Д. Жуков
Нейрохимия колыбели

М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

Главная / Новости науки / Елена Наймарк

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

09.01 | Комментарии (53)

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

29.12.2016 | Комментарии (3)

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

22.12.2016

Длиннопалые ночницы научились ловить рыбу

Длиннопалая ночница ловит рыбку: всего две популяции этих животных, в Израиле и Испании, освоили технику ловили рыбы

В мире известны две популяции длиннопалых ночниц, которые разнообразят свой рацион рыбой; остальные летучие мыши этого вида едят только насекомых. Записи звуковых сигналов и раскадровка видеонаблюдений показали, что все длиннопалые ночницы имеют предрасположенность к охоте на рыбу: она обусловлена способностью этих летучих мышей снимать насекомых с поверхности воды. Однако для настоящей «рыбалки» требуется отточить это умение.

13.12.2016 | Комментарии (40)

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

07.12.2016 | Комментарии (13)

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.

01.12.2016 | Комментарии (4)

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

23.11.2016 | Комментарии (5)

Обычно китовые акулы спокойны и позволяют людям плавать рядом

Международная команда зоологов и биоинформатиков успешно применила относительно простой и дешевый метод оценки генетического разнообразия популяций водных животных. Объектом их интереса стала китовая акула — труднодоступный для прямого сбора образцов вид. Ученые показали, что можно выяснить с большой надежностью и генетическое разнообразие, и численность акул, выделив их ДНК из проб воды, где они собираются в большие группы. Метод работает без явных ошибок, выявляя разнообразие, недоступное при прямом анализе образцов тканей.

16.11.2016 | Комментарии (11)

У крыс самая «щекотная» область — брюшко

Крысы, оказывается, тоже «боятся» щекотки и реагируют на нее «смехом». Такие же звуки крысы издают во время игрового поведения. Удалось показать, что и «смех», и игровое поведение контролируются вместе в соматосенсорной коре мозга. Поведение крыс напоминает реакцию на щекотку у человека, и эти исследования могут помочь разгадать таинственный феномен щекотки.

10.11.2016 | Комментарии (44)

Комплексный нейропротез, восстанавливающий функцию ходьбы у макаки-резуса

Международной команде ученых удалось создать нейропротез для восстановления функции парализованных конечностей макак-резусов, которые отнялись после повреждения спинного мозга. Ученые расшифровали картину нервных возбуждений, лежащих в основе ходьбы, а также разработали целый комплекс технологических приемов и устройств для передачи нервных импульсов, идущих от моторной области коры головного мозга, к части спинного мозга, лежащей ниже повреждения. В результате обезьяны с поврежденным спинным мозгом могут ходить.

08.11.2016 | Комментарии (14)

Многие беспозвоночные, подобно млекопитающим, вынашивают и выкармливают свое потомство

Глубоководная тихоокеанская медуза Crossota millsae

Обзор по способам вынашивания и выкармливания подрастающей молоди выявил удивительную картину: в той или иной форме питание эмбрионов за счет материнских ресурсов во время беременности или сразу после рождения. Из известных 34 типов животных представители 21 типа беспозвоночных выработали различные способы позаботиться о благополучии своих эмбрионов. Эти способы возникали у беспозвоночных и позвоночных животных независимо по меньшей мере 140 раз.

31.10.2016 | Комментарии (20)

Шмели перенимают новые знания от товарищей

Лабораторная колония земляных шмелей

Ученые провели исследование механизмов обучения у шмелей. Сначала одна группа этих насекомых освоила нехарактерный для шмелей поведенческий алгоритм добычи сладкого сиропа. Другие шмели, наблюдая за их действиями, имели возможность «виртуально» освоить этот прием. Эксперименты показали, что такое обучение работает: в большинстве случаев наблюдения привели к последующему успешному выполнению задания. В колониях шмелей, где имелся хотя бы один носитель нового навыка, этот навык быстро распространялся среди особей, причем учителями могли выступать все новые и новые «посвященные». Это исследование, важное и само по себе, также ставит вопросы о том, что можно считать культурой и как она возникла у человека, так как способность перенимать и передавать знания — это и есть основы культуры.

20.10.2016 | Комментарии (9)

Европейские зубры появились еще в плейстоцене

Наскальные рисунки бизонов

Международный коллектив ученых на основе изучения ДНК из ископаемых образцов вымерших степных зубров и бизонов предложил решение давней загадке происхождения европейских зубров. По их версии зубры появились не внезапно в начале голоцена 11,7 тысяч лет назад, а существовали в течение по крайней мере 55 тысяч лет на европейских территориях. Они появились в результате смешения степного зубра и тура, затем гибриды постепенно сформировали обособленный вид. Существование этого вида зафиксировано в наскальной живописи древних художников.

09.10.2016 | Комментарии (16)

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2016

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине. Фото с сайта beckerexhibits.wustl.edu

В 2016 году Нобелевский комитет присудил премию по физиологии и медицине японскому ученому Ёсинори Осуми за открытие аутофагии и расшифровку ее молекулярного механизма. Аутофагия — переработка отработавших органелл и белковых комплексов. Понимание ее биохимии предполагает возможность контроля и управления всем процессом и его отдельными стадиями. И это дает исследователям очевидные фундаментальные и прикладные перспективы.

04.10.2016 | Комментарии (10)

Собаки, ориентированные на общение с человеком, имеют мутации в пяти генах

Проникновенный собачий взгляд — это одна из специфических поведенческих черт, выработанных собаками в ходе одомашнивания; ученые количественно оценили несколько таких поведенческих признаков у биглей, сопоставив с присутствием генетических мутаций

Шведские ученые выяснили, что умение собак устанавливать контакт с человеком связано с мутациями в пяти генах. Известны и человеческие аналоги этих пяти генов, и мутации в пяти из них повышают вероятность социальных дисфункций, таких как аутизм, шизофрения, синдром дефицита внимания. Данное исследование указывает на общность регуляции социального поведения у разных видов млекопитающих.

29.09.2016 | Комментарии (9)

Сосны и ели приспособились к холоду за счет сходных генов

Сизая ель и сосна скрученная

Международная команда ученых провела масштабное исследование геномов двух видов сосны и ели, чтобы выявить генетические пути видовых адаптаций. Из образцов, собранных в 250 популяциях, представляющих полные видовые ареалы, получены расшифровки 23 тысяч генов, зарегистрированы характерные фенотипические признаки и природные параметры. Разносторонний статистический анализ этих данных показал, что в обоих видах шла направленная адаптация к холодным условиям, и выявил, что среди генов, вовлеченных в процесс адаптации, около полусотни оказались ортологичными, то есть родственными.

21.09.2016 | Комментарии (3)

Интерес к тому или иному исследованию рождается порой из превосходно сделанной фотографии

Зоологи изучили охотничье поведение летучих мышей в условиях антропогенного шумового загрязнения. Они показали, что мыши в ситуации постороннего шума не только ориентируются на слух, как они делают обычно, но начинают больше пользоваться эхолокацией. Такая смена поведенческих реакций помогает животным быстро адаптироваться к новым условиям, навязанным человеком.

13.09.2016 | Комментарии (49)

Рост колоний E. coli через границы концентраций антибиотика ципрофлоксацина

Микробиологи из США и Израиля предложили методику изучения пространственно-временных закономерностей эволюции. В качестве эволюционного полигона для бактерий они использовали метровую площадку с резко различными условиями. Они показали, что на границах участков идет быстрая адаптация, причем доминируют быстрорастущие линии, вне зависимости от качества их адаптивного комплекса. Позже формируются организмы с более сбалансированным набором свойств, они лучше приспособлены и устойчивы к стрессам.

05.09.2016 | Комментарии (19)

Строматолиты в образце из нового местонахождения Исуа

Австралийские ученые вместе с коллегой из Англии, продолжив свои многолетние исследования осадочных пород зеленокаменного пояса Исуа в Гренландии, нашли недостающее доказательство существования древнейшей микробной жизни. В новом местонахождении, открывшемся на месте растаявшего ледника, они обнаружили слоистые структуры, по форме и элементному составу сходные с известными строматолитовыми постройками архея. Их возраст составляет 3,7 млрд лет, и это самые древние из известных на сегодня свидетельств жизни.

06.07.2016 | Комментарии (4)

Verrucomicrobium spinosum — представитель группы Verrucomicrobia, которые, как выяснилось, включены в микробные метанокисляющие комплексы. Роль представителей этой группы в природных сообществах чрезвычайно далека от понимания

Американские ученые, применив комплекс новейших методов, исследовали сообщества микроорганизмов в насыщенных метаном донных осадках. Подавляющее большинство этих микроорганизмов относят к некультивируемым, поэтому лабораторное изучение их метаболизма недоступно. Обнаружено, что это сообщество включает все известные группы метанокисляющих архей. Нашелся также известный набор сульфатредукторов, дополненный группой Verrucomicrobia, которую никогда ранее не находили в ассоциации с метанокисляющими комплексами. Но самое важное — что новые методы прошли «проверку боем».