила. Именно механизм перехода от одной к двум фундаментальным силам взаимодействия и пытаются описать универсальные теории. Что было до этого мгновения? Об этом мы можем только догадываться. Как и составителям средневековых географических карт, нам остается только написать: «Осторожно, там чудовища!»

• adrian  | 10.08.2005 | 11:26 Ответить
    • psihoner > adrian | 30.05.2006 | 15:11 Ответить
      Процесс Большого взрыва часто неверно трактуется наподобие взрыва глыбы вещества в уже существовавшем вакууме. Но, как известно, пространства вне Вселенной не существует. Большой взрыв следует рассматривать как событие, в результате которого возникло и само пространство. Таким образом, научная картина 'сотворения мира' оказывается глубже библейской, ибо она отражает рождение не только материи, но и пространства. Последнее возникает не каким-то иным путем, а непосредственно в результате Большого взрыва. Следовательно, Большой взрыв не есть событие, которое произошло во Вселенной; это было само рождение Вселенной, целиком и буквально из ничего.
      • Stas15 > psihoner | 07.04.2012 | 20:30 Ответить
        "Таким образом, научная картина 'сотворения мира' оказывается глубже библейской, ибо она отражает рождение не только материи, но и пространства." как же так? а что разве не говорит самая первая строчка из Библии об этом? "В начале сотворил Бог небо и землю." Вы считаете что тут говориться исключительно о нашем небе и нашей земле? В начале-время, небо-пространство, землю-материю. Хотя все это написано крайне упрощенно, лаконично, только то, что требовалось человеку, остальное дело лежало на ученых, у которых уже заложено желание познавать. Представьте, что Бог описал бы подробно как именно он создал всю вселенную, каждый атом, создал законы и пр.. не хватило бы наверное не одного носителя информации.))
        Фактически Библия говорит, что человек отвернулся от бесконечного Творца, и выбрал Его конечное творение, назвал Творца природой которая не обладает разумом. Но в тоже время все свойства природы отвечают на то, что само по себе столь гармоничные явление не могли появится просто так. Не говоря уже о живых клетках и сложных программах ДНК. Конечно так же сложно себя представить не кем иным как творением Творца, но это так. Человек говорит, пусть покажет мне что Он есть и я поверю, Бог говорит сначала поверь и увидишь меня. Кто отверг Бога будет судим и брошен в тьму внешнюю, так говорит Библия. С уважением!
        • SoKoBaN > Stas15 | 08.06.2012 | 10:05 Ответить
          В соответствии с буквой и духом большинства конституций развитых и просвещенных стран, включая основной закон нашей страны, Вы имеете полное право придерживаться такой ненаучной точки зрения. Аминь!
  • mvg  | 30.09.2005 | 13:54 Ответить
    В статье немного некрректно идет речь о разделении взаимодействий. Там автор идет от большх времен к малым и пишет, что взаимодействия на этом этапе объединились, а следом пишет, например, что до этого их было 2, 3... Т.е. нужно писать, что взаимодействия разделились, а до того их было... Ведь время идет из прошлого в будущее.
    • Korin Molchek > mvg | 13.03.2009 | 15:52 Ответить
      "Ведь время идет из прошлого в будущее." ....если мерить время часам (прибор такой, а не единица измерения)...
      Неизвестно куда оно идет (мне, по крайней мере).
  • VasilijB  | 09.08.2006 | 14:28 Ответить
    Гипотеза центробежного 'Большого взрыва'. - В космосе все тела или группы объектов (квазары, галактики, звёзды, планеты, астероиды, кометы, пылевидные и элементарные частицы) вращаются вокруг своей оси. Возможно, вращается и Вселенная в целом, вместе с пространством, которое Она образует. Среди причин 'Большого взрыва' и постоянно ускоряющегося разбегания звёзд, галактик и квазаров http://www.astronet.ru/db/msg/1176838 http://www.inauka.ru/astrophisics/article66019.html можно назвать не только 'Распирающее поле' с загадочной тёмной энергией, но, в значительной степени, и обычные центробежные силы, вызванные изначальным вращением Вселенной. Большой взрыв возник в результате наступления 'Планковской Эпохи фазового перехода' первоначальной 'энерго-материи'. Гигантское количество материи, из которой образовалась вся Вселенная, сжатая до размеров микроскопического шарика, существовала в пограничном состоянии между веществом и энергией. Закон сохранения вещества и энергии допускает (в экстремальных условиях) возможность перехода вещества в энергию и обратно. В результате высокоэнергетических процессов сжатая кварк-глюонная плазма вырабатывала и накапливала противоположные потенциалы, между которыми нарастало расслоение. Вокруг ядра, более сжатого и, вероятно, более тяжёлого и энергетически сильного, появилась сферическая внешняя оболочка. Взаимодействия с ядром привели её к чрезвычайно быстрому (по типу вращения электронного облака в атомах) вращению, скорость которого приближалось к сверхсветовым значениям. Вращающаяся сфера приобрела форму сильно сплюснутого эллипсоида или почти плоского диска с утолщением в центре. Слои, находящиеся ближе к ядру, совершали больше оборотов вокруг ядра. С наиболее удалённых слоёв в открытое пространство срывалось некоторое количество более холодной плазмы, которая навсегда покидала место своего изначального пребывания и порождала материю ещё до наступления 'Большого взрыва'. Утрата оболочкой части своей энергии нарушила хрупкое равновесие изначально единой системы. В нестабильном состоянии оказалось и ядро, которое увеличило скорость вращения в противоположном (по отношению к оболочке) или в произвольном направлении, так же как, например ось собственного вращения Солнца наклонена по отношению к плоскости вращения окружающих его планет. Поэтому при последовавшем за 'Большим взрывом' распаде, фрагменты ядра, а значит и большей части Вселенной, приобрели траектории вращения и расширения близкие к направлениям центробежных ускорений именно ядра. Другая часть Вселенной продолжала вращаться по направлению инерции, заданной окончательно распавшейся оболочкой. Сразу за 'Большим взрывом' начался целый каскад менее мощных локальных взрывов фрагментов, как ядра, так и оболочки, достаточно равномерно разбрасывающих вещество в космическом пространстве. При пересекающемся вращении каждая из двух взаимно пронизывающих Вселенных организовала собственную структуру вакуума (энергетическую плотность, гравитационные поля и скорость света в нём) с двумя трёхмерными или одним шестимерным пространством. Трудность в обнаружении и исследовании Тёмной (или скрытой) Материи, масса которой многократно превышает суммарную массу обнаруженных космических объектов, как раз, может иметь объяснение отличным от нашей материи происхождением и иным пространственным измерением. Двойное вращение Вселенной приводит иногда к взаимному притяжению, сталкиванию или отталкиванию (в случаях с антивеществом, встречающимся в обеих системах) объектов разного происхождения, и приводит к изменению направления и скорости движения небесных тел. Вращающееся пространство обеспечивает не только сохранение скорости (вопреки силам притяжения) множества разлетающихся частей распавшегося изначального шара, но и их ускорение с незначительным боковым смещением по спиралевидной траектории. Предлагаемая версия центробежных моментов Большого взрыва и ускоряющегося расширения Вселенной полностью решает 'Проблему открытой или плоской (ускоренно и бесконечно расширяющейся) Вселенной': http://www.astronet.ru/db/msg/1214696 .

Безукладников Василий Александрович. До востребования 347913, г. Таганрог, Ростовской обл. E-mail: ecomotors@mail.ru
  • gymn-1551  | 16.10.2006 | 15:02 Ответить
    Естественный вопрос? А что было до "Большого взрыва". Некоторые весьма ученые люди отвечают: "лучше над этим не задумываться, а еще лучше - не задавать такого вопроса"... Пустота, но ведь сам собой напрашивается ответ: -нет конечно. Тогда что было? Это уже на нобелеевскую тянет.
    Я думаю для теории "Большого взрыва" это это скрытый "камень" на пути вечного круга бытия, споткнувшись о который теория перестанет существовать. P.s : Априоре. Вселенная (даже на атомарном уровне) сществовала всегда.Процесс происходящий при образовании звезд, формировании скоплений и галактик, скоплений галактик- неоспоримый факт вечного! Владимир.
    • Korotkoff > gymn-1551 | 03.11.2006 | 04:54 Ответить
      Некоторые "весьма ученые люди" вот что думают: Шопенгауеэр - мировая Воля, Анаксагор - апейрон, Аристотель - перводвигатель, Лейбниц - первомонада, Гегель - Абсолютная Идея, Маркс и Фейербах - ничего не было, все было как есть, Нюхтилин - Бог, Платон - Мир Идей, буддисты - точка Абсолюта, и т.д. и все это правильно, gymn-1551, говорит о неоспоримом факте вечного! Кроме Маркса конечна;)))
      • Zizin > Korotkoff | 20.06.2007 | 19:53 Ответить
        На вопрос "А что было ДО взрыва" есть вполне вменяемый ответ - была та же вселенная, просто сжатая до "критической массы".

Другими словами - Вселенная всегда была, есть и будет.
        После "взрыва" она расширяется до определенных размеров,
        потом начинает сжиматься, можно сказать "пульсирует".
        И нет ни начала ни конца этому вечному процессу.

Было бы нелепо предположить, что Вселенная возникла
        из "ниоткуда", поскольку научные факты говорят о том,
        что ничто не может взяться из ниоткуда и исчезнуть вникуда.
        Закон сохранения материи и энергии наблюдается ежесекундно
        и повсеместно.
      • Silnoy > Korotkoff | 16.07.2015 | 16:08 Ответить
        а точное распределение информации забыл написать?
        lol :)
    • rod1gin > gymn-1551 | 11.01.2009 | 14:05 Ответить
      "Весьма учёные люди" на этот вопрос обычно отвечают как-то так: Физика ранней вселенной была такова, что до большого взрыва её невозможно описывать в категориях времени. Время - это в значительной степени субъективная категория, т.е. человек так устроен, что определённые свойства окружающего мира воспринимает как движение времени. А там, где материя находится в непривычных для человека условиях, бытовая логика не всегда может подсказать, где здесь время, а где пространство.

Т.е. вопрос "что было до большого взрыва" это вопрос такого же типа, как и вопрос "что находится севернее северного полюса".

Хотя вы правы, тот, кто в деталях сможет математически описать самое начало вселенной, точно получит нобелевскую.
  • socratus-0  | 06.07.2007 | 17:06 Ответить
    Voznik Li Vakyym v rezultate " BoLschogo vzriva"?
    Chto biLo vnachaLe: Vakyym iLi " BoLschoi vzriv"?
    =================================
    • max > socratus-0 | 02.02.2008 | 11:37 Ответить
      Утверждение о том, что Вселенная возникла из ничего, в принципе, неверно. Из ничего невозможно что то создать. Все из чего состоит Вселенная это энергия во всех ее проявлениях. Материя из которой состоим мы это концентрированная энергия. Просто давным давно, миллиарды лет назад, эта энергия находилась в устойчивом состояниив в еще более концентрированном виде и к тому же сжатая в очень маленькую точку.
      Согласно 1 закону Ньютона тело пребывает в устойчивом состоянии до тех пор, пока действующие на него силы не изменят это состояние. Можно только предположить какие это были силы, но они все таки нашлись и подействовали. А дальше дело техники. Произошел Большой Взрыв и энергия вырвалась на свободу. За миллиарды лет эта энергия эволюционировала, в результате чего появились звезды, галактики, планеты и черные дыры, а так же мы с вами.
      Логично? Всегда есть причина и следствие. Появление Вселенной это следствие действий того, кто нажал на кнопку "Пуск" и привел в действие тот механизм, действие которого лишь подтверждает 1 закон Ньютона.
      После этого на месте взрыва осталось 2/3 от того, что взорвалось и там же образовалась Гигантская черная дыра в центре Вселенной. А первозданными 'кирпичиками' послужившими созданию всех остальных элементов, которые были впоследствии систематизированы в таблице Менделеева, послужили дозвездное вещество нейтрино и водород с его изотопами. Потом образовалась звезды, галактики, планеты и сеть черных дыр, связанная между собой, и мы получили то, что мы сейчас имеем- Вселенную. Вот только нашими органами чувств и приборами мы видим только лишь небольшую ее часть, но почему то, ничтоже сумняшесь, распространяем учение дедушки Э. на порядки и устройство всей Вселенной. А это не так должно быть. Теория Всего отводит нашей физике и ОТО лишь небольшую часть. Мы занимаем лишь небольшую нишу в устройстве мироздания.
      А Большой Взрыв конечно был! Иначе как бы мы появились? Д. Копперфильда тогда ведь еще не было, а чудеса бывают только в сказках.! В любом случае это возникло не из ничего и не случайно, а по гениально продуманному плану и в соответствии с не менее гениальной программой. Отрицать это, значит уподобляться страусу, который, не желая мириться с окружающей действительностью, прячет голову в песок.
      • sharpshooter > max | 03.04.2008 | 20:09 Ответить
        Я не профи, но согласен со всем. Добавлю немного своего, замечу ненаучного, а обывательского понимания данного вопроса. Он почему то не рассматривается учеными мужами. Как нам говорят, если сложить все ядерное оружие в одном месте и взорвать, то получим апокалипсис. Не будет земли. Я к чему: может в поисках отправной точки (точки отсчета Вселенной)мы простого не понимаем, что Большой взрыв является только переходом материи из одного состояния в другое. Попросту была одна Вселенная, которая развилась до определенного критического состояния и перешла посредством взрыва в то состояние, которому мы и являемся свидетелями. Пройдет время (в нашем сегодняшнем понимании - вечность!) и процесс повторится, но не обязательно в обратную сторону, так как построение Вселенной производилось случайным порядком. И так до бесконечности, по библейскому Закону: в одну реку два раза не войдешь. Просто, если бы мы сооотносились сами по себе с такими промежутками времени, мы бы конечно поняли, что происходит. Но тогда мы бы были не людьми, а кем то еще, более развитыми - "существами" с такими вопросами, в которых проблема Большого взрыва - детство.
    • rod1gin > socratus-0 | 11.01.2009 | 14:13 Ответить
      Да, вакуум возник в результате Большого взрыва.
      • woditel > rod1gin | 26.03.2011 | 22:32 Ответить
        или результат уплотнения направленого движения к центру
  • nonamerz  | 30.01.2010 | 05:05 Ответить
    "миллионная доля секунды после взрыва"... А что время уже существовало? то есть ничего нет, всё только начинает появляться, а время уже пошло! так получается? Нет пространства, энергии, материй, а время идёт себе, как шло=) Оно же должно было тоже откуда-то взяться?
    По-моему даже такое неясное для воображения объяснение, как "была одна единственная сила" не отражает полную абстракцию событий в тот момент! так ещё и учитывая, что термин "момент" нельзя применить!
    • kevton > nonamerz | 14.11.2010 | 05:54 Ответить
      Миллионая доля секунды и образовалоссь то то и даже уже сильно остыло-так это верно,если ещё добавить,что чем сильнее гравитация(а она была даже по прошествии миилионной доли секунд ещё огромна),тем дольше тянется время!Из этого понимаю,что такая формулировка абсолютно не верна и мы не можем сказать по нашим понятиям земным,что тогда произошло рождение за доли секунд и что температура понижалась также-всё было также,просто не надо забывать про теорию относительности!!!
      • Boda > kevton | 18.07.2011 | 19:03 Ответить
        Увы, она тут не при чём. Хотя напряжённости полей были чудовищными, но из-за того, что материя была равномерно наполнена пространством, результирующая сила была близка к нулю. Так же в центре Земли, например, невесомость, так как тела там одинаково притягиваются Землёй со всех сторон. А в невесомости этих эффектов ОТО нет, насколько мне известно.
  • woditel  | 26.03.2011 | 21:17 Ответить
    извините само пришло в голову до этого нечего нечитал и не слышал: ну вот про корки это правельно они существуют в пространстве космоса корки имеют свойства свободно перемещятся в космосе если они находятся на неком растоянии находятся в хаотичном движении свободно перемещяются а если некое растояние уменьшелось то происходит процесс сжатия и направленое движение и появляются тяжелые тела и вот со временем образовалось твердое тело которое наращевало массу и размеры масса окружалась цастицами свободного движения и вот когда размеры свободных частиц "хаоса"дстигли значительного "перевеса" перед твердой частью "порядком" они в результате свободного движения или заставели тело вращатся и вразультате порвали его или порвали это тело в результате свободного движения в противоположные стороны взрыва из нутри тела небыло толо порвали с наруже раскидав части по миру космоса. так вот имея твердое тело и некое пространство вокруг свободные частицы могли образовывать нечто живое с нервными окончаниями еще тогда.Дастигая времени "разложения" свободных частиц станет огромное множества ускорится распад по моей теории разрыва частицы достигнут великое множества начнут образования центра тела которое потом разорвут путем скопления вокруг тела. итак вечно. это как шарики в воздухе отрываются друг от друга так и тело во вселеной разплывается на части "свободное плавоние" значит существует как минимум две точки одна "распространения" другая "сбора".
    • vlad520 > woditel | 15.12.2011 | 16:07 Ответить
      харашо напесал
      • sharpasha > vlad520 | 30.01.2012 | 23:03 Ответить
        Кто вам всем внушил что вселенная не могла появиться из ничего?Вы что думаете что если стул в вашей комнате не мог появиться из ничего значит и вселенная не могла?)))Еще как могла.на субатомном уровне происходят вещи неукладывающиеся в наше привычное понимание причинно-следственных связей.Частицы там появляются из ниоткуда существуют сколько-то потом вдруг исчезают потом снова появляются.Мы считаем что все появилось из чего-то ранее!! существовавшего.Дело в том что пространство-время появилось после большого взрыва.До него просто не было времени.не существовало.поэтому ни причин,ни чего бы то ни было для появления вселенной нет.Большинство тут вообще не понимают что такое даже время..читайте,думайте,вникайте
        • eveman > sharpasha | 08.05.2012 | 02:28 Ответить
          Хм, ну ведь в статичной системе ничего появится не может? Поэтому необходимо движение? Нечто создало движение. Нужно какое-то взаимодействие... Возможно ли оно из ничего, сложный вопрос)
          • lonik > eveman | 09.07.2012 | 22:01 Ответить
            Ответ на поверхности.как заметил один из читателей "В любом случае это возникло не из ничего и не случайно, а по гениально продуманному плану и в соответствии с не менее гениальной программой. Отрицать это, значит уподобляться страусу, который, не желая мириться с окружающей действительностью, прячет голову в песок."Не бывает "плана","программы" без автора.И этот Автор всегда присутствовал в истории Вселенной человечества и каждого человека будучи как вне так и внутри пространственно-временного континуума.И мы живем во времена когда это доказано научно.
            • Silnoy > lonik | 16.07.2015 | 16:33 Ответить
  • prosvod  | 12.09.2013 | 19:09 Ответить
    Моя идея в том, что вселенная ,которая состоит ,фактически ,из электромагнитных волн, возникла как гигантское возмущение некой среды, в которой эти э-м волны и распространяются. По аналогии с воздушным вихрем в среде газа. Из электромагнитных вихрей все, доступное нашему восприятию , и состоит.
    • Silnoy > prosvod | 16.07.2015 | 16:17 Ответить
      вы правы, только еще она управлялась управляемым динамическим хаосом электроволн.
  • Vinni79  | 31.01.2014 | 13:01 Ответить
    Если я правильно помню, существует теория, согласно которой частица представляет собой локальный случай волны. Если полагать волну величиной постоянной, то частица, которую регистрируют приборы, формально может возникнуть как бы из ничего, образуя вокруг себя пустое пространство, и так же исчезнуть в никуда. Если частица успевает за этот промежуток вступить во взаимодействие с уже существующими – появляется более устойчивая структура, способная просуществовать дольше. И в принципе можно представить себе всю нашу видимую Вселенную как частный случай общего пространства.
    Время в этом случае является параметром каждой появившейся на свет частицы или структуры, и не является универсальной характеристикой.