М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

В. Мацарский
Математически выверенный способ легально установить диктатуру в США

Главная / Новости науки / Микробиология

Вставка генома вольбахии может приводить к развитию новой половой хромосомы у ее хозяев

Мокрица-броненосец Armadillidium vulgare (относится к отряду равноногих раков Isopoda)

Наземные ракообразные мокрицы-броненосцы Armadillidium vulgare, зараженные бактерией вольбахией, утратили женскую W-хромосому. Однако впоследствии в результате крупной вставки из генома вольбахий в одну из хромосом мокриц возник f-элемент, отвечающий за развитие в самок даже в отсутствие бактерий, и у этих ракообразных сформировалась новая пара половых хромосом.

05.12.2016 | Комментарии (8)

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

13.09.2016 | Комментарии (49)

Рост колоний E. coli через границы концентраций антибиотика ципрофлоксацина

Микробиологи из США и Израиля предложили методику изучения пространственно-временных закономерностей эволюции. В качестве эволюционного полигона для бактерий они использовали метровую площадку с резко различными условиями. Они показали, что на границах участков идет быстрая адаптация, причем доминируют быстрорастущие линии, вне зависимости от качества их адаптивного комплекса. Позже формируются организмы с более сбалансированным набором свойств, они лучше приспособлены и устойчивы к стрессам.

06.07.2016 | Комментарии (4)

Verrucomicrobium spinosum — представитель группы Verrucomicrobia, которые, как выяснилось, включены в микробные метанокисляющие комплексы. Роль представителей этой группы в природных сообществах чрезвычайно далека от понимания

Американские ученые, применив комплекс новейших методов, исследовали сообщества микроорганизмов в насыщенных метаном донных осадках. Подавляющее большинство этих микроорганизмов относят к некультивируемым, поэтому лабораторное изучение их метаболизма недоступно. Обнаружено, что это сообщество включает все известные группы метанокисляющих архей. Нашелся также известный набор сульфатредукторов, дополненный группой Verrucomicrobia, которую никогда ранее не находили в ассоциации с метанокисляющими комплексами. Но самое важное — что новые методы прошли «проверку боем».

05.07.2016 | Комментарии (52)

Biolog EcoPlate — плашка для определения спектра пищевых ресурсов

Эволюционные эксперименты на микробных сообществах, составленных из разного числа близкородственных видов, показали, что биоразнообразие может стимулировать свой собственный рост, способствуя диверсификации микробов. В основе обнаруженного механизма лежит конкуренция за пищевые ресурсы: в богатом видами сообществе высокая конкуренция за узкий круг самых «популярных» источников углерода, тогда как другие источники остаются недоиспользованными. Поэтому преимущество получают мутанты, у которых повышена эффективность использования непопулярных субстратов.

21.06.2016 | Комментарии (2)

MHFD-мыши, искусственно зараженные кишечными бактериями <i>Lactobacillus reuteri</i>

Потомство матерей, страдающих ожирением, имеет повышенный риск «расстройств аутистического спектра», включая нарушенное социальное поведение. Эксперименты на мышах показали, что это связано с изменениями кишечной микробиоты. У мышей, чьи матери питались жирной пищей, снижается производство окситоцина, слабеет реакция «системы внутреннего вознаграждения» на социальные стимулы и пропадает интерес к общению. Все эти симптомы исчезают, если добавить мышам в пищу кишечных бактерий Lactobacillus reuteri.

18.05.2016 | Комментарии (20)

Monocercomonoides globus

Ученые из Чехии и Канады исследовали одноклеточный эукариотический организм Monocercomonoides, утерявший в ходе эволюции митохондрии. У него не обнаружено ни митохондриальных, ни ядерных генов, связанных с основной функцией митохондрии — окислением кислородом органических соединений и запасанием энергии. Как выяснилось, Monocercomonoides смог полностью отказаться от митохондрий за счет приобретения набора необходимых бактериальных ферментов, получив его в ходе горизонтального переноса генов.

13.05.2016

Экспрессия репортера специфичного для нервного гребня при меланоме

С помощью флуоресцентного маркера, сконструированного на основе регуляторной области гена crestin рыбок данио-рерио, ученые проследили самые ранние стадии зарождения и развития меланомы. Оказалось, что при возникновении злокачественной опухоли отдельные меланоциты перепрограммируются в состояние своих ранних эмбриональных предшественников. Удалось также определить транскрипционные факторы и перестройки хроматина, связанные с превращением предрасположенных к раку доброкачественных клеток в злокачественные.

18.04.2016 | Комментарии (17)

Нескончаемая гонка вооружений между паразитами-бактериофагами и их жертвами-бактериями

Эффективность системы наследуемого приобретенного иммунитета CRISPR-Cas, широко распространенная у прокариот, обеспечивается тем, что благодаря ее работе разные бактерии учатся распознавать вирус по разным участкам его генома. В результате способы защиты бактерий от данного вируса становятся настолько разнообразными, что никакие точечные мутации уже не помогают вирусам эффективно приспособиться к коллективной обороне жертв. Это способствует эволюции специальных вирусных генов, подавляющих работу системы CRISPR в целом, а бактерии отвечают на это эволюцией новых вариантов системы CRISPR.

02.03.2016 | Комментарии (16)

Кремнистые диатомовые водоросли синтезируют кальцитовые микрофибриллы

Визуализация микрофибрилл стебелька

Диатомовые водоросли Didymosphenia geminate образуют сплошные километровые заросли на донных субстратах в чистых реках и ручьях, создавая серьезную экологическую проблему. Но до сих пор было не очень понятно, как эти водоросли закрепляются на камнях в условиях быстро текущей воды, инициируя начало колонии. Судя по всему, это происходит из-за кальцитовых микрофибрилл в стебельках водорослей, и ученые предложили вероятный механизм их образования за счет работы комплекса карбоангидраз.

06.01.2016 | Комментарии (21)

Нефотосинтезирующую бактерию можно обучить фотосинтезу, поместив ее в подходящую среду

Схема гибридной фотосинтезирующей системы

Американские химики и биоинженеры создали «гибридную» фотосинтезирующую систему, в которой светособирающую функцию выполняют наночастицы сульфида кадмия, а живая нефотосинтезирующая бактерия Moorella thermoacetica забирает у них возбужденные светом электроны и использует для восстановления CO2 и синтеза органики. Подобные биотехнические устройства, преобразующие энергию солнечного света в нужные человеку органические вещества, когда-нибудь превзойдут по эффективности обычные фотосинтезирующие организмы.

04.11.2015 | Комментарии (2)

Сырная плесень сформировалась за счет множественных горизонтальных переносов полезных генов

Вкусные французские сыры

Французские ученые, изучив десять видов плесени, используемой для приготовлении сыров, пришли к заключению, что некоторые свои свойства эти плесени получили за счет горизонтальных переносов от неродственных видов. Вероятно, таким образом они приобрели гены, ответственные за ускоренную переработку лактозы и подавление роста конкурентов. Как показали эксперименты, оба свойства дают выигрыш только на сырном субстрате.

13.10.2015 | Комментарии (22)

Формирование древесины рассмотрели под микроскопом

Изображение клеточной стенки

Международная группа ученых с помощью комбинированных методов сконструировала растение, в поверхностном слое клеток которого начала формироваться вторичная клеточная стенка — основной компонент древесины. Это позволило воочию наблюдать за ее развитием, что прежде было невозможно, ведь древесина развивается во внутренних слоях растительных стеблей или корней. Ученые измерили скорость процесса, его необходимые слагаемые и их локализацию в клетке.

07.10.2015 | Комментарии (7)

Нобелевская премия по физиологии и медицине — 2015

Медаль Нобелевской премии по физиологии и медицине

5 октября были объявлены лауреаты Нобелевской премии в области физиологии и медицины за 2015 год. Половина премии присуждена американцу ирландского происхождения Уильяму Кэмпбеллу и японцу Сатоси Омуре за их исследования в области лечения заболеваний, вызванных паразитическими червями. Вторая половина премии досталась китаянке Ту Юю за открытие новых методов лечения малярии.

03.08.2015 | Комментарии (6)

Новый сорт риса поможет уменьшить выбросы парниковых газов

Флуоресценция метанобразующих бактерий на корнях риса

Ученые из Швеции получили генетически модифицированный рис, плантации которого почти не выбрасывают в атмосферу метан. Для этого рис снабдили одним из генов ячменя, стимулирующим отложение крахмала в стеблях и семенах растения. Зерна такого риса более питательные, а в корнях, наоборот, запасается меньше углеводов.

27.07.2015 | Комментарии (9)

Микробиота угленосных океанических осадков унаследована от древних почв

Микрофлора углистых прослоев на глубине 2,4 км под дном океана

В ходе глубокого бурения северо-западного шельфа Тихого океана были собраны данные по микробиоте океанических осадков. В осадочных породах на глубинах от 1,5 до 2,5 км обнаружена сравнительно богатая микрофлора, которая по своему составу оказалась ближе к комплексу лесных почв, чем морских осадков. Это означает, что за 60 миллионов лет микробное сообщество морских осадков не вытеснило полностью изначальное почвенное сообщество.

08.07.2015 | Комментарии (14)

Социальность у ос способствует уменьшению мозга

Оса

Принято считать, что социальность ведет к увеличению размеров мозга у общественных животных. Однако ученые из Филадельфии, изучившие анатомию мозга в разнообразном семействе настоящих ос (Vespidae), пришли к прямо противоположному выводу: в ходе эволюции становление общественного образа жизни сопряжено с уменьшением мозга.

03.07.2015 | Комментарии (33)

Одноклеточные водоросли построили сложный глаз из хлоропластов и митохондрий

Глаз одноклеточного организма семейства Warnowiidae

Сделать камерный глаз, обладающий роговицей, радужной оболочкой, линзой и сетчаткой, можно и из компонентов единственной клетки. Для этого представители динофлагеллят семейства Warnowiidae используют сложным образом объединенные органеллы — митохондрии, эндоплазматическую сеть и бывшие хлоропласты, потерявшие способность фотосинтезировать.

15.06.2015

В бактерию без циркадных ритмов встроили «часы» от цианобактерии

Схема работы осциллятора бактерий Synechococcus elongatus

Ученые снабдили молекулярными циркадными часами бактерию, у которой не было природных циркадных ритмов. К таким часам можно подключить любые гены, и их работа станет зависимой от времени суток. С помощью имплантации суточных часов можно будет лечить заболевания, связанные с расстройством циркадных ритмов, или наладить адресную доставку лекарств в пораженные ткани строго по расписанию.

12.05.2015 | Комментарии (17)

Новооткрытый микроб заполняет брешь между прокариотами и эукариотами

Эволюционное дерево архей

В донных осадках на глубине 3283 м в Северном Ледовитом океане обнаружены микроорганизмы из надцарства архей, более близкие к эукариотам, чем любые другие прокариоты. Судя по набору генов, новая группа микробов, получившая название локиархей, обладает многими важными признаками эукариот, включая актиновый цитоскелет и способность к фагоцитозу.