Мутуализм

Многие виды растений и животных оказывают друг другу существенные услуги.

Принято считать, что растения и животные развиваются как различные, самостоятельные и независимые виды, и обычно это так и бывает. Но есть немало примеров того, как отдельные виды развиваются вместе: они либо зависят друг от друга (каждый вид получает от этого сосуществования определенную выгоду или даже не может без него выжить), либо один вид необходим остальным видам. Такое развитие по принципу коэволюции предусмотрено теорией эволюции.

Иногда этот мутуализм (взаимовыгодные отношения между разными видами) проявляется как принцип поведения. Например, рыба-клоун живет вблизи актиний. В случае угрозы рыба находит убежище в щупальцах актиний. При этом рыбы-клоуны отгоняют других рыб, которые любят полакомиться актиниями. Таким образом, оба организма получают взаимную выгоду от этого соседства. Разновидность такого вида мутуализма — когда один вид кормит другой: например, человек выращивает сельскохозяйственные растения и рогатый скот; муравьи выращивают грибы.

Самая тесная форма мутуализма — когда один организм живет внутри другого. Поразительным примером этого служит система органов пищеварения коров и других жвачных животных. Коровы, как и человек, не способны переварить целлюлозу — вещество, которое в большом количестве содержится в растениях. Но у жвачных животных есть особый орган — рубец. Он представляет собой полость, в которой живет множество микробов. Растительная пища, после того как животное ее прожевало, попадает в рубец, и там эти микробы разрушают целлюлозу. (Животное может отрыгнуть и вновь прожевать частично расщепленную пищу — именно этим и занимаются коровы, когда пережевывают свою жвачку.) Рубец коровы — это замкнутая микроэкосистема, образованная множеством различных микроорганизмов, задача которых состоит в переваривании целлюлозы для своего хозяина. Аналогично корневая система высших растений образована переплетением корневой ткани и грибных нитей, так что грибы снабжают растение минеральными веществами.

Мутуализм играет важную роль также в круговороте азота в природе. В атмосфере азот находится в основном в свободной форме — в виде молекул N2. Растения могут усваивать азот только в связанном виде (в виде атомов). Связывание азота происходит под воздействием некоторых видов бактерий, которые находятся с растениями в отношениях мутуализма. Наглядный пример этого симбиоза — клубеньки на корнях бобовых. При традиционном методе земледелия на поле вначале выращивают бобовые культуры, а потом запахивают их в землю, благодаря чему почва обогащается связанным азотом. Это способствует хорошему росту последующих посевов.

• Plumbax  | 09.11.2005 | 05:20 Ответить
    Так вот откуда это слово!
    Я-то гадал, почему в повести Гарри Гаррисона "Стальная Крыса идёт в армию" описываемый утопический строй называется "индивидуальный мютюэлизм". Теперь понятно. Это он из биологии заимствовал. Ну остряк, Марк Четвёртый...
  • alnomy  | 17.01.2006 | 17:58 Ответить
    С коровой понятно, а человек с его микрофлорой кишечника - разве не такой же по яркости пример?

Т.е. встречаешь ты существо человеческого, допустим, вида, а это, оказывается, и не существо вовсе, а группа симбионтов! :)
    • salyw@ukr.net > alnomy | 17.01.2010 | 18:50 Ответить
      Если Вы тупой решайте сами!Вам виложено всьо как малишу,а ви задаёте такие вопросы
  • kak  | 18.01.2007 | 11:06 Ответить
    "Земле ей все едино аппатиты и навоз "(Из песни)
    Это мы в силу недоразвитого рецептивного поля поделили Мир на объекты: одни облагородили, другим дали имя паразит и т.д. А Мир един и требует к себе, в силу своей целостности соответствующего подхода, то есть процессного, операционного, динамического и поэтому его (Мир) необходимо рассматривать как поток процессов (перехода из одного состояния в другое) или как траектории событий.
  • Артем  | 04.10.2009 | 21:33 Ответить