Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / Ихтиология

07.12.2016 | Комментарии (10)

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

23.11.2016 | Комментарии (4)

Обычно китовые акулы спокойны и позволяют людям плавать рядом

Международная команда зоологов и биоинформатиков успешно применила относительно простой и дешевый метод оценки генетического разнообразия популяций водных животных. Объектом их интереса стала китовая акула — труднодоступный для прямого сбора образцов вид. Ученые показали, что можно выяснить с большой надежностью и генетическое разнообразие, и численность акул, выделив их ДНК из проб воды, где они собираются в большие группы. Метод работает без явных ошибок, выявляя разнообразие, недоступное при прямом анализе образцов тканей.

25.10.2016

Секвенирование генома канального сома позволило найти гены, необходимые для формирования чешуи

Канальный сом

Сравнение генов канального сома с генами других видов, которые имеют или не имеют чешуи, а также изучение генов, которые включаются в работу при регенерации чешуи у обыкновенного карпа, показало, что формирование чешуи у костистых рыб требует участия некоторых генов семейства SCPP, ранее известных участием в процессах минерализации тканей костей и зубов у позвоночных.

14.10.2016 | Комментарии (3)

На предпочтения колюшек влияют свободные аминокислоты

Трехиглая колюшка (Gasterosteus aculeatus)

Рыбы широко используют в своем общении химические сигналы. Состав выделяемых веществ зависит от видовой, половой принадлежности особи и ее физиологического состояния. Ученые из Британии на примере трехиглых колюшек подтвердили, что химический состав выделений может зависеть и от внешних факторов, в частности от питания. Они держали две группы рыбок на разных диетах, которые отличались только добавляемой к основному ингредиенту аминокислотой. Выяснилось, что рыбки способны распознавать, кто из их соседей что ел, и больше взаимодействовали с теми, кто был на такой же диете.

22.06.2016 | Комментарии (13)

Рыбка-брызгун

Австралийские ученые проверили в эксперименте, могут ли рыбы различать конкретные человеческие лица. Рыбки-брызгуны справлялись с этой задачей исключительно успешно. Это означает, что в распознавании лиц не задействованы сложные нейронные системы коры мозга; также не требуется для этого привычка многих поколений жить в присутствии человека. Распознавание человеческих лиц — это просто способность к восприятию комплексных зрительных стимулов.

04.04.2016 | Комментарии (15)

В мозге рыб обнаружен переключатель, настраивающий на победу или поражение в драке

Кружение — стадия в конфликте двух самцов данио-рерио

Японские нейробиологи обнаружили в мозгe данио-рерио два нейронных контура, один из которых активен у победителей в драках, а второй — у побежденных. Трансгенные рыбки с блокированным «путем победителя» обычно проигрывают драки, даже если по физическим показателям не уступают сопернику. Напротив, рыбки с отключенным «путем побежденного» не желают сдаваться и поэтому чаще всего побеждают. Обнаружен и третий путь: если этот путь заблокировать, побитая в драке рыбка продолжает вести себя нескромно, провоцируя новые атаки победителя.

22.01.2016

Олуши охотятся во время хода сардин

Каждый год у побережья ЮАР наблюдается миграция сардин, движущихся сплоченными косяками. Такие скопления — лакомая добыча как для водных хищников (в основном дельфинов), так и для морских птиц олушей. Извлекают ли хищники разных видов выгоду из совместной охоты? Оказалось, что да, и чем больше хищников, тем им лучше: успешнее всего атаки, которые идут через небольшое время после нападения другого хищника на косяк. Это объясняет, почему специализирующиеся на стайных рыбах хищники часто держатся группами.

22.12.2015 | Комментарии (1)

Длинные плавники скатов — результат добавления новой точки роста

Стадия 32 эмбриона с ингибитором WNT

Длинные грудные плавники скатов, обеспечивающие им образ жизни маневренного придонного пловца, — пример крайне специализированных парных конечностей у позвоночных. У эмбрионов в зачатках этих необычных плавников работают те же классические организаторы развития, что и в зачатках парных конечностей у других позвоночных. Но вместе с тем у них обнаружился второй организатор деления клеток эмбрионального плавника, в котором работают не новые варианты генов, а хорошо известные факторы роста конечностей.

21.12.2015 | Комментарии (2)

Различия между зарождающимися видами африканских цихлид записаны в «геномных островках видообразования»

Мелководная и глубоководная разновидности цихлид из озера Массоко

В маленьком изолированном озере в Танзании, сформировавшемся 50 000 лет назад, обнаружены две формы цихлид из рода Astatotilapia, мелководная и глубоководная, находящиеся на ранней стадии симпатрического видообразования. Исследование геномов этих двух форм выявило десятки компактных «островков видообразования», в которых сконцентрировано большинство различий между формами. Результаты изучения этой простой модельной системы помогут понять механизмы массового видообразования у цихлид в больших африканских озерах.

07.12.2015 | Комментарии (7)

Чтобы узнать друг друга, рыбки смотрят друг другу в глаза

Цихлиды Neolamprologus pulcher, эндемики озера Танганьика, выработал интересную социальную организацию, требующую умения быстро узнавать, кто есть кто

Японские зоологи провели эксперимент по распознаванию рыбками цихлидами своих сородичей. Они сделали химерные компьютерные модели рыб, соединив головы и тела от разных особей. При виде изображений со знакомыми головами, но не телами, цихлиды продемонстрировали характерную реакцию на знакомых особей: быстрее их замечали, разглядывали с более близкого расстояния и меньшее время. По расположению цветового рисунка на голове рыбок ученые заключили, что распознавание начинается с области глаз.

02.12.2015 | Комментарии (12)

Глоточные челюсти цихлид сначала обеспечили им успех, а потом обрекли на вымирание

Эволюционное дерево, построенное для 851 вида морских колючеперых рыб (Acanthopterygii)

Цихлиды озера Виктория за короткий период времени разделились на сотни видов и освоили множество новых ниш, включая ниши хищников. Их способность к быстрой адаптивной радиации во многом предопределили специализированные глоточные челюсти, позволяющие разгрызать твердую пищу. Однако именно эта инновация, по-видимому, обрекла многие виды цихлид на вымирание после того, как в озеро был заселен нильский окунь — хищник, имеющий более примитивные глоточные челюсти, но зато способный быстро заглатывать добычу.

30.09.2015 | Комментарии (15)

Зубная эмаль четвероногих появилась на чешуе древних рыб

Пятнистая панцирная щука

Появление и формирование зубной эмали у наземных четвероногих оставались серьезным нерешенным вопросом сравнительной анатомии. Новые данные по геному примитивных панцирных щук и обобщенная информация о распределении эмали на чешуе, костях и зубах современных и ископаемых рыб позволили выяснить начальные этапы ее возникновения. Удалось доказать, что происхождение эмали связано с кожными чешуями древнейших лучепёрых рыб.

12.09.2015 | Комментарии (2)

Перевылов трески привел к увеличению разнообразия рыб

Атлантическая треска

Международная группа ученых проанализировала уникальные данные 41-летнего мониторинга сообществ рыб в районе атлантического побережья Канады. За это время численность трески — наиболее крупного из основных хищников местных вод — значительно сократилась в результате перевылова. Выяснилось, что это привело к увеличению разнообразия других рыб и повышению их относительных численностей.

07.09.2015 | Комментарии (35)

Неадаптивная пластичность ускоряет адаптивную эволюцию

Тринидадские гуппи

Признаки организмов определяются не только генами, но и условиями, в которых происходит развитие. Ненаследственную изменчивость, порождаемую изменениями среды, называют «фенотипической пластичностью». Она может быть как адаптивной (повышающей приспособленность к новым условиям), так и неадаптивной. Эксперимент на тринидадских гуппи показал, что у этих рыбок неадаптивная фенотипическая пластичность является мощным фактором, ускоряющим адаптацию к новой среде.

27.08.2015

Партеногенетические самки рыбки моллинезии более агрессивны

Моллинезия-амазонка

Моллинезия-амазонка — партеногенетический вид рыбок, возникший в результате гибридизации двух других видов одного рода. Яйцеклетки этого вида развиваются без оплодотворения, но в качестве триггера им необходим контакт со сперматозоидом — то есть копуляция с самцом одного из родительских видов. В ходе экспериментов выяснилось, что самки моллинезии-амазонки агрессивнее самок одного из родительских видов. Возможно, это помогает им в межвидовой конкуренции за самцов.

17.07.2015 | Комментарии (2)

Классический пример симпатрического видообразования — цихлиды озер Камеруна — подвергнут сомнению

Места отлова цихлид

Цихлиды, обитающие в небольших вулканических озерах Камеруна, нередко рассматриваются как наиболее доказанный пример симпатрического видообразования у позвоночных. Но в настоящее время сама возможность видообразования без пространственной изоляции (в том числе и симпатрического) является дискуссионной. Более детальный молекулярно-генетический анализ показал, что симпатрическое видообразование по меньшей мере не играло значительной роли в эволюции камерунских цихлид.

18.06.2015

Жизнь — это движение: перспективы телеметрических исследований

Большая белая акула

Группа специалистов-океанографов представила обзор перспективного направления исследований — телеметрических наблюдений за морскими обитателями. С их помощью можно отслеживать перемещения различных видов позвоночных и беспозвоночных животных как в локальном, так и в планетарном масштабе, соединяя эти данные с измерениями различных параметров окружающей среды. Так океанографам и экологам становится доступен огромный пласт новой информации.

02.06.2015

Флуоресцирующие рыбки-троепёры воспринимают красное свечение своих сородичей

Флуоресцентные пятна у рыбок из семейства бычковых

Некоторые рыбки, обитающие на глубине более 10 м, имеют видоспецифичные флуоресцентные маркеры, светящиеся красным цветом. Свет красного спектра туда почти не проникает, поэтому такие пятна хорошо заметны. Но не было известно, могут ли сами рыбы воспринимать этот цвет, — ведь обычно обитающие на глубине животные плохо различают редкий здесь красный цвет. В ходе экспериментов выяснилось, что могут, причем даже лучше некоторых других цветов.

27.05.2015 | Комментарии (4)

Луна-рыба охотится на глубине, а у поверхности отогревается

Луна-рыба

Японские ученые, используя современное оборудование, выявили интересные подробности жизни луны-рыбы. Эта рыба обычно попадается человеку, когда она пассивно дрейфует у поверхности океана. Но оказалось, что в дневное время луна-рыба регулярно ныряет на глубину до 200 м, где охотится на сцифомедуз и сифонофор. После посещения холодных глубин она отогревается в приповерхностных водах.

19.05.2015

Солнечные рыбы подогревают себя изнутри

Красноперый опах

Американские специалисты измерили температуру мышечной ткани солнечной рыбы, обитательницы холодных глубин. Как выяснилось, температура мышц и головного отдела поддерживается на относительно постоянном уровне и в среднем на 3–4°C выше, чем у окружающей воды. То есть у этих рыб выработались необычные анатомические особенности, помогающие им не терять тепло и сохранять высокую метаболическую активность мышечных тканей и сердца даже в холодных водах.