Введение
Взгляд в прошлое
Биографии

Новости: науки о жизни

25.05.2011
Эффективная азотфиксация появилась после становления кислородной атмосферы на планете

19.01.2009
Открыт механизм самоорганизации нанокристаллов карбонатов и силикатов в биоморфные структуры

12.01.2009
Тайна происхождения жизни скоро будет разгадана?

20.10.2008
Получены новые результаты старого эксперимента Стэнли Миллера

29.06.2007
Чтобы хищных рыб в озере стало больше, надо выловить часть их добычи

21.02.2007
У архей обнаружен необычный способ фиксации углерода

Главная / Энциклопедия / Науки о жизни / Зависимость количества видов от площади экосистемы версия для печати

Зависимость количества видов от площади экосистемы

Количество видов, которое может поддерживать данная экосистема, тем выше, чем больше площадь этой экосистемы.

? Зависимость количества видов от площади экосистемы
около 1900 Территориальность у животных
1926 Отношения хищник—жертва
1934 Принцип конкурентного исключения
1966 Теория оптимального фуражирования
1970-е Дифференциальное использование ресурсов
1976 Теорема о маргинальных значениях

Возникает закономерный вопрос: действительно ли небольшие экосистемы могут поддерживать существование меньшего числа видов, чем более крупные? С одной стороны, можно ожидать, что чем больше площадь, тем больше на ней различных экологических ниш, пригодных для использования. С другой стороны, непонятно, почему, например, сократив площадь луга вдвое, можно сократить биологическое разнообразие на нем. Ясно, что общее количество организмов уменьшится, но почему при этом должно измениться количество обнаруживаемых видов?

Ответ на этот вопрос был получен экспериментально. Экологи провели множество исследований. В одном из них на небольшом острове у побережья Флориды площадь, пригодную для использования, даже изменяли с помощью бензопилы! Данные изучения материковых и островных экосистем приводят к одинаковому заключению. Если А — площадь экосистемы, а S — количество видов, то зависимость между ними описывается формулой:

S = KAn

где n — число от 0,1 до 0,3, а К — константа, представляющая собой количество видов на единицу площади экосистемы. Это выражение называется уравнением зависимости количества видов от площади экосистемы.

Однако надо иметь в виду, что, хотя количество видов, безусловно, зависит от площади экосистемы, эта зависимость не прямая. Так, даже при n = 0,3 увеличение площади экосистемы вдвое сопровождается увеличением количества видов всего на 23%.

Тем не менее эта закономерность имеет важные следствия для природоохранных действий, направленных на сохранение биологического разнообразия. В частности, мы должны понимать, что, сокращая площадь экосистемы, мы получаем не уменьшенную копию оригинала, а новую экосистему с ощутимо меньшим количеством видов. Другими словами, десять небольших клочков дикой природы могут поддерживать существование лишь половины видов, которые можно было бы обнаружить на едином участке земли с площадью, равной суммарной площади этих клочков.

И наоборот, увеличение размеров данной экосистемы не повлечет за собой пропорционального увеличения биоразнообразия, поэтому часто целесообразнее направить средства не на расширение существующих экосистем, а на создание заповедников в совершенно новых экосистемах.