С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / Иван Лаврёнов

04.07.2014 | Комментарии (37)

Анализ гравитационного поля Энцелада тоже указывает на наличие на нем жидкой воды

Энцелад

Анализ траекторий трех близких пролетов зонда «Кассини» над Энцеладом позволил подтвердить существавание на нем подледного океана жидкой воды. Скорость зонда во время пролетов, отслеживаемая по допплеровскому сдвигу сигнала его передатчика, была измерена с точностью до 90 мкм/с, что позволило вычислить отклонения гравитационного поля Энцелада от идеального и сделать вывод о существовании прослойки жидкой воды толщиной 10 км, существующей между мантией и ядром вблизи южного полюса.

02.04.2014 | Комментарии (27)

Фрагменты земной коры, выброшенные в космос при ударах крупных астероидов, могли занести жизнь на спутники Юпитера и Сатурна

Столкновение крупного астероида с планетой в представлении художника

Удары астероидов выбивают некоторое количество материала с поверхности Земли и Марса в космос. При этом часть обломков не падает назад, а остается в межпланетном пространстве и через некоторое время может попасть на другие тела Солнечной системы. Согласно результатам моделирования, выполненного американскими учеными, за последние 3,5 млрд лет таким способом на Марс могло попасть около 100 млн тонн, а на спутник Юпитера Европу — около 2000 тонн земного материала.

07.02.2014 | Комментарии (1)

Новости из Солнечной cистемы: гейзеры на Европе и водяной пар над Церерой

Европа

Вблизи южного полюса спутника Юпитера Европы обнаружены выбросы водяного пара, усиливающиеся или ослабевающие в зависимости от ее положения на орбите. Они свидетельствуют о трещинах в ледяной коре, которые периодически открываются под действием приливных сил, позволяя воде из подледного океана испаряться и выходить наружу. Выбросы водяного пара обнаружены и на Церере, самом большом теле главного пояса астероидов, но там они, вероятно, связаны с испарением поверхностного льда из-за солнечного нагрева.

25.12.2013 | Комментарии (13)

Недавняя активность ядра Млечного Пути запечатлелась во флуоресценции Магелланова Потока

Фрагмент газопылевого облака в окрестностях центра Галактики

Узкий участок Магелланова Потока, находящийся непосредственно над центром Млечного Пути, проявляет избыточное свечение в линии Hα, которое не получается удовлетворительно объяснить засветкой от скоплений молодых звезд в Галактике и другими причинами. Единственное, по мнению авторов, разумное объяснение этого эффекта в том, что несколько лет назад ядро Млечного Пути было гораздо активнее и нашу Галактику можно было отнести к классу сейфертовских.

25.11.2013 | Комментарии (16)

Определена масса горячей землеподобной планеты Kepler-78b

Планета Kepler-78b

Впервые определены параметры планеты, достаточно близкой по свойствам к Земле. Радиус планеты Kepler-78b в 1,17 раз больше земного и масса в 1,7 раз больше, чем у Земли. Плотность планеты, такая же, как у Земли (около 5,5 г/см3), свидетельствует о составе, сходном с земным: Kepler-78b приблизительно на две трети состоит из силикатных скальных пород и на треть — из железа. Вместе с тем, есть существенное отличие: планета в сто раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, и нагрета до температуры выше 2000°C.

17.09.2013 | Комментарии (17)

Сверхмассивные черные дыры могли образоваться из-за ускоренного поглощения массы при слиянии галактик в ранней Вселенной

Трехмерная структура аккреционного диска при начальном угле наклона к орбитальной плоскости черных дыр 60°

Наклон оси аккреционного диска к оси вращения черной дыры может вызывать нестабильность диска и резкое ускорение темпов аккреции. Аналогичный, но еще более выраженный эффект имеет место и в наклоненных аккреционных дисках вокруг двойных черных дыр, которые образуются при слиянии галактик. Моделирование аккреции помогло понять, как сверхмассивные черные дыры достигли своей массы и почему объекты такой весовой категории существовали уже в ранней Вселенной.

11.09.2013 | Комментарии (6)

Необычная химическая реакция объяснила механизм связывания ксенона в недрах Урана и Нептуна

Ксенон

Тяжелый благородный газ ксенон мало реакционно-способен в нормальных условиях, но вступает в реакции гораздо легче под давлением в десятки и сотни тысяч атмосфер, поскольку высокое давление делает некоторые реакции термодинамически выгодными. Исследователи из Эдинбургского университета провели реакцию ксенона со льдом под давлением 50 ГПа (полмиллиона атмосфер) и получили соединение Xe4H12O12.

26.08.2013 | Комментарии (10)

Новости из планетной системы HD 189733

HD 189733 и ее планета в момент сильной вспышки на звезде

Исследование планеты HD 189733 b в инфракрасном диапазоне с помощью спектрометра Очень большого телескопа (Very Large Telescope, VLT) показало наличие паров воды в ее атмосфере, а в видимом диапазоне с помощью космического телескопа «Хаббл» — что планета имеет синий цвет и покрыта облаками из расплавленного стекла.

15.07.2013 | Комментарии (34)

Аэрогель из графена и углеродных нанотрубок лишен недостатков своих предшественников

Абсорбция композиным аэрогелем органических жидкостей (подкрашенного толуола)

Сочетание графена и углеродных нанотрубок позволило получить углеродный аэрогель, который помимо обычных свойств — чрезвычайно низкой плотности, твердости и низкой теплопроводности — обладает также высокой эластичностью (способностью восстанавливать форму после многократных сжатий и растяжений) и прекрасной способностью абсорбировать органические жидкости. Это последнее свойство может найти применение для ликвидации разливов нефти.