Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / Биология

В пении флейтовых птиц обнаружены музыкальные принципы

Сорочья флейтовая птица

Музыка предполагает определенный баланс между повторяемостью и вариативностью. С одной стороны, чрезмерно сложная, лишенная упорядоченности мелодия плохо воспринимается слушателем, с другой — однообразное повторение одних и тех же звуков вряд ли можно назвать музыкой. Американские исследователи обнаружили в пении сорочьих флейтовых птиц сходный баланс между повторяемостью и вариативностью отдельных элементов. Возможно, это нужно, чтобы птицы-слушатели лучше запоминали песни.

20.02 | Комментарии (13)

Экстракт из старых сородичей ускоряет старение

Схема эксперимента с экстрактами из старых или молодых сородичей

Одной из причин старения многие специалисты считают накопление с возрастом молекулярных «повреждений» той или иной природы. Для проверки этой гипотезы американские и корейские биохимики провели эксперименты на трех модельных объектах — дрожжах, дрозофилах и мышах, которых кормили экстрактами из молодых или старых сородичей. Оказалось, что во всех трех случаях «старая» диета способствует ускоренному старению.

Кембрийское ископаемое Saccorhytus поместили в основание эволюционной линии вторичноротых

Реконструкция Saccorhytus, вид сбоку

Микроскопическое ископаемое Saccorhytus, найденное в Китае в местонахождении с мягкотелыми остатками, является близким родичем предка всех вторичноротых животных. Об этом свидетельствует его морфология — наличие рта с радиальными складками и отверстий, которые интерпретируются как прообраз жаберных щелей.

Эволюционные последствия генных дупликаций удалось оценить количественно

Соотношение выявленных случаев компенсации, зависимости и отсутствия достоверного влияния

Дупликация генов с последующим разделением функций между копиями (паралогами) — один из главных способов появления новых признаков. Канадские генетики изучили влияние 56 генных дупликаций, произошедших у предков пекарских дрожжей, на систему взаимодействий между белками в клетке. Оказалось, что в 22 случаях дупликация повысила помехоустойчивость системы, а в 19 других случаях утрата одного паралога не только не компенсируется, но и нарушает работу второго, сохранившегося паралога.

10.02 | Комментарии (32)

Межгрупповой отбор формирует социум, а внутригрупповой его поддерживает

Самки паука Anelosimus studiosus

Колонии факультативно социальных пауков Anelosimus studiosus, обитающих на территории Северной Америки, состоят из смеси «мирных» и «агрессивных» самок, которые совместно охотятся и заботятся о потомстве. Оба поведенческих фенотипа являются генетически обусловленными, и такая ситуация благоприятствует действию группового отбора, который формирует оптимальную структуру сообщества. В новом исследовании показано, как именно это происходит: особи избыточного фенотипа в колонии производят меньше яиц, чем особи дефицитного фенотипа.

Эволюция клювов демонстрирует ход адаптивной радиации у птиц

3D-сканы клювов птиц
Проанализировав форму клюва современных птиц, ученые выделили два этапа в их адаптивной радиции. На первом этапе эволюция привела к быстрому освоению всего адаптивного пространства. При дальнейшей эволюции адаптивное пространство перераспределялось и дробилось на более узкие экологические ниши

06.02 | Комментарии (18)

Два независимых исследования подтвердили глобальное ослабление синапсов во время сна

Пример двумерного снимка, на котором видна часть дендритного шипика (выделена желтым) и часть аксонной терминали (выделена зеленым) с синаптическими пузырьками

Согласно «гипотезе синаптического гомеостаза», нарастание синаптической проводимости, сопутствующее усвоение нового опыта, снижает работоспособность нервной системы, поэтому она должна регулярно переходить в режим «офлайн» (сон), отключаясь от внешних сигналов. Два коллектива из США независимо подтвердили эту гипотезу. Одна работа основана на трехмерной электронной микроскопии и прямом измерении синапсов, другая — на сравнении количества рецепторов и других белков в синапсах до и после сна.

31.01 | Комментарии (16)

Патогенная бактерия улучшает аппетит своих жертв, помогая им выживать, а себе — распространяться

Схематическое изображение основных результатов исследования

Патогенная бактерия Salmonella enterica serovar Typhimurium блокирует снижение аппетита при кишечных инфекциях у мышей. В результате зараженные мыши продолжают активно питаться, что облегчает течение болезни и снижает смертность, а также помогает бактерии заражать новых жертв.

30.01 | Комментарии (32)

Генетики поняли, как вернуть помидорам вкус и запах, отнятые селекционерами

Разнообразие форм и размеров помидоров <i>S. lycopersicum</i>

Современные сорта помидоров, как правило, лишены своего особенного помидорного запаха и зачастую вкуса. Это результат селекции, нацеленной на создание крупных и ярких плодов, привлекательных для глаза покупателя, в ущерб вкусу и запаху. Масштабное генетическое исследование выявило химические компоненты, влияющие на вкус и запах почти 400 сортов помидоров, и позволило составить перечень аллельных мутаций, на которые стоит направить селекционные усилия для создания вкусных и ароматных помидоров.

По годичным кольцам окаменевшего леса прочитана древнейшая летопись солнечной активности

Ствол 15-метрового каламита, найденный в Хемнице

Анализ древесины раннепермского ископаемого леса, найденного в немецком городе Хемниц, выявил впечатляющее постоянство в характере солнечной активности. Выяснилось, что 290 млн лет назад, как и сейчас, на Солнце наблюдались 11-летние циклы, связанные с динамикой его магнитного поля. Благодаря влиянию на климат Земли эти циклы отразились на толщине годичных колец деревьев той далекой эпохи.

24.01 | Комментарии (244)

Гены, способствующие получению хорошего образования, отсеиваются отбором

Фильм «Идиократия»

В современных человеческих популяциях уровень полученного образования обладает высокой наследуемостью, то есть сильно зависит от генов. При этом образование, как правило, отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью: образованные люди хуже размножаются. Это указывает на возможный отбор против «генов образования». Новое исследование, основанное на данных по 110 000 исландцев, родившихся между 1910 и 1975 годами, показало, что так и есть: «гены образования» действительно подвергаются отрицательному отбору.

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

09.01 | Комментарии (58)

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

Вставка генома вольбахии может приводить к развитию новой половой хромосомы у ее хозяев

Мокрица-броненосец Armadillidium vulgare (относится к отряду равноногих раков Isopoda)

Наземные ракообразные мокрицы-броненосцы Armadillidium vulgare, зараженные бактерией вольбахией, утратили женскую W-хромосому. Однако впоследствии в результате крупной вставки из генома вольбахий в одну из хромосом мокриц возник f-элемент, отвечающий за развитие в самок даже в отсутствие бактерий, и у этих ракообразных сформировалась новая пара половых хромосом.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

29.12.2016 | Комментарии (3)

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

28.12.2016 | Комментарии (12)

Переехав в Новую Зеландию, европейские ежи меняют свои привычки

Erinaceus europaeus

Ежи, завезенные в Новую Зеландию из Европы, демонстрируют особенности поведения, не характерные на родине: внутривидовая агрессия снижается, и ежи зимуют в коллективных гнездах. Кроме того, новозеландские ежи почти полностью перешли на растительный корм, особенно это выражено в горных популяциях.