«Квантик»

Загадка голубой сороки

Алексей Опаев
3.10.16

Задача

Голубая сорока, птица из семейства Врановых (Corvidae), демонстрирует наиболее яркий пример разорванного ареала. С одной стороны, она живет в Испании и Португалии, а с другой, в Азии к востоку от озера Байкал (рис. 1). В последнее время, правда, западных и восточных сорок относят к разным видам, но очень близким и внешне практически одинаковым. Это иберийская голубая сорока (Cyanopica cooki) и собственно голубая сорока (C. сyanus).

Рис. 1 Слева — распространение голубых сорок. Справа — азиатские голубые сороки

Рис. 1. Слева — распространение голубых сорок (рисунок из статьи A. Kryukov et al., 2004. Synchronic east-west divergence in azure-winged magpies (Cyanopica cyanus) and magpies (Pica pica)). Справа — азиатские голубые сороки (фото Алексея Опаева)

Считается, что такие ареалы возникли под действием ледника. В ледниковое время он спускался далеко к югу, оттесняя в этом же направлении теплолюбивые виды животных. В результате прежде единая популяция оказалось раздробленной на несколько популяций, которые далее жили независимо. Для Евразии имеются и другие примеры разорванных ареалов. А вот в Северной Америке, где ледник тоже был, примеров такого распространения животных фактически нет. С чем это связано?

Подсказка