А. Новиков

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

Главная / Новости науки / Медицина

31.01 | Комментарии (16)

Патогенная бактерия улучшает аппетит своих жертв, помогая им выживать, а себе — распространяться

Схематическое изображение основных результатов исследования

Патогенная бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium блокирует снижение аппетита при кишечных инфекциях у мышей. В результате зараженные мыши продолжают активно питаться, что облегчает течение болезни и снижает смертность, а также помогает бактерии заражать новых жертв.

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

27.12.2016 | Комментарии (4)

Найдены новые потенциальные препараты от туберкулеза

Сравнение последовательности аминокислот в человеческой и туберкулезной ЛРСазе

Коллаборация украинских и канадских химиков опубликовала две работы, в которых предлагаются принципиально новые потенциальные лекарства от туберкулеза, направленные на селективную деактивацию фермента лейцил-тРНК-синтетазы (ЛРСаза) туберкулезной палочки Mycobacterium tuberculosis.

08.12.2016 | Комментарии (7)

Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами

Европейская лесная мышь

Многие опасные для человека болезни передаются грызунами, причем обычно возбудители переносятся сразу несколькими видами грызунов, обитающими на одной территории. В недавней статье показано, что в крови европейской лесной мыши и рыжей полевки встречаются разные наборы генетических линий одних и тех же видов бактерий из рода Bartonella, то есть смешивание при передаче от мыши к полевке и наоборот происходит редко, хотя те и другие обитают бок о бок в одном лесу.

05.12.2016 | Комментарии (8)

Инъекция бделловибрионов в зараженную шигеллами личинку данио

Быстрое распространение устойчивых к антибиотикам штаммов патогенных бактерий заставляет медиков и биологов искать новые подходы к борьбе с инфекциями. Одним из них может стать использование хищной бактерии Bdellovibrio. Эксперименты на личинках рыбы данио-рерио показали, что инъекция бделловибрионов повышает выживаемость личинок, зараженных патогенной бактерией Shigella flexneri.

01.12.2016 | Комментарии (4)

Иерахия у макак-резусов влияет на их здоровье

Долговременный эксперимент, в котором у макак специально меняли социальный статус в группе, позволил выявить широкий массив генов иммунного ответа, уровень экспрессии которых зависит от социального статуса. У особей, у которых статус понизился, картина экспрессии генов напоминает начальные стадии воспалительного процесса, то есть понижение статуса негативно повлияло на их здоровье. Зато дружеские связи в группе положительно сказываются на самочувствии макак.

10.11.2016 | Комментарии (44)

Комплексный нейропротез, восстанавливающий функцию ходьбы у макаки-резуса

Международной команде ученых удалось создать нейропротез для восстановления функции парализованных конечностей макак-резусов, которые отнялись после повреждения спинного мозга. Ученые расшифровали картину нервных возбуждений, лежащих в основе ходьбы, а также разработали целый комплекс технологических приемов и устройств для передачи нервных импульсов, идущих от моторной области коры головного мозга, к части спинного мозга, лежащей ниже повреждения. В результате обезьяны с поврежденным спинным мозгом могут ходить.

27.10.2016 | Комментарии (2)

Моллюски разных видов могут заражать друг друга раком

<i>Polititapes aureus</i>, пораженный чужими раковыми клетками

Онкологические заболевания возникают в результате мутаций в соматических клетках. Ставшие раковыми клетки способны распространяться по организму, но случаи передачи рака между организмами, хотя и известны, пока еще могут считаться исключительными. Тем не менее, недавно к числу видов, уязвимых к «заразному» раку, добавились моллюски Mya arenaria. В новой работе ученые показывают, что заражение раком возможно и между различными видами моллюсков.

11.10.2016 | Комментарии (20)

Человечество приблизилось к пределу долголетия

Эмма Морено

Анализ данных по смертности и продолжительности жизни людей, включая сверхдолгожителей, подтвердил идею о существовании биологического предела человеческого долголетия, который фактически был достигнут уже в 1980–90-е годы и который вряд ли удастся преодолеть без радикальных биомедицинских прорывов. В пользу этого свидетельствуют отсутствие снижения смертности среди людей, достигших 110-летнего возраста, прекратившийся рост среднего возраста смерти среди долгожителей, отсутствие новых рекордов долголетия с 1997 года и другие статистические данные.

01.09.2016 | Комментарии (6)

Т-клетки здоровых людей научили распознавать чужой рак

Т-клетки натаскивают на неоантигены

Один из перспективных подходов к лечению рака — применение Т-клеток, реагирующих на новые антигены, которые возникают вследствие мутаций в генах опухолей. Проблема в том, что лишь малая доля этих неоантигенов распознается собственными Т-клетками больного. Ученые отобрали из клеток трех пациентов, больных меланомой, несколько десятков потенциальных антигенов. С помощью манипуляций in vitro им удалось научить Т-клетки, взятые у здоровых доноров, нападать на 11 из 57 антигенов. Такой «иммунный ответ извне» открывает новые возможности для усовершенствования иммунотерапии рака.

29.07.2016 | Комментарии (4)

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Схематическое изображение липоплекса

Немецким ученым удалось создать принципиально новую противораковую вакцину. Они запаковали матричную РНК генов, специфичных для раковых клеток, в особые наночастицы и заставили их адресно проникать в дендритные клетки лимфоидных тканей. Дендритные клетки «инструктировали» Т-лимфоциты и направляли их в атаку на раковый антиген, то есть на раковые клетки. Испытания на мышах и даже на пациентах, больных меланомой, показали высокую терапевтическую и профилактическую эффективность новой вакцины.

10.06.2016 | Комментарии (1)

Основные события и механизмы отбора и поддержания раковых клеток в латентном состоянии

После успешного удаления раковой опухоли даже на ранних стадиях ее роста через несколько месяцев или лет часто развиваются удаленные метастазы. Это серьезная проблема в лечении онкологических заболеваний. Недавно ученым удалось сделать шаг к ее решению: найдены клоны клеток раков легких и молочной железы человека, которые при инъекции подопытным мышам образуют опухоли очень нескоро — через несколько месяцев. Удалось определить механизмы, с помощью которых эти клетки «впадают в спячку» и скрываются от иммунной системы.

07.04.2016 | Комментарии (19)

Клетки глиобластомы соединены сетью микротрубок, обеспечивающих рост опухоли и ее устойчивость к терапии

Рост в течение 60 дней клеток глиобластомы трансплантированных в мозг мыши

Большая группа европейских исследователей открыла важную особенность строения некоторых глиом (неизлечимых раковых опухолей мозга). Опухолевые клетки оказались соединены в единый «орган» длинными микротрубками, облегчающими их проникновение в окружающие ткани и повышающими устойчивость опухоли к радиотерапии. Ученые изучили механизмы формирования опухолевых микротрубок, их свойства и функции, а также их связь с устойчивостью опухолей к терапии и определили потенциальные мишени для лечения таких глиом.

21.03.2016 | Комментарии (3)

Оптогенетика помогла улучшить память мышам с болезнью Альцгеймера

Схема эксперимента

У трансгенных мышей, страдающих аналогом человеческой болезни Альцгеймера, на ранних стадиях болезни сохраняется кратковременная память, но нарушается долговременная. Оптогенетические эксперименты показали, что приобретенное знание, которое мышь в обычной ситуации быстро забывает, можно надолго записать в мышиную память путем искусственной стимуляции нейронов энторинальной коры, которые участвовали в первичном запоминании.

15.03.2016 | Комментарии (3)

Регуляторные элементы вирусного происхождения помогают работе нашего иммунитета

Схема возникновения ретровирусных участков ДНК

Известно, что регуляторные элементы вирусов, встроившиеся в геном предков человека миллионы лет назад, могут работать нам на благо. Такие примеры есть в совершенно разных системах организма: это может быть и регуляция синтеза некоторых нейромедиаторов, и управление процессами, происходящими в матке во время беременности. В новом исследовании показано, что это происходит и в иммунной системе человека: благодаря последовательностям ДНК ретровирусов человеческие клетки управляют активностью ответа на интерферон.

16.02.2016 | Комментарии (7)

Биспецифические антитела могут уничтожать скрытые резервуары ВИЧ-инфекции

Схема строения искусственно сконструированных биспецифических антител

Одна из проблем современных методов лечения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) заключается в том, что часть пораженных вирусом клеток не погибает, оставаясь латентным (скрытым) резервуаром вируса в организме. Если лечение приостановить, то болезнь может вновь вступить в активную фазу. Ученые из США разработали специальные антитела, направляющие цитотоксичные Т-клетки на атаку латентных ВИЧ-клеток. Полученные результаты могут оказаться важным шагом на пути разработки средств и методов полного излечения от СПИДа.

05.02.2016 | Комментарии (52)

Удаление стареющих клеток продлевает мышам жизнь

Мыши двух генетически модифицированных линий, у которых можно уничтожать стареющие клетки, если давать им лекарство AP20187

С помощью технологии, сложной в реализации, но простой по смыслу, американские ученые получили две линии мышей, у которых можно уничтожать стареющие клетки. Благодаря такой терапии удалось отсрочить у экспериментальных животных развитие старческих болезней, оздоровить их, а также увеличить их среднюю продолжительность жизни на 17–35%.

12.01.2016 | Комментарии (9)

Локализацию метастазов определяют интегрины опухолевых экзосом

Легкое, в котором скапливаются раковые экзосомы

Получены данные, впервые объясняющие давно известный эффект: у каждого типа раковых опухолей есть излюбленные органы для местазирования — так называемый органотропизм. Выяснилось, что это связано с различными наборами трансмембранных рецепторов интегринов на поверхности экзосом опухолей. В клинической практике с помощью определения интегринов на экзосомах, вероятно, можно будет предсказывать пути распространения метастазов.

03.12.2015 | Комментарии (8)

Рибопереключатели — новая мишень для антибиотиков

Блокирование синтеза рибофлавина в бактериях

Скрининг почти 57 000 токсичных для бактерий синтетических соединений позволил выявить высокоспецифический регулятор трансляции мРНК одного из генов пути синтеза рибофлавина, жизненно важного для батерий. Несмотря на отличие структуры этого регулятора (его назвали рибоцилом) от структуры естественного регулятора флавинмононуклеотида, рибоцил тоже оказался способным блокировать этот путь, выключая рибопереключатель гена ribB и подавляя таким образом трансляцию мРНК.

01.12.2015 | Комментарии (22)

Регенерация покровных тканей без шрамов возможна у млекопитающих

Мышиное ухо с проколом

Американские ученые разобрались в деталях работы связки регуляторных генов и соответствующих белков во время заживления ран кожных покровов и подкожных тканей. Эксперименты проводились на мышах, но вполне возможно, что эта методика приложима и к человеческой медицине. Ученые доказали, что возможна регенерация без образования рубцов, объяснили и показали, как можно достигнуть подобного результата.