Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / Татьяна Романовская

10.02 | Комментарии (32)

Межгрупповой отбор формирует социум, а внутригрупповой его поддерживает

Самки паука Anelosimus studiosus

Колонии факультативно социальных пауков Anelosimus studiosus, обитающих на территории Северной Америки, состоят из смеси «мирных» и «агрессивных» самок, которые совместно охотятся и заботятся о потомстве. Оба поведенческих фенотипа являются генетически обусловленными, и такая ситуация благоприятствует действию группового отбора, который формирует оптимальную структуру сообщества. В новом исследовании показано, как именно это происходит: особи избыточного фенотипа в колонии производят меньше яиц, чем особи дефицитного фенотипа.

24.11.2016

Личинка многощетинкового трубчатого червя Hydroides elegans

Развитие трубчатых многощетинковых червей проходит с метаморфозом, при котором свободноплавающая личинка превращается в сидячую взрослую особь. Обязательным условием протекания метаморфоза у этого животного является контакт с бактериями Pseudoalteromonas luteoviolacea, которые образуют биопленки на поверхностях подводных объектов. Исследователи из Америки и Швейцарии изучили молекулярные механизмы взаимодействия между этими организмами.

03.11.2016 | Комментарии (19)

Змеи потеряли ноги из-за выключения гена Sonic hedgehog

Скелет питона

Сразу два коллектива авторов из США опубликовали исследования, посвященные интригующему вопросу утраты конечностей змеями. Оказалось, что эволюция змей сопровождалась существенными изменениями в высококонсервативном регуляторном участке, отвечающем за включение экспрессии гена SHH (Sonic hedgehog). Эксперименты по редактированию генома мыши позволили получить убедительные свидетельства в пользу рассматриваемой гипотезы.

25.10.2016

Секвенирование генома канального сома позволило найти гены, необходимые для формирования чешуи

Канальный сом

Сравнение генов канального сома с генами других видов, которые имеют или не имеют чешуи, а также изучение генов, которые включаются в работу при регенерации чешуи у обыкновенного карпа, показало, что формирование чешуи у костистых рыб требует участия некоторых генов семейства SCPP, ранее известных участием в процессах минерализации тканей костей и зубов у позвоночных.

18.01.2015 | Комментарии (45)

Дарвиновские геммулы преодолели вейсмановский барьер

Схема эксперимента по передаче информации от соматических клеток к половым

Итальянские ученые трансплантировали мышам клетки меланомы человека со встроенным геном зеленого флуоресцирующего белка. Через 45 дней молекулы РНК чужеродного гена обнаружились не только в крови подопытных животных, но и в их сперматозоидах. Таким образом, было впервые наглядно продемонстрировано, что — как и предполагал Чарльз Дарвин в своей теории геммул и пангенезиса и вопреки теории о так называемом вейсмановском барьере — генетическая информация действительно может быть передана из соматических клеток в половые, по крайней мере в форме РНК.

28.12.2010 | Комментарии (7)

Клетки организма общаются с помощью посланий, упакованных в микровезикулы

Схема строения микровезикулы. Рис. из статьи Membrane Microparticles: Two Sides of the Coin
Дифференцированные клетки организма функционируют благодаря сложной системе межклеточной коммуникации. Неожиданные возможности, выводящие эту коммуникацию на качественно новый уровень, обнаружились при исследовании функциональной роли микровезикул — мембранных пузырьков, повсеместно встречающихся в жидких средах организма и до недавнего времени считавшихся лишь побочным продуктом жизнедеятельности клеток.