А. Новиков

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

Главная / Новости науки / Энтомология

29.12.2016 | Комментарии (3)

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

15.12.2016 | Комментарии (9)

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

29.11.2016 | Комментарии (94)

Муравьи способны узнавать себя в зеркале

Рабочий муравей M. ruginodis с голубой точкой на клипеусе

Бельгийские энтомологи показали, что рыжие муравьи из рода Myrmica могут идентифицировать себя с собственным отражением в зеркале. Перед зеркалом муравьи приводят себя в порядок или совершают необычные движения головой и антеннами, чего не наблюдается, когда они видят за стеклом сородичей. Это поведение говорит о том, что у муравьев могут наличествовать зачатки самосознания.

22.11.2016 | Комментарии (1)

Домаций <i>Squamellaria jebbiana</i>

Обнаружен новый тип высокоразвитого сельскохозяйственного симбиоза у муравьев Philidris nagasau и эпифитных растений Squamellaria на островах Фиджи. Муравьи этого вида не строят себе гнезд и всегда живут в особых структурах — домациях, образуемых шестью видами Squamellaria, а эти шесть видов, в свою очередь, растут только под присмотром муравьев P. nagasau. Адаптации к столь тесному сотрудничеству развились у муравьев и растений одновременно — около трех миллионов лет назад.

07.11.2016 | Комментарии (2)

Узкая пищевая специализация бывает эволюционно невыгодной

Кокциды

Одни виды животных потребляют широкий спектр кормов (полифаги), а другие — узкий (монофаги). Полифаги менее чувствительны к изменениям условий среды, монофаги же оказываются в выигрыше в конкурентной борьбе. Считается, что если много близких видов живет в одном месте, более выигрышной для них стратегией будет монофагия. Однако для двух групп насекомых — кокцид и бабочкек-нимфалид — узкая кормовая специализация оказалась эволюционно невыгодной и даже тупиковой.

31.10.2016 | Комментарии (20)

Шмели перенимают новые знания от товарищей

Лабораторная колония земляных шмелей

Ученые провели исследование механизмов обучения у шмелей. Сначала одна группа этих насекомых освоила нехарактерный для шмелей поведенческий алгоритм добычи сладкого сиропа. Другие шмели, наблюдая за их действиями, имели возможность «виртуально» освоить этот прием. Эксперименты показали, что такое обучение работает: в большинстве случаев наблюдения привели к последующему успешному выполнению задания. В колониях шмелей, где имелся хотя бы один носитель нового навыка, этот навык быстро распространялся среди особей, причем учителями могли выступать все новые и новые «посвященные». Это исследование, важное и само по себе, также ставит вопросы о том, что можно считать культурой и как она возникла у человека, так как способность перенимать и передавать знания — это и есть основы культуры.

05.10.2016 | Комментарии (2)

При недостатке самок самцы термитов образуют однополые пары

Пара бескрылых самцов термита

Формирование однополых пар самцов известно примерно у ста видов насекомых. Считать ли это просто ошибкой в распознавании или же такое поведение может иметь самостоятельное значение? На примере термитов Reticulitermes speratus японские ученые показали, что образование однополых пар — это стратегия, реализуемая при недостатке самок и позволяющая самцам увеличить свою выживаемость и получить шанс (одному из пары) размножиться в будущем. То есть это своеобразная смесь кооперации и конкуренции.

26.09.2016 | Комментарии (1)

Муравьи Acromyrmex echinatior в своей грибнице

Американские муравьи-листорезы выращивают в своих муравейниках грибные сады, в которых живут личинки муравьев. Грибы служат личинкам основной пищей и важным дополнением к рациону взрослых. Но грибы нужны муравьям не только для пропитания: гифами гриба они покрывают свои личинки и куколки. Выяснилось, что функция такого «покрывала» — защита от заражения микроскопическими патогенными грибками, то есть оно играет роль своеобразного противогрибкового препарата.

19.09.2016 | Комментарии (2)

Полиморфизм окраски у тлей Macrosiphoniella yomogicola

У тлей Macrosiphoniella yomogicola наблюдается ярко выраженный полиморфизм по окраске, который, как установили японские энтомологи, поддерживается муравьями. По невыясненным пока причинам самыми привлекательными для муравьев являются колонии тлей, в которых примерно поровну зеленых и красных особей. О таких колониях муравьи заботятся лучше всего, и это, возможно, обеспечивает лучшее выживание тлей в полиморфных колониях. Это пока единственный известный случай, когда полиморфизм поддерживается за счет симбиотических отношений.

07.07.2016 | Комментарии (7)

Предполагаемая личинка Pedanoptera arachnophila

Палеоэнтомологи обнаружили в бирманском янтаре возрастом около 99 миллионов лет необычную личинку сетчатокрылого насекомого. Судя по строению конечностей, она охотилась на пауков, разгуливая по их ловчим сетям. Помимо личинки, было найдено почти столь же необычное взрослое насекомое из этого же отряда, утратившее задние крылья. Ученые отнесли обе находки к одному и тому же виду, который получил название Pedanoptera arachnophila.

15.06.2016 | Комментарии (7)

Розовокрылый мускусный палочник <i>Sipyloidea sipylus</i>

Представители отряда палочников имеют в своем биохимическом арсенале пектиназы — ферменты, расщепляющие пектин. Сравнивая гены пектиназ у палочников и двух других групп животных (жуков-листоедов и нематод), а также у различных бактерий, ученые выявили источник этих генов. Палочники, как выяснилось, получили эти гены от своих бактериальных соседей, гамма-протеобактерий, обитающих в их кишечнике и на их кормовых растениях.

06.06.2016 | Комментарии (2)

Узоры на крыльях бабочек

Британские генетики показали, что появление темных бабочек из-за загрязнения воздуха было связано со встраиванием транспозона в ген cortex, регулирующий деление клеток. Одновременно другая группа исследователей обнаружила, что варианты (аллели) этого гена коррелируют с различными элементами орнамента у самых разных бабочек. Судя по всему, ген cortex был привлечен к раскрашиванию крыльев еще на заре эволюции бабочек. Каким образом регулятор клеточных делений управляет окраской крыльев, пока неясно.

24.05.2016 | Комментарии (4)

Carbolohmannia maimaiphilus

Палеонтологи из Франции и России обнаружили древнейшее свидетельство взаимодействия клещей и других членистоногих. Они разглядели на отпечатке каменноугольного насекомого возрастом 320 млн лет панцирного клеща, который, по-видимому, катался на его спине. Открытие доказывает, что уже на заре своей эволюции клещи прибегали к той же стратегии расселения, что и в наши дни.

11.04.2016 | Комментарии (3)

Самцы стрекоз, активно ухаживающие за самками, живут меньше

Рис. 1. Cамцы стрекоз: вверху — Mnais costalis, внизу — M. pruinosa

Два близких вида стрекоз, Mnais costalis и M. pruinosa, могут жить вместе на одних и тех же ручьях. Но первый вид предпочитает более солнечные места, а второй — более затененные. Японские исследователи изучили эти два вида и показали, что активные самцы светолюбивого вида M. costalis держатся на более освещенных местах, где им удается спариться с большим количеством самок. Но живут они при этом меньше. А у M. pruinosa не выявлено связи между продолжительностью жизни самца и успехом у самок.

13.01.2016 | Комментарии (7)

Мимикрирующие друг под друга бабочки-нимфалиды научились при выборе партнера использовать запах

Слева – Heliconius timareta thelxinoe, справа – H. melpomene amaryllis

У американских бабочек-нимфалид рода Heliconius распространена мюллеровская мимикрия: несколько ядовитых видов копируют друг друга окраской. Кроме того, окраска крыльев имеет большое значение при выборе партнера. В эволюции Heliconius прежде единый вид нередко разделялся на два, когда разные его популяции начинали подражать разным видам. Однако бывает и так, что близкие виды Heliconius внешне очень схожи, но при этом в природе почти не гибридизируют. Французские ученые детально разобрались в одной такой ситуации.

09.12.2015 | Комментарии (6)

Неадаптивная фенотипическая пластичность затрудняет видообразование

Чайка лакомится солелюбивыми мухами Ephydra hians, роящимися у берегов озера Моно в Калифорнии

Эволюционный эксперимент на дрозофилах показал, что мухи, прожившие 10 поколений на обедненной среде на основе крахмала, проигрывают в конкуренции на этой среде «контрольным» мухам, жившим на нормальной, богатой среде, и наоборот: на богатой среде крахмальные мухи демонстрируют более высокую приспособленность, чем контрольные. Однако когда крахмальным мухам позволили одно поколение прожить на нормальном корме, они продемонстрировали рекордную приспособленность к крахмальному корму.

28.10.2015 | Комментарии (19)

Заботливые уховертки воспитывают заботливых дочерей

Самка уховертки, охраняющая молодых нимф, только вышедших их яиц

Немецкие ученые выяснили, что у насекомых может наследоваться родительское поведение. Причем главную роль в этом играет обучение и эпигенетическое наследование. Исследуя обыкновенных уховерток, они показали, что если мама-уховертка ответственно относилась к доверенной ей молоди, то вырастали потомки с повышенным уровнем заботливости, продолжая заданный тренд родительской опеки.

02.10.2015 | Комментарии (2)

Длина пестика у цветка Nerine humilis определяется сообществом насекомых-опылителей

А при посещении пчелой цветков с коротким пестиком опыление возможно

Эволюционная связь насекомых-опылителей и цветковых растений широко известна. Однако не до конца ясно, «подстраиваются» ли растения под опылителей или же насекомые посещают наиболее удобные для них цветы. Южноафриканские ученые провели тщательное и разноплановое исследование, в котором не только показали, что морфология цветка Nerine humilis определяется структурой сообщества насекомых-опылителей, но и вскрыли механизм этой связи.

24.08.2015 | Комментарии (9)

Самки бабочек-нимфалид предпочитают партнеров постарше

Бабочки Bicyclus anynana

Самки африканской бабочки-нимфалиды вида Bicyclus anynana чаще спариваются с более старыми самцами. Оказалось, что это необъяснимо с точки зрения его выгоды для самки, а вызвано поведением «старых» самцов, которые более активно ухаживают за самкой. Поэтому им удается спариваться чаще, а самки на самом деле ничего не выбирают.

15.07.2015

Шмели Северного полушария меняют свой ареал в ответ на изменение климата

Каменный шмель

Группа канадских и американских специалистов собрала массовые данные по распространению шмелей за последние сто лет. C севера граница видовых ареалов в целом остается на месте, тогда как южная сдвигается к северу. Одновременно с уменьшением ареала шмели осваивают высокогорные участки; особенно четко эта тенденция проявилась в южных участках ареалов, где температура значительно повысилась по сравнению с серединой ХХ века.