Эволюция звезд

Жизненный цикл звезд зависит от их массы: звезды с низкой массой в конечном итоге превращаются в белых карликов, в то время как жизнь звезд с большой массой заканчивается взрывом сверхновых.

Хотя по человеческой шкале времени звезды и кажутся вечными, они, подобно всему сущему в природе, рождаются, живут и умирают. Согласно общепринятой гипотезе газопылевого облака звезда зарождается в результате гравитационного сжатия межзвездного газопылевого облака. По мере уплотнения такого облака сначала образуется протозвезда, температура в ее центре неуклонно растет, пока не достигает предела, необходимого для того, чтобы скорость теплового движения частиц превысила порог, после которого протоны способны преодолеть макроскопические силы взаимного электростатического отталкивания (см. Закон Кулона) и вступить в реакцию термоядерного синтеза (см. Ядерный распад и синтез).

В результате многоступенчатой реакции термоядерного синтеза из четырех протонов в конечном итоге образуется ядро гелия (2 протона + 2 нейтрона) и выделяется целый фонтан разнообразных элементарных частиц. В конечном состоянии суммарная масса образовавшихся частиц меньше массы четырех исходных протонов, а значит, в процессе реакции выделяется свободная энергия (см. Теория относительности). Из-за этого внутренне ядро новорожденной звезды быстро разогревается до сверхвысоких температур, и его избыточная энергия начинает выплескиваться по направлению к ее менее горячей поверхности — и наружу. Одновременно давление в центре звезды начинает расти (см. Уравнение состояния идеального газа). Таким образом, «сжигая» водород в процессе термоядерной реакции, звезда не дает силам гравитационного притяжения сжать себя до сверхплотного состояния, противопоставляя гравитационному коллапсу непрерывно возобновляемое внутреннее термическое давление, в результате чего возникает устойчивое энергетическое равновесие. О звездах на стадии активного сжигания водорода говорят, что они находятся на «основной фазе» своего жизненного цикла или эволюции (см. Диаграмма Герцшпрунга—Рассела). Превращение одних химических элементов в другие внутри звезды называют ядерным синтезом или нуклеосинтезом.

В частности, Солнце находится на активной стадии сжигания водорода в процессе активного нуклеосинтеза уже около 5 миллиардов лет, и запасов водорода в ядре для его продолжения нашему светилу должно хватить еще на 5,5 миллиарда лет. Чем массивнее звезда, тем большим запасом водородного топлива она располагает, но для противодействия силам гравитационного коллапса ей приходится сжигать водород с интенсивностью, превосходящей по темпу роста темп роста запасов водорода по мере увеличения массы звезды. Таким образом, чем массивнее звезда, тем короче время ее жизни, определяемое исчерпанием запасов водорода, и самые крупные звезды в буквальном смысле сгорают за «какие-то» десятки миллионов лет. Самые мелкие звезды, с другой стороны, «безбедно» живут сотни миллиардов лет. Так что по этой шкале наше Солнце относится к «крепким середнякам».

Рано или поздно, однако, любая звезда израсходует весь пригодный для сжигания в своей термоядерной топке водород. Что дальше? Это также зависит от массы звезды. Солнце (и все звезды, не превышающие его по массе более чем в восемь раз) заканчиваю свою жизнь весьма банальным образом. По мере истощения запасов водорода в недрах звезды силы гравитационного сжатия, терпеливо ожидавшие этого часа с самого момента зарождения светила, начинают одерживать верх — и под их воздействием звезда начинает сжиматься и уплотняться. Этот процесс приводит к двоякому эффекту: Температура в слоях непосредственно вокруг ядра звезды повышается до уровня, при котором содержащийся там водород вступает, наконец, в реакцию термоядерного синтеза с образованием гелия. В то же время температура в самом ядре, состоящем теперь практически из одного гелия, повышается настолько, что уже сам гелий — своего рода «пепел» затухающей первичной реакции нуклеосинтеза — вступает в новую реакцию термоядерного синтеза: из трех ядер гелия образуется одно ядро углерода. Этот процесс вторичной реакции термоядерного синтеза, топливом для которого служат продукты первичной реакции, — один из ключевых моментов жизненного цикла звезд.

При вторичном сгорании гелия в ядре звезды выделяется так много энергии, что звезда начинает буквально раздуваться. В частности, оболочка Солнца на этой стадии жизни расширится за пределы орбиты Венеры. При этом совокупная энергия излучения звезды остается примерно на том же уровне, что и в течение основной фазы ее жизни, но, поскольку излучается эта энергия теперь через значительно бо_льшую площадь поверхности, внешний слой звезды остывает до красной части спектра. Звезда превращается в красный гигант.

Для звезд класса Солнца после истощения топлива, питающего вторичную реакцию нуклеосинтеза, снова наступает стадия гравитационного коллапса — на этот раз окончательного. Температура внутри ядра больше не способна подняться до уровня, необходимого для начала термоядерной реакции следующего уровня. Поэтому звезда сжимается до тех пор, пока силы гравитационного притяжения не будут уравновешены следующим силовым барьером. В его роли выступает давление вырожденного электронного газа (см. Предел Чандрасекара). Электроны, до этой стадии игравшие роль безработных статистов в эволюции звезды, не участвуя в реакциях ядерного синтеза и свободно перемещаясь между ядрами, находящимися в процессе синтеза, на определенной стадии сжатия оказываются лишенными «жизненного пространства» и начинают «сопротивляться» дальнейшему гравитационному сжатию звезды. Состояние звезды стабилизируется, и она превращается в вырожденного белого карлика, который будет излучать в пространство остаточное тепло, пока не остынет окончательно.

Звезды более массивные, нежели Солнце, ждет куда более зрелищный конец. После сгорания гелия их масса при сжатии оказывается достаточной для разогрева ядра и оболочки до температур, необходимых для запуска следующих реакций нуклеосинтеза — углерода, затем кремния, магния — и так далее, по мере роста ядерных масс. При этом при начале каждой новой реакции в ядре звезды предыдущая продолжается в ее оболочке. На самом деле, все химические элементы вплоть до железа, из которых состоит Вселенная, образовались именно в результате нуклеосинтеза в недрах умирающих звезд этого типа. Но железо — это предел; оно не может служить топливом для реакций ядерного синтеза или распада ни при каких температурах и давлениях, поскольку как для его распада, так и для добавления к нему дополнительных нуклонов необходим приток внешней энергии. В результате массивная звезда постепенно накапливает внутри себя железное ядро, не способное послужить топливом ни для каких дальнейших ядерных реакций.

Как только температура и давление внутри ядра достигают определенного уровня, электроны начинают вступать во взаимодействие с протонами ядер железа, в результате чего образуются нейтроны. И за очень короткий отрезок времени — некоторые теоретики полагают, что на это уходят считанные секунды, — свободные на протяжении всей предыдущей эволюции звезды электроны буквально растворяются в протонах ядер железа, всё вещество ядра звезды превращается в сплошной сгусток нейтронов и начинает стремительно сжиматься в гравитационном коллапсе, поскольку противодействовавшее ему давление вырожденного электронного газа падает до нуля. Внешняя оболочка звезды, из под которой оказывается выбита всякая опора, обрушивается к центру. Энергия столкновения обрушившейся внешней оболочки с нейтронным ядром столь высока, что она с огромной скоростью отскакивает и разлетается во все стороны от ядра — и звезда буквально взрывается в ослепительной вспышке сверхновой звезды. За считанные секунды при вспышке сверхновой может выделиться в пространство больше энергии, чем выделяют за это же время все звезды галактики вместе взятые.

После вспышки сверхновой и разлета оболочки у звезд массой порядка 10-30 солнечных масс продолжающийся гравитационный коллапс приводит к образованию нейтронной звезды, вещество которой сжимается до тех пор, пока не начинает давать о себе знать давление вырожденных нейтронов — иными словами, теперь уже нейтроны (подобно тому, как ранее это делали электроны) начинают противиться дальнейшему сжатию, требуя себе жизненного пространства. Это обычно происходит по достижении звездой размеров около 15 км в диаметре. В результате образуется быстро вращающаяся нейтронная звезда, испускающая электромагнитные импульсы с частотой ее вращения; такие звезды называются пульсарами. Наконец, если масса ядра звезды превышает 30 солнечных масс, ничто не в силах остановить ее дальнейший гравитационный коллапс, и в результате вспышки сверхновой образуется черная дыра.

Парадокс Ольберса
Гипотеза газопылевого облака
Квантовый туннельный эффект

• ALF  | 21.10.2006 | 23:14 Ответить
    Весьма фундаментально... Вакуум и гравитация. Гравитация есть и будет всегда. Вот только в средах ее проявление будет разным. Не будь гравитации, вряд ли была бы возможна Солнечная Система. Как же тогда объясниить существование Солнечной Системы, Галактики, или простого падения метеорита на поверхность Юпитера в 1994 году если не гравитацией?
    Парадокс...
  • Butaforia  | 20.03.2007 | 12:15 Ответить
    В этой статье не освещен эволюционный путь звезд промежуточных масс (~0.8-8Msun) -- стадия асимптотической ветви гигантов, планетарных туманностей.
  • Vlad  | 12.10.2007 | 02:13 Ответить
    Если в звёздах образуются все химические элементы вплоть до железа, а дальше железа ядерные реакции идти не могут, т.е. в звёздах не могут образоваться элементы с порядковым номером больше 26, то откуда же тогда во Вселенной (в частности, на Земле) взялись такие хорошо известные элементы, как медь, бром, серебро, йод, золото, ртуть, свинец, и все остальные, у которых порядковый номер намного больше 26 (уж не говоря о радиоактивных уране, радии и прочих)?
    • PavelS > Vlad | 31.05.2008 | 01:02 Ответить
      Образовались при вспышках сверхновых, используя реакции с поглощением энергии (т.е. переводом потенциальной энергии в ядерную).
  • freihor  | 02.01.2008 | 09:48 Ответить
    "...Самые мелкие звезды, с другой стороны, 'безбедно' живут сотни миллиардов лет. Так что по этой шкале наше Солнце относится к 'крепким середнякам'".... нет ли тут ошибки? Вселенная существует около 15 млрд. лет
  • nikqz  | 10.01.2008 | 13:05 Ответить
    Здесь видимо имеется ввиду что прошло да всего ~15-20 млрд лет и у этих малых звезд впереди еще долгое будушее, пройдет еще 100, а они будут продолжать потихоньку кочегарить свою топку, в тоже время звезды имеют свой предел, Юпитер это одна из тех планет у нас, которая имея бы массу в несколько раз большую чем есть, могла стать той самой малой звездой с тем минимальным пределом для звезды. Так что не думаю что срок жизни самой маленькой звезды может перевалить за 100-200млрд лет.
  • Прокл  | 19.04.2008 | 21:49 Ответить
    ОТВЕТ НА 12.10.2007 02:13 | Vlad

Образование ядер сложнее железа сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, в этих реакциях не выделяется энергия, которая могла бы сделать их самоподдерживающимися; напротив, они потребляют энергию. Во-вторых, в этих ядрах уже так много протонов, что им трудно сблизиться, не разрушив друг друга. Поэтому синтез элементов от меди до урана возможен только путем добавления нейтронов (и энергии) к железу.
    Захватив от одного до трех нейтронов, ядра становятся нестабильными и распадаются, превращая один или больше нейтронов в протоны и образуя таким образом элементы тяжелее железа. Детали этого сложного процесса были описаны в середине 1950-х годов А.Камероном в Канаде, а также М. и Дж.Бербидж, У.Фаулером и Ф.Хойлом, работавшими в США. Поскольку все образующиеся в этом процессе элементы редки, через него проходит немного вещества.
    Какие именно элементы и изотопы рождаются, зависит от того, каков поток нейтронов и как долго он действует на вещество. Сверхновые выбрасывают гигантский поток нейтронов за короткое время, поэтому образуются стабильные изотопы элементов с избытком нейтронов. Поскольку захват нейтронов происходит быстро, этот процесс синтеза элементов называют r-процессом (от англ. rapid – быстро).
    Большинство прочих изотопов может образоваться при медленном захвате нейтронов. В этих реакциях, известных как s-процесс (от англ. slow – медленно) требуется захватить несколько нейтронов за годы, а не за секунды. Подходящие условия для s-процесса появляются на поздних стадиях жизни звезд, когда водород с гелием в них выгорают и они становятся белыми карликами. Нейтроны, вылетающие, например, из ядер 13С, достаточно энергичны, чтобы внедриться в ядра железа или более массивные ядра. Есть прямые тому свидетельства: некоторые постаревшие звезды непосредственно перед сбросом планетарной туманности имеют на поверхности много бария и других характерных для s-процесса элементов. Иногда наблюдается технеций, а поскольку у него нет стабильных изотопов и он распадается менее чем за миллион лет, то ясно, что он был «изготовлен» в самой звезде.
    Некоторые очень редкие изотопы не создаются ни одним из этих процессов, однако их можно получить, добавляя протоны, отнимая нейтроны или превращая нейтроны в протоны в продуктах r- и s-процессов. Все это называют p-процессом (от proton); его могут вызывать космические лучи, ударные волны и нейтрино от сверхновых.
  • fenina  | 09.07.2008 | 00:42 Ответить
    Уважаемые господа! Хочу Вам сообщить,что в ядрах звезд выгорает примерно 20% водорода. На этом процесс ядерного синтеза прекращается в силу отсутствия условий для него. В звездной атмосфере добавляется приблизительно 7% гелия. Никаких других химических элементов в звездном объекте не образуется. Вся остальная "таблица Менделеева" образуется в планетах. История об "углеродных" звездах и даже "металлических" - это результат очень плохой подготовки наших астрофизиков именно как физиков ( они в основном выпускники мех.матов) и абсолютно неправильной интерпретации обработки звездных спектров.Более подробная информация, требующая для понимания сути проблемы определенной астрофизической подготовки, есть на моем сайте www.fenina. com.ua в разделе "Физические аспекты пульсационной природы переменных звезд".
  • LifeRisker  | 05.10.2008 | 18:00 Ответить
    ВОПРОС
    Чтоб образовались тяжелые частицы (материалы), требуется очень высокая температура, которая может образовываться только при сгорании сверхмассивных звёзд (планет). Возникает вопрос, как наша столь маленькая планета, при своих малых размерах смогла образовать столь тяжелые частицы как углерод, кремний, магний, железо, и другие тяжелые материалы? или причиной их возникновения стали космические лучи и разные ветры подобные солнечному, проникшие на планету
    • kovalenko-vn2 > LifeRisker | 30.08.2010 | 20:43 Ответить
      Ответ на вопрос есть:планета Земля не что иное как осколок сверхновой
      звезды.В сверхновых звёздах на последней стадии образуются образуются
      элементы, термоядерный синтез которых,происходит с поглощением энергии,
      происходит это за счёт энергии горения предыдущих элементов.
      Ещё сразу скажу:формула Ньютона для расчёта гравитационных сил неверна,там много неучтённого и есть просто ошибки.
      • SoKoBaN > kovalenko-vn2 | 13.09.2011 | 13:59 Ответить
        Лавры Эйнштейна не дают покоя? :)
        • piven > SoKoBaN | 21.12.2015 | 23:57 Ответить
          Планеты движутся по наклонной внутри поля солнечной системы-звезды, перелетая то в северное, то в южное её полушария, а это разные энергетические потки: холодных к ядру звезды - Солнцу, а тёплые - от ядра - Солнца. И такой же механизм обращения солнечной системы - звезды вокруг общего центра масс системы ближайших звёзд, где плоскость орбиты звезды наклонена к орбите движения данного центра масс звёзд вокруг цента масс этой системы и Сириуса с периодом около 1,8 миллионов лет. 21.12.2015г. Пмвень Григорий.
  • piven  | 22.12.2015 | 09:50 Ответить
    Двойная звезда Хадар внутри орбиты солнечной системы- Солнца.
    Андрей Макронович 06.10.2015г опублиеовал сообщение «Хадар: двойная звезда, которая может вскоре стать сверхновой», где он пишет:
    «Ожидается, что обе звезды Хадар однажды вспыхнут как сверхновые, но до сих пор учёные не смогли точно определить размеры этих звёзд. Один из возможных вариантов их будущей судьбы – превратиться в крупных белых карликов, после того как ими будет сожжено всё их «звёздное горючее»».
    Звёзды не сжигают топливо, накопленное в прошлом при отмирании растений, а они переизлучают энергию от движения космических кораблей (галактик, звёзд), которая переталкивается волнами механизмом домино. Импульсы сталкивают атомы плазмы звезды с их нулевых, уравновешенных орбит, что подобно колебаниям струн, которые принимают (прилив энергии) и возвращают, переталкивают (отлив) чужую энергию, дробя её на сдвиги соседних атомов своей полусферой. Работая в переталкивании чужих толчков-импульсов, атомы сами срабатываются, т.е. гравитационно (в условиях неравенсв давлений по вертикали-радиусу: с широкой, инфракрасной, стороны давление больше, чем с узкой, ультракороткой) сталкиваются к центру кривизны своих орбит, уменьшаясь в объёме занимаемого пространства, увеличивая плотность, удельный вес полей разных размеров. В этих условиях работает закон перехода накапливаемого количества в новое качество – фракталы - сохранение подобия в количественном уменьшении точки пространства.
    6.10.2015г. Григорий Пивень.
  • piven  | 25.12.2015 | 01:09 Ответить
    Солнце – роза космических ветров, волн от движений объектов (галактик, звёзд), окружающих солнечную систему (малая вселенная – ячейка с радиусом 10^22 км. В пространстве этой части большой Вселенной движутся 10^20 звёзд, которые своими объёмами – космическими кораблями расталкивают, как космическими мехлопатами, атомы межгалактической, межзвёздной среды, которые, в свою очередь, направленно сталкивают своих соседей. И этим механизмом домино первичные импульсы-сдвиги геометрически размножаются: увеличиваются по объёму, но дробятся по величине импульсов. Такие нескончаемые потоки достигаю солнечной системы, поле которой тормозит и преломляет эти потоки волн, переталкивающие импульсы вдоль вертикалей – радиусов к ядру звезды – Солнцу. Так волны тяжести Вселенной возбуждают атомы плазмы Солнца, что является первичным источником энергии, приходящей от внешних генераторов – движущихся двигателей (галактик, звёзд). Термоядерные процессы в плазме Солнца – это вторичное переизлучение, как и теплота из недр Земли выдавливается тяжестью Вселенной, холодом, сжимающим объём тела.
    25.12.2015г. Пивень Григорий.
    • piven > piven | 27.12.2015 | 23:10 Ответить
      Как жаль, что такой хороший сайт-"200 законов мироздания" угас: нет посетителей. Виновником такой реальности является Президент РАН, который никак не может понять необходимость создания комиссии по приёму, рассмотрению и оценки новых научных идей. Отсутствие такой судейской комиссии бъёт по интересам энтузиастов науки, которые не получают ни морального, ни материального поощрения за свою общественно полезную работу. Это сравнимо с интересами спортсменов, которые гоняют футбол на поле, где нет судьи, т.е. игра в таких условиях превращается в тренировки, но не в соревнования с поощрением за победы.
      27.12.2015г. Пивень Григорий.
      • piven > piven | 08.01.2016 | 21:28 Ответить
        Люди с Венеры оставили на Луне свои постройки.
        «Французские исследователи, которые активно занимаются поиском неопознанных летающих объектов, сообщили об обнаружении на Луне около тридцати различных построек. По их словам, эти сооружения могут принадлежать представителям инопланетных цивилизаций, которые живут, или когда то жили на поверхности естественного спутника Земли. Все открытия специалистами были сделаны благодаря анализу снимков, которые предоставляет сервис Google Moon, передает портал Ufosightingsdaily (смотрите видео ниже).
        В основном большинство сооружений обнаружены в трёх областях, кторые находятся близко друг к другу. В общей сложности можно насчитать от трех до пяти десятков странных объектов, напоминающих искусственные сооружения. Автор открытия разместил в Сети специально снятое видео, в котором на французском языке рассказывается о деталях исследования.
        Следует отметить, что ранее с помощью сервиса Google Moon уже можно было находить похожие объекты. Так, еще в начале 2014 года известным уфологом Скоттом Уорингом было обнаружено загадочное сооружение треугольной формы неподалеку от кратера Валентины Терешковой и кратера Ламберт (координаты 22°42'48.71''N 142°35'12.58''E).
        Михаил Стасов, спасибо Вам за интересную информацию о сооружениях на Луне, которые могли возникнуть с помощью разумных существ.
        Луна- это 2-я планета в системе Земля-Луна.
        556 миллионов лет назад в солнечной системе начался последний отлив- расширение.
        Предыдущие расширения начинались -2115 миллионов лет, -3674миллионов лет, -5233миллиона лет назад, что сопровождалось удалением Луны от общей точки равновесия масс 2-х планет, которая в наше время находится внутри Земли на глубине Центр равновесия внутри тела Земли на глубине (6371км-5003км)=1368км от её поверхности. Следовательно, в гравитационной фазе, в фазе прилива, Луна была ближе к Земле.
        Но оставить следы своего пребывания на Луне могли люди с Венеры, которые жили там тогда, когда она находилась на уровне современной орбиты Земли.
        1,5миллиарда лет назад, когда условия для жизни на планете стали невозможными, люди совершили подвиг – они перенесли гены разных видов растений и животных на Землю, понимая, что на этой планете жизнь в солнечной системе продолжится. За эту гипотезу мне заблокировали доступ на астрономический форум навечно. Это такая форма сожжения на костре 21-го века: учителя глумятся над учёными сполна, пользуясь дремотой Владимира Фортова- президента РАН и Дмитрия Ливанова-министра образования (и якобы науки, как привеска к образованию). 8.1.2016г. Пивень Григорий –автор свыше 1000 научных гипотез в математике, физике, астрономии, опубликованных на форуме РАН, где их некому рассмотреть и оценить.
        • piven > piven | 13.01.2016 | 21:42 Ответить
          Планеты имеют разный гравитационный возраст.
          «ГЕОЛОГИ НАШЛИ КАМЕНЬ, ВОЗРАСТ КОТОРОГО БОЛЬШЕ ВОЗРАСТА ЗЕМЛИ

В Австралии геологи обнаружили очень древний метеорит, который упал на Землю в прошлом ноябре. Камень, возраст которого, по предварительным меркам, оценивается в 4,5 миллиарда лет, фактически спасли за несколько мгновений до начала проливных дождей, которые определенно бы скрыли его от человеческих глаз навечно. Падение метеорита, которое произошло 27 ноября 2015 года, могли наблюдать местные жители австралийского Уильями Крика, а также других ближайших регионов»- сайт Мир тесен.
          Этот факт подтвердил гипотезу Пивень Григория от 1957года «Новая физическая картина мира», в которой планеты предстали в разных возрастах: чем глубже в пространстве, или ближе к ядру Солнца, тем дольше планета теряла потенциал первичной энергии, а потому она старше верхних, с большим потенциалом высоты-радиуса орбиты, которым ещё надо прожить, чтобы гравитационно ослбеть в отталкивании и опуститься на относительно нижние уровни орбит.
          13.1.2016г. Пивень Григорий – автор свыше 1000 научных гипотез в математике, физике, астрономии, опубликованных на форуме РАН, где их некому даже рассмотреть и оценить.
          • piven > piven | 14.01.2016 | 21:20 Ответить
            piven сказал(а): ↑
            Обращаются не планеты, а их орбитные сферы, в которые вморожены планеты.
            [QUOTE="Лавзарий, post: 417518, member: 13503"]Боже мой, какое невежество!.. Вакуум у него вращается...[/QUOTE]
            Вода в реке своим течением несёт всё объемное, которое не тонет на дно. Планета, имея массу- ускорение к своему ядру, не имеет веса- ускорения от ядра, а точнее- вес уравновешен до равенства с силами тяжести до состояния равенства=равновесия, а потому она находится во взвешенном состоянии и не падает на Солнце. Поле орбиты Земли как бублик, в дырке которого находятся нижние планеты, заполняя плазму Солнца, в ядре которого разреженная плазма.
            Бублик-электромагнитное поле- это подобие космической реки, водой в которой течёт плазма, которая огибает объём планеты и несёт её то по нисходящей спирали во время отлива, который длится с 22 июня до 22 декабря, приближаясь к Солнцу, то по восходящей спирали во время прилива с 22 декабря до 22 июня в годовом периоде. Одновременно поле Земли обращается внутри поля солнечной системы с периодом 25781г и другими периодами приливов и отливов энергии.
            14.1.2016г. Пивень Григорий – автор свыше 1000 научных гипотез в математике, физике, астрономии, опубликованных на форуме РАН, но и здесь их некому даже рассмотреть и оценить, ибо президент РАН упрямо не создаёт комиссию экспертов для использования научного потенциала энтузиастов- разведчиков природы в интересах науки и во славу России.
  • novomm  | 16.07.2016 | 12:13 Ответить
    "Планеты из 2-го астероидного пояса (Пивень Григория).
    13/7.2016года на сайте Миртесен опубликовано сообщение об открытии самой далёкой планеты в солнечной системе. Её удаление от Солнца в афелии 120 а.е., а в перигелии - 34 а.е. Период обращения достигает 700 лет.
    Этот факт подтвердил гипотезу Пивень Гриория, который утверждал наличие планет за плутоном.
    «20.07.1985 г. я написал работу «Как «ученые» воюют с энтузиастами»
    в объеме 26 стр.
    Прошло уже более 30 (!) лет, но учёные-астрономы продолжают отмалчиваться. Почему?
    В 1964 г. в книге «Природа» на стр. 20 я изложил гипотезу о существовании планет дальше Плутона, которые обращаются с периодом 400-500, 700-800, 1000 л.
    В 1972 г. в книге «Экономика природы или Новые теоретические основы естествознания», на стр. 394 я назвал планету за Плутоном Астероидной, которая обращается с периодом 496 л. Таким названием планеты я подчеркнул её астероидную фазу, т.е. находящейся после развала устаревшей планеты – их матери, и Плутона, которые образуют 2-й пояс (1-й астероидный пояс находится между Марсом и Юпитером).
    В ответе от 30.11.1973 г. Рыхлова Л.В. писала: «Комиссия ответов на письма любителей астрономии внимательно ознакомилась с Вашими работами «Пространство – пустота или размерность?» и «Новые теоретические основы естествознания», поступившие в Астрономический Совет АН СССР. К сожалению, нужно отметить, что даже очень тщательное изучение Ваших работ не дало возможности выявить в них какое-либо положительное содержание. Вводимое Вами понятие «структуры пространства», «сдавливание тел средой» и т.д…. не имеют под собой какой-либо физической основы. Работы аналогичного содержания в дальнейшем рассматриваться не будут»».
    Вот так академики демонстрировали свою неспособность воспринимать новые идем. А теперь, когда канадские и французские астрономы подтвердили правильность моей гипотезы, академики продолжают отмалчиваться. Их престиж России не интересует. Парадокс?
    16.7.2016г. Пивень Григорий – автор свыше 1000 научных гипотез в математике, физике, астрономии и других науках" - форум РАН, Обсуждение новостей и публикаций.

XX в.
Эволюция звезд
1905–1913
1917, 1934
1931
Крабовидная туманность — расширяющееся газовое облако, образовавшееся в результате вспышки сверхновой. Записи арабских астрономов и предания американских индейцев позволяют датировать саму вспышку 1054 годом н. э.

Крабовидная туманность — расширяющееся газовое облако, образовавшееся в результате вспышки сверхновой. Записи арабских астрономов и предания американских индейцев позволяют датировать саму вспышку 1054 годом н.э.