Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / Палеонтология

Кембрийское ископаемое Saccorhytus поместили в основание эволюционной линии вторичноротых

Реконструкция Saccorhytus, вид сбоку

Микроскопическое ископаемое Saccorhytus, найденное в Китае в местонахождении с мягкотелыми остатками, является близким родичем предка всех вторичноротых животных. Об этом свидетельствует его морфология — наличие рта с радиальными складками и отверстий, которые интерпретируются как прообраз жаберных щелей.

По годичным кольцам окаменевшего леса прочитана древнейшая летопись солнечной активности

Ствол 15-метрового каламита, найденный в Хемнице

Анализ древесины раннепермского ископаемого леса, найденного в немецком городе Хемниц, выявил впечатляющее постоянство в характере солнечной активности. Выяснилось, что 290 млн лет назад, как и сейчас, на Солнце наблюдались 11-летние циклы, связанные с динамикой его магнитного поля. Благодаря влиянию на климат Земли эти циклы отразились на толщине годичных колец деревьев той далекой эпохи.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

12.12.2016 | Комментарии (15)

Найденный в янтаре оперенный хвост динозавра вряд ли годился для полета

Оперенный хвост динозавра

Ученые обнаружили в бирманском янтаре, богатом на включения животных мелового периода, мумифицированный скелет хвоста динозавра, покрытый перьями. Это первая находка динозавра, у которого перья непосредственно связаны со скелетом, причем структура перьев хорошо сохранилась. Наличие скелета позволило отнести обладателя перьев к группе целурозавров.

20.10.2016 | Комментарии (9)

Европейские зубры появились еще в плейстоцене

Наскальные рисунки бизонов

Международный коллектив ученых на основе изучения ДНК из ископаемых образцов вымерших степных зубров и бизонов предложил решение давней загадке происхождения европейских зубров. По их версии зубры появились не внезапно в начале голоцена 11,7 тысяч лет назад, а существовали в течение по крайней мере 55 тысяч лет на европейских территориях. Они появились в результате смешения степного зубра и тура, затем гибриды постепенно сформировали обособленный вид. Существование этого вида зафиксировано в наскальной живописи древних художников.

18.10.2016 | Комментарии (3)

Ископаемые пчелиные гнезда рассказали об условиях жизни австралопитека

Виртуальный срез через кусок породы из Таунга

Ученые из Великобритании и ЮАР обнаружили окаменевшие почвенные гнезда одиночных пчел в том же слое кальцитовой породы, из которого происходит череп молодого австралопитека африканского. Влажный пещерный микроклимат никак не подходит для этих насекомых, что доказывает, что захоронение останков австралопитека происходило не в пещере, а в саванне на открытом воздухе.

16.09.2016 | Комментарии (4)

В эоценовых отложениях найдена змея, проглотившая ящерицу с жуком в желудке

Змея Palaeopython fischeri с ящерицей в желудке

Немецкие палеонтологи сделали уникальную находку в эоценовых отложениях карьера Мессель (Германия). Они обнаружили змею, в желудке которой находится только что (на тот момент) проглоченная ею ящерица. Ящерица же, перед тем как стать жертвой змеи, успела закусить насекомым. Таким образом, в руки ученых попали сразу три звена древней пищевой цепи.

12.09.2016 | Комментарии (2)

Скелет конечности акантостеги

Эволюционный переход от древних лопастепёрых рыб к наземным позвоночным (тетраподам) изучен палеонтологами довольно подробно, однако почти ничего не известно об индивидуальном развитии первых настоящих тетрапод, таких как акантостега и ихтиостега. Изучение структуры плечевых костей акантостеги при помощи синхротронной микротомографии показало, что рост костей продолжался вплоть до самой гибели животных и что скелет акантостеги начинал окостеневать очень поздно, лишь в конце долгого «детства». Пока скелет оставался хрящевым, он явно был непригоден для передвижения по суше.

05.09.2016 | Комментарии (19)

Строматолиты в образце из нового местонахождения Исуа

Австралийские ученые вместе с коллегой из Англии, продолжив свои многолетние исследования осадочных пород зеленокаменного пояса Исуа в Гренландии, нашли недостающее доказательство существования древнейшей микробной жизни. В новом местонахождении, открывшемся на месте растаявшего ледника, они обнаружили слоистые структуры, по форме и элементному составу сходные с известными строматолитовыми постройками архея. Их возраст составляет 3,7 млрд лет, и это самые древние из известных на сегодня свидетельств жизни.

07.07.2016 | Комментарии (7)

Предполагаемая личинка Pedanoptera arachnophila

Палеоэнтомологи обнаружили в бирманском янтаре возрастом около 99 миллионов лет необычную личинку сетчатокрылого насекомого. Судя по строению конечностей, она охотилась на пауков, разгуливая по их ловчим сетям. Помимо личинки, было найдено почти столь же необычное взрослое насекомое из этого же отряда, утратившее задние крылья. Ученые отнесли обе находки к одному и тому же виду, который получил название Pedanoptera arachnophila.

08.06.2016 | Комментарии (2)

Моляр из Мата Менге

В 2004 году в пещере Лианг-Буа на индонезийском острове Флорес были обнаружены остатки нескольких людей нового вида, за маленький рост прозванные «хоббитами». Это событие поставило перед антропологами вопросы, на которые до сих пор нет ответа: когда предки этих людей попали на остров? какая у них родословная? И вот в 2014 году в раскопе Мата Менге, в 74 км от пещеры Лианг-Буа, были найдены часть нижней челюсти взрослого индивида и еще шесть зубов. Сравнение этих остатков с костями из Лианг-Буа и с аналогичным материалом по различным представителям древнейших гоминид указывает на родство «хоббитов» с Homo erectus.

24.05.2016 | Комментарии (4)

Carbolohmannia maimaiphilus

Палеонтологи из Франции и России обнаружили древнейшее свидетельство взаимодействия клещей и других членистоногих. Они разглядели на отпечатке каменноугольного насекомого возрастом 320 млн лет панцирного клеща, который, по-видимому, катался на его спине. Открытие доказывает, что уже на заре своей эволюции клещи прибегали к той же стратегии расселения, что и в наши дни.

23.05.2016 | Комментарии (15)

Ископаемые водоросли из формации Гаоюйчжуан

Китайские палеонтологи обнаружили в мезопротерозойских карбонатных сланцах возрастом 1,56 млрд лет отпечатки крупных многоклеточных организмов, похожих на современные водоросли. У некоторых экземпляров сохранились стебельки и прикрепительные образования, найдены также фрагменты с хорошо сохранившейся клеточной структурой. Находки представляют собой самое убедительное на сегодня подтверждение того, что в начале мезопротерозоя в морях уже существовали крупные многоклеточные эукариоты, подлинный расцвет которых начался лишь спустя миллиард лет.

28.04.2016 | Комментарии (31)

Взрослый рапетозавр и его недельный малыш

В местонахождении Меварано позднемелового возраста на Мадагаскаре найдены кости гигантского динозавра рапетозавра (Rapetosaurus krausei). К известным ранее находкам рапетозавра прибавился совсем юный экземпляр, возраст которого составлял всего несколько недель. Оценки скорости роста оказались фантастическими: после вылупления из яйца за первые несколько недель жизни этот динозавренок увеличился в 10 раз! Форма костей и суставов у этого малыша схожа с костями взрослых рапетозавров, а это означает выводковый тип развития у гигантских зауропоподов: динозаврята вылуплялись из яиц уже полностью подготовленными к самостоятельной жизни.

05.04.2016 | Комментарии (19)

«Хоббиты» с острова Флорес оказались вчетверо старше

3D-модель пещеры Лианг-Буа

Тщательный анализ процесса осадконакопления в пещере Лианг-Буа позволил точнее определить возраст остатков флоресских людей (Homo floresiensis), получивших за карликовый рост прозвище «хоббиты» с острова Флорес. Прежде считалось, что эти примитивные люди относительно молоды: геологический возраст последних их представителей оценивался в 18‒13 тысяч лет. Новые датировки увеличивают его как минимум до 60 тысяч лет.

22.03.2016 | Комментарии (13)

Загадочный ископаемый «монстр Талли» оказался родственником миног

Модель туллимонстра в Филдовском музее естественной истории

Монстр Талли, или туллимонстр (Tullimonstrum gregarium), — ископаемое животное каменноугольного периода, жившее 300 млн лет назад, — известен более полувека. Однако его филогенетические связи оставались спорными: его сближали практически со всеми типами животных — с хордовыми, членистоногими, моллюсками, опабиниями, немертинами. После обобщения и переосмысления большого существующего материала туллимонстра поместили в основание ветви ископаемых и современных миног и близких к ним животных.

26.02.2016 | Комментарии (21)

Древнейшие предки кольчатых червей могли быть похожи на брахиопод

Рис. 1. Некоторые кембрийские ископаемые

Обзор событий кембрийского взрыва показывает, что из крупнейших эволюционных ветвей животных последней в палеонтологической летописи появляется группа Spiralia. Выдвинута гипотеза, что уникальной приспособительной стратегией древних спиралий было освоение сидячего образа жизни. Эта гипотеза — спорная, но если она окажется верной, то может сильно повлиять на наши представления о ранней эволюции двусторонне-симметричных животных.

27.01.2016 | Комментарии (5)

Люди жили в Заполярье 44 тысячи лет назад

Прорисовка скелета и внутренних органов мамонта (вид слева)

Российские ученые обнаружили на костях мамонта возрастом около 44 тысяч лет повреждения от человеческих орудий — метательных копий, дротиков и каменных скребков. Вместе с найденной раньше волчьей бедренной костью с отверстием от дротика эти находки раздвигают ареал обитания человека доледниковой эпохи далеко на север, до 72° с. ш.

15.12.2015 | Комментарии (7)

В отложениях раннего кембрия в Китае найдены ископаемые киноринхи

Реконструкция кембрийского киноринха Eokinorhynchus rarus

Киноринхи, приапулиды и лорициферы являются параллельной (сестринской) эволюционной группой по отношению к остальным линяющим животным. До настоящего времени были известны раннекембрийские виды приапулид и лорицифер. Но недавно китайскими палеонтологи нашли и описали ископаемых киноринхов. Это позволяет смело утверждать, что все типы линяющих животных, известных в современности, уже существовали в кембрийское время.

10.12.2015 | Комментарии (3)

В эпоху неолита европейские коровы измельчали

Карликовая порода декстер появилась в Ирландии в конце XIX века

Английские ученые собрали большой массив данных по остаткам домашних животных неолита и бронзового века в Европе. Они продемонстрировали, что повсеместно коровы и быки уменьшались в размерах, измельчав за 3 тысячи лет примерно на треть. Столь серьезное измельчание крупного рогатого скота могло быть связано с интенсификацией мясного животноводства, когда становилось невыгодно держать взрослых коров и всё больше телят рождалось от только-только достигшего половой зрелости молодняка.