Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / Александр Марков

Экстракт из старых сородичей ускоряет старение

Схема эксперимента с экстрактами из старых или молодых сородичей

Одной из причин старения многие специалисты считают накопление с возрастом молекулярных «повреждений» той или иной природы. Для проверки этой гипотезы американские и корейские биохимики провели эксперименты на трех модельных объектах — дрожжах, дрозофилах и мышах, которых кормили экстрактами из молодых или старых сородичей. Оказалось, что во всех трех случаях «старая» диета способствует ускоренному старению.

Эволюционные последствия генных дупликаций удалось оценить количественно

Соотношение выявленных случаев компенсации, зависимости и отсутствия достоверного влияния

Дупликация генов с последующим разделением функций между копиями (паралогами) — один из главных способов появления новых признаков. Канадские генетики изучили влияние 56 генных дупликаций, произошедших у предков пекарских дрожжей, на систему взаимодействий между белками в клетке. Оказалось, что в 22 случаях дупликация повысила помехоустойчивость системы, а в 19 других случаях утрата одного паралога не только не компенсируется, но и нарушает работу второго, сохранившегося паралога.

06.02 | Комментарии (18)

Два независимых исследования подтвердили глобальное ослабление синапсов во время сна

Пример двумерного снимка, на котором видна часть дендритного шипика (выделена желтым) и часть аксонной терминали (выделена зеленым) с синаптическими пузырьками

Согласно «гипотезе синаптического гомеостаза», нарастание синаптической проводимости, сопутствующее усвоение нового опыта, снижает работоспособность нервной системы, поэтому она должна регулярно переходить в режим «офлайн» (сон), отключаясь от внешних сигналов. Два коллектива из США независимо подтвердили эту гипотезу. Одна работа основана на трехмерной электронной микроскопии и прямом измерении синапсов, другая — на сравнении количества рецепторов и других белков в синапсах до и после сна.

31.01 | Комментарии (16)

Патогенная бактерия улучшает аппетит своих жертв, помогая им выживать, а себе — распространяться

Схематическое изображение основных результатов исследования

Патогенная бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium блокирует снижение аппетита при кишечных инфекциях у мышей. В результате зараженные мыши продолжают активно питаться, что облегчает течение болезни и снижает смертность, а также помогает бактерии заражать новых жертв.

24.01 | Комментарии (243)

Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором

Фильм «Идиократия»

В современных человеческих популяциях уровень полученного образования обладает высокой наследуемостью, то есть сильно зависит от генов. При этом образование, как правило, отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью: образованные люди хуже размножаются. Это указывает на возможный отбор против «генов образования». Новое исследование, основанное на данных по 110 000 исландцев, родившихся между 1910 и 1975 годами, показало, что так и есть: «гены образования» действительно подвергаются отрицательному отбору.

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

26.12.2016 | Комментарии (9)

Эмбриональное развитие брахиопод проливает свет на природу первично- и вторичноротости

Брахиопода Terebratalia transversa, представитель замковых брахиопод (класс Rhynchonelliformea)

Изучение эмбрионального развития двух видов брахиопод с разными способами закладки рта позволило норвежским и американским зоологам частично расшифровать молекулярно-генетические основы первично- и вторичноротости. Оказалось, что судьба бластопора связана с работой эволюционно консервативных генов — регуляторов развития, участвующих в разметке эмбриональных тканей вдоль передне-задней оси.

19.12.2016 | Комментарии (23)

Чтобы спастись от паразитов, первым живым системам достаточно было время от времени разделяться на мелкие капли

Схема размножения молекулы-репликатора ферментом Qβ-репликазой

Ключевым этапом зарождения жизни было появление химических репликаторов — комплексов молекул, способных к самокопированию и дарвиновской эволюции. Но сразу же должны были появиться и репликационные паразиты, использующие ресурсы сообщества для собственного размножения и ничего не дающиевзамен. Эксперименты на искусственных репликаторах показали, что для защиты от паразитов достаточно периодического разделения раствора, в котором они существуют, на мелкие капельки, которые потом могут снова сливаться.

05.12.2016 | Комментарии (8)

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

28.11.2016 | Комментарии (6)

Собака, обученная команде «сделай так!», имитирует действие хозяина

Вопрос о наличии эпизодической памяти (способности вспоминать события собственной жизни) у животных остается спорным. Венгерские этологи в остроумном эксперименте показали, что собаки помнят действия человека, за которым наблюдали, и могут сымитировать их спустя час, даже если заранее не знают, что возникнет необходимость в такой имитации.

22.11.2016 | Комментарии (1)

Домаций <i>Squamellaria jebbiana</i>

Обнаружен новый тип высокоразвитого сельскохозяйственного симбиоза у муравьев Philidris nagasau и эпифитных растений Squamellaria на островах Фиджи. Муравьи этого вида не строят себе гнезд и всегда живут в особых структурах — домациях, образуемых шестью видами Squamellaria, а эти шесть видов, в свою очередь, растут только под присмотром муравьев P. nagasau. Адаптации к столь тесному сотрудничеству развились у муравьев и растений одновременно — около трех миллионов лет назад.

14.11.2016 | Комментарии (7)

Смена функции гена OSTN у высших приматов

В развитии коры головного мозга млекопитающих важнейшую роль играют гены, включающиеся в нейронах при их возбуждении. Американские нейробиологи обнаружили, что ген OSTN, который у большинства млекопитающих работает в костях и мышцах и не экспрессируется в мозге, у человека и других обезьян включается в нейронах неокортекса при их возбуждении и регулирует рост дендритов. Ген приобрел новую функцию на заре эволюции обезьян и, как показывает эта работа, внес вклад в эволюцию интеллекта у высших приматов.

09.11.2016 | Комментарии (4)

Нематода Caenorhabditis elegans

Оптимальная стратегия добычи пропитания зависит от численности конкурентов. Нематоды C. elegans «учитывают» это при помощи выделяемых феромонов, меняя свое пищевое поведение в зависимости от плотности популяции. Как выяснилось, у нематод есть наследственный диморфизм по силе реакции на один из феромонов: при росте его концентрации одни особи резко снижают свою активность, а другие этого не делают. Американские генетики расшифровали генетические основы этих поведенческих различий и показали, что диморфизм сохраняется благодаря балансирующему отбору.

01.11.2016 | Комментарии (17)

Бонобо Канзи

Сравнительный анализ 65 полных геномов шимпанзе и 10 геномов бонобо показал, что между этими видами, разделившимися 2 млн лет назад, неоднократно происходил генетический обмен. Из четырех подвидов шимпанзе наибольшая примесь генов бонобо обнаружена у центрального подвида Pan troglodytes troglodytes, наименьшая — у западного подвида P. t. verus. Исследование показало, что эпизодическая гибридизация видов, разошедшихся сотни тысяч и даже миллионы лет назад, — не уникальная особенность рода Homo, а скорее общее правило для человекообразных.

24.10.2016 | Комментарии (7)

Южноамериканские обезьяны изготавливают каменные отщепы, похожие на орудия древних гоминид

Чернополосые капуцины раскалывают камни

Наблюдения за дикими чернополосыми капуцинами показали, что эти обезьяны любят колотить камнем по камню, производя отщепы с острыми краями и оббитые ядрища, неотличимые от примитивных орудий ископаемых гоминид. Смысл этого поведения неясен: получающиеся отщепы никогда не используются обезьянами. Открытие показало, что наличие подобных артефактов в археологических слоях еще не доказывает, что изготовившие их приматы занимались целенаправленным производством орудий для последующего использования.

17.10.2016 | Комментарии (40)

Матери-шимпанзе делятся удочками с детенышами, чтобы помочь им научиться ловить термитов

Шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки добывают термитов при помощи палочек с размочаленными концами

У диких шимпанзе из национального парка Нуабале-Ндоки (Конго) существует традиция ловли термитов при помощи искусно изготовленных «удочек» с размочаленными концами. Американские биологи обнаружили, что матери нередко отдают свои удочки детенышам, тем самым помогая им освоить этот полезный навык. Данное поведение самок удовлетворяет формальным критериям целенаправленного учительства, которое до сих пор было корректно подтверждено лишь у немногих видов животных.

11.10.2016 | Комментарии (20)

Человечество приблизилось к пределу долголетия

Эмма Морено

Анализ данных по смертности и продолжительности жизни людей, включая сверхдолгожителей, подтвердил идею о существовании биологического предела человеческого долголетия, который фактически был достигнут уже в 1980–90-е годы и который вряд ли удастся преодолеть без радикальных биомедицинских прорывов. В пользу этого свидетельствуют отсутствие снижения смертности среди людей, достигших 110-летнего возраста, прекратившийся рост среднего возраста смерти среди долгожителей, отсутствие новых рекордов долголетия с 1997 года и другие статистические данные.

03.10.2016 | Комментарии (38)

Человеческая агрессивность имеет глубокие эволюционные корни

Эволюция внутривидовой летальной агрессии у млекопитающих

Испанские биологи реконструировали эволюционную историю летальной внутривидовой агрессии у млекопитающих, сопоставив данные о причинах смерти у 1024 видов со структурой эволюционного дерева. Оказалось, что в данных по уровню агрессии есть «филогенетический сигнал», то есть виды отчасти наследуют свою агрессивность от видов-предков, и что люди относятся к одной из самых агрессивных ветвей млекопитающих. Правда, в последние 500 лет наблюдается снижение летальной агрессии в глобальном масштабе.

28.09.2016 | Комментарии (10)

Новые геномные данные позволили уточнить историю заселения Евразии и Австралии

Доля неандертальской и денисовской ДНК в геномах людей из разных регионов

На сайте журнала Nature опубликованы статьи трех больших международных коллективов, посвященные анализу 787 (в общей сложности) тщательно отсеквенированных человеческих геномов, представляющих популяции со всего мира, включая самые глухие его уголки. Проделанная работа позволила уточнить и дополнить представления об истории заселения Евразии и Австралии людьми современного типа, а также о гибридизации наших предков с неандертальцами и денисовцами.