Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / Андрей Журавлёв

22.08.2014 | Комментарии (55)

Влияет ли микробиом человека на его религиозность?

Прикасание к религиозным реликвиям — один из примеров социального поведения  человека, способствующих передаче микробов

Девять из десяти клеток в теле человека — это различные симбиотические микроорганизмы, в основном бактерии и грибы, среди которых немало патогенных форм. Принято говорить о наличии в человеческом теле оси «кишечная микробиота — мозг», поскольку эта микробиота, или микробиом, выделяет целый ряд нейромедиаторов, вызывающих отклонения в поведении индивида, такие как шизофрения, эпилептические припадки и, согласно предположениям авторов обсуждаемой статьи, некоторые проявления массового религиозного экстаза.

12.04.2013 | Комментарии (112)

Из чего построены египетские пирамиды?

Пирамиды Менкаура (Микерина) и Хафра (Хефрена) в Гизе, сложенные из известковых блоков
Для строительства пирамид и гробниц в Древнем Египте предпочитали использовать относительно мягкие и широко распространённые горные породы — известняки и песчаники, а также ангидриты и гипсы. Америанский геолог Джеймс Хэррелл подготовил внушительный обзор, где учёл и нанёс на карту 128 древнеегипетских каменоломен. Вероятно, их было гораздо больше, но одни — всё ещё не открыты, а другие были уничтожены в последующие эпохи.

28.03.2013 | Комментарии (18)

Троглодиты изображали животных точнее, чем современные художники

Контурная прорисовка лошади из пещеры Ласко во Франции, доисторический период

Насколько хорошо художники и скульпторы разных эпох представляли, как ходят реальные животные? Проанализировав тысячу иллюстраций и скульптур, группа венгерских биофизиков пришла к выводу, что пещерные художники позднего палеолита ошибались гораздо реже (в 46,2% случаев), чем их последователи (в 83,5% случаев). Положение изменилось к лучшему лишь в 1880-е годы, после публикации покадровой съемки американского фотографа Эдварда Майбриджа.

13.03.2013 | Комментарии (2)

Организмы, которым более полумиллиарда лет, указывают на распространение оледенения 300 млн лет назад

Шлифы с комплексом археоциат из эрратического валуна с Западного Фолкленда

Распределение древних ледниковых отложений помогает понять, как двигались материковые плиты многие миллионы лет назад. Открытие кембрийских губок и трилобитов в валунных глинах Фолклендских островов, где эти животные никогда не обитали, позволило более точно оценить распространение каменноугольно-пермского оледенения. Учёные предполагают, что ископаемые животные попали на Фолкленды через 220 млн лет после своей смерти с антарктическим ледником.

04.03.2013 | Комментарии (20)

Как паразиты превращают своих хозяев в зомби

Гриб Ophiocordyceps, прорастающий из головы зомбированного муравья-древоточца Camponotus

Паразитические организмы поражают любые ткани и способны вызывать самые страшные заболевания, нередко со смертельным исходом. Однако некоторые паразиты сумели добиться большего: они превращают пораженных ими индивидов в зомби. Например, сумчатый гриб Ophiocordyceps, споры которого поселяются в голове муравья-древоточца, вынуждает хозяина влезать на невысокую травинку и челюстями вцепляться на теневой стороне листа в его центральную жилку; затем муравей умирает, а гриб прорастает и дает споры.

01.02.2013 | Комментарии (26)

Могли ли эдиакарские ископаемые жить на суше?

Рис. 1. Отпечаток Dickinsonia Sprigg, 1947 — типичного представителя вендобионтов из красноцветных песчаников эдиакарской пачки в Южной Австралии

О том, кто же такие вендобионты — загадочные гигантские ископаемые организмы, существовавшие в конце эдиакарского периода (580–542 млн лет назад), — ведутся непрекращающиеся споры, но до сих пор никто не сомневался в их морском происхождении. И вот американский палеонтолог Грегори Реталляк из Орегонского университета высказал мнение, что вендобионты жили не в морской среде, а на суше.

27.01.2013 | Комментарии (26)

Завроподные динозавры могли способствовать мезозойскому потеплению

Завроподы — крупнейшие представители вымерших и существующих групп наземных позвоночных

Одним из источников метана являются травоядные млекопитающие, вырабатывающие его за счет ферментативного разложения целлюлозы. Ученые из Глазго, Лондона и Ливерпуля, исходя из встречаемости костей завропод в верхнеюрской формации Моррисон на западе США, предположили, что гигантские растительноядные ящеры, которые, вероятно, тоже ферментировали пищу и выделяли метан, могли оказать существенное влияние на климат юрского и мелового периодов.