А. Новиков

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

Главная / Новости науки / Когнитивная наука

09.01 | Комментарии (58)

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

23.12.2016 | Комментарии (1)

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

06.09.2016 | Комментарии (9)

Умная собачка, которая все понимает

Венгерские нейробиологи при помощи магнитно-резонансной томографии изучили реакцию собачьего мозга на произносимые человеком слова, различающиеся по смыслу и интонации. Оказалось, что у собак, как и у людей, смысл слов обрабатывается левым полушарием, а интонация — правым. Это подтверждает, что нейронные структуры, отвечающие за обработку речевой информации в мозге человека, скорее всего, появились не вместе с речью, а гораздо раньше, и изначально использовались для более простых форм звуковой коммуникации.

01.06.2015 | Комментарии (22)

Нравственные принципы можно корректировать во сне

Дизайн эксперимента

Американские психологи, работая с группой добровольцев, провели стандартный тренинг по коррекции скрытых социальных предрассудков — представлениях о слабой способности женщин к наукам и асоциальных наклонностях негров. Этот тренинг сопровождался выработкой рефлекса на определенный сигнал. Ученые показали, что если этот специфический сигнал подается потом во время фазы глубокого сна, то усвоение антистереотипных принципов происходит гораздо надежнее.

20.03.2015 | Комментарии (22)

Консерваторы более склонны к самообману

Опыты Дюшена

Американские психологи тремя независимыми методами — путем анализа использования слов с позитивной и негативной нагрузкой и изучения искренности улыбок — оценили уровень радости и счастья приверженцев либеральных и консервативных взглядов. Эти методы, приложенные к различным референтным группам, дали сходные результаты: либералы чаще испытывают радость, чем консерваторы. В то же время оценки, основанные на личных сообщениях респондентов, говорят о большей удовлетворенности жизнью у консерваторов по сравнению с либералами.

08.02.2015 | Комментарии (2)

Язык предпочитает одни слоги другим не только из-за удобства произношения

Некоторые слоги встречают чаще других

В языке существуют универсальные иерархии слогов по их встречаемости (предпочтительности). Например, в самых разных языках слог blog встречается чаще, чем lbog. Ученые попытались разобраться, есть ли абстрактные правила, которые мешают закрепиться в языке таким слогам, как lbog, или же их более редкое употребление объясняется только неудобством произношения.

02.02.2015 | Комментарии (21)

У цыплят, как и у людей, мысленная числовая линия идет слева направо

Схема первого эксперимента

Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Элегантные эксперименты на цыплятах трехдневного возраста, проведенные итальянскими учеными, показали, что у цыплят, как и у людей, меньшие числа ассоциируются с левой стороной, а большие — с правой.

27.01.2015 | Комментарии (6)

Научиться запоминать лица сложнее, чем научиться разбираться в винах

Примеры фотографий, использовавшихся в исследовании

Во многих случаях сравнение конкретного объекта с другими похожими помогает человеку научиться лучше отличать этот объект. Это относится даже к таким забавным примерам, как дегустация вин, умение разбираться в рентгеновских снимках или определение пола цыплят. Команда ученых из Великобритании обнаружила, что сравнение лица человека с лицами других людей не помогает научиться лучше узнавать его. По всей видимости, механизмы для распознавания лиц сложнее, чем для большинства других объектов.

18.12.2014 | Комментарии (4)

Согласованная активность в мозге взаимодействующих людей свидетельствует о взаимопонимании

Область мозга, в которой наблюдалась активность

Ученые из Нидерландов обнаружили, что при установлении взаимопонимания между двумя людьми согласовываются активности определенных участков правых височных долей их головного мозга. Активность в этих областях усиливалась с увеличением времени взаимодействия, а также с повышением эффективности совместного решения задач парой испытуемых.

30.10.2014 | Комментарии (30)

Наследуемость успехов в учебе определяется не только интеллектом

Близнецы, сдавшие экзамен

Международная группа генетиков и психологов на выборке из более чем 6000 пар выяснила, какие факторы определяют высокую наследуемость результатов экзаменов, сдаваемых английскими учениками после окончания средней школы. Оказалось, что в наследуемость результатов экзаменов вносит вклад не только общий интеллект, но и многие другие признаки, формирование которых также существенно зависит от генов. Это означает, что врожденные особенности более важны для достижения успехов в учебе, чем принято считать.

05.11.2013 | Комментарии (5)

Математические способности детей проявляются уже в шестимесячном возрасте

Малыш и счеты

Интуитивное «чувство количества» — способность приблизительно оценивать число объектов во множествах — обнаруживается у детей уже вскоре после рождения, то есть задолго до того, как они начинают говорить или учатся считать. Эта способность широко распространена и в животном мире. Американские психологи обнаружили, что дети, у которых это чувство в шестимесячном возрасте развито сильнее, впоследствии успешнее овладевают арифметическими навыками. Это первое прямое подтверждение гипотезы о том, что уникальные для нашего вида математические способности развились на основе эволюционно древнего «чувства количества».

22.10.2013 | Комментарии (12)

Хорошая литература воспитывает в нас человечность

Читайте книги
Модель психического (Theory of mind) — это базовый принцип человеческого разума. Умение поставить себя на место другого человека стало основным эволюционным направлением развития человеческого интеллекта. В этом смысле хорошая художественная литература выполняет роль своеобразного тренажера, на котором человек может отточить это умение. Как доказали в серии экспериментов американские социологи, читатели такой литературы справляются со всеми тестами Модели психического лучше, чем читатели других литературных жанров.

09.10.2013 | Комментарии (3)

У восьмимесячных детей есть базовые знания об анатомии животных

Схема одного из экспериментов для двух объектов, сделанных из банки и коробки

Эксперименты, проведенные американскими исследователями, показали, что у восьмимесячных детей уже есть абстрактные представления о том, какими свойствами должны обладать животные. Так, дети склонны считать живыми объекты, которые могут самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с человеком, а также имеют шерсть — характерный для животных признак. При этом пустотелые объекты живыми не признавались: по мнению маленьких детей, животное должно быть заполнено внутренностями.

18.09.2013

Способность к распознаванию зрительных образов у цыплят врожденная

Цыпленок изучает один из виртуальных объектов

Исследователю из Университета Южной Калифорнии удалось продемонстрировать, что способность мозга создавать абстрактные образы (инварианты) зрительного восприятия является у цыплят врожденной. Инвариантный образ — это модель объекта, которую мы строим в нашем сознании; благодаря наличию этой модели мы можем узнавать объект, видя его с разных расстояний и с различных ракурсов. До сих пор предполагалось, что чтобы научиться создавать такие модели, мозгу нужно накопить определенный зрительный опыт.

23.08.2013 | Комментарии (9)

Мозг сортирует зрительные образы не так, как считалось ранее

Схематическое представление признаков визуальных объектов, обрабатываемых зрительной корой

Вопрос о том, по каким критериям зрительная кора больших полушарий классифицирует визуальные объекты, не так прост. Считалось, что сортировка образов происходит «по смыслу». Новое исследование показало, что объекты классифицируются по принципу схожести форм. То есть у нейронов высших отделов зрительной коры силуэты лошади и собаки вызывают более сходные реакции, чем, скажем, силуэт лошади и голова игрушечной лошади на палочке.