Другие новости

Главная / Новости науки

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины (слева) со своим приемным отцом, японской амадиной, который обучает приемыша пению. Фото с сайта sciencedaily.com

Трое японских ученых изучали, какие характеристики песенки у амадин врожденные, а какие — заученные. Их работа состояла из двух частей. Во-первых, они создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, и затем проанализировали песенки родных и приемных отцов и самих учеников — к кому окажется ближе птенцовый вокал. Во-вторых, они провели элекрофизиологическое исследование, выявив группы нейронов, специфически отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Результаты обеих частей исследования говорят о том, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий: важны моменты отсутствия звучания и их продолжительность. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от своих родителей. Такой принцип кодирования песенки существенно экономичнее, чем кодирование разнообразных звуковых характеристик.

Разнообразие певчих птиц огромно — их не менее 5000 видов; еще более огромно разнообразие птичьих песенок — у каждого вида существует свой специфический набор трелей и прищелкиваний, который расцвечивается индивидуальными колоратурами. Слушая в лесу птичьи голоса, орнитолог без труда выделит песни того или иного вида. Птицы, очевидно, могут еще лучше отличать песенки своего вида от всех других, оценивая и вокальные таланты соседей. Но мы пока не знаем, как наследуется птичья песенка.

Известно, что птенцы учатся петь у своих родителей, добавляя в песенку кое-что и от себя (см. В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное, «Элементы», 19.01.2016). Значит ли это, что видоспецифический рисунок песни целиком определяется способностью учеников точно имитировать учителя? Вряд ли: это потребовало бы от учеников исключительных способностей и прилежания, ведь они должны были бы в долгой череде поколений безошибочно повторять видовую песенку. Значит ли это, что характерные особенности песенки вида закреплены генетически, так что птенцу остается только немного тренировки? Если последнее верно, то важны детали: какие свойства песни являются врожденными, а какие нужно приобрести в ходе вокальных упражнений? Узнав такие подробности, можно в принципе понять, как птенцы учатся петь, если вокруг бесчисленные певцы разных видов и бесчисленные примеры для подражания, и какие области мозга задействуются в ходе этого специфичного обучения.

Этой проблемой занялись японские специалисты из Окинавского института науки и технологии. Они проделали весьма несложную, но очевидную операцию — перенесли совсем юных птенцов зебровых амадин в гнездо японских амадин. В результате японские амадины воспитывали приемных птенцов, обучая их, как умели, своим песенкам. Всё это, понятно, было затеяно для того, чтобы услышать песенки подрощенных приемышей: чьи же песни они будут петь? Свои или своих приемных родителей? Песни у двух видов различаются весьма заметно. Так же сильно они отличались и от песенок приемных воспитанников (эти песенки можно послушать здесь).

Ученые анализировали два параметра, по которым различается рисунок песенки у этих двух видов, — длительность самих звуковых слогов и длительность промежутков между ними. Оба параметра имеют свой особый акцент. Так, у японских амадин большинство песенных слогов в трелях имеют длительность 50–70 мс, а у зебровых амадин распределение звуков по длительностям имеет два максимума — около 50 и около 100 мс. При этом промежутки между звуковыми слогами у первых имеют двугорбое распределение с максимумами в 40 и 80–90 мс, а у вторых — с одним явным максимумом в 40 мс.

Выращенные приемыши воспроизвели промежуточный вариант песенки: по длительностям звуковых слогов их песенка напоминала трель приемного отца, а по длительностям промежутков между слогами — генетических родителей, которых они никогда не слышали. Иными словами, рисунок песни приемышей был заранее размечен на жесткие интервалы, в пределах которых ученик всё же мог позволить себе вокальные вольности, выучив чужеродное звучание. Важно отметить, что во вспомогательном эксперименте, где птенцы зебровых амадин воспитывались безголосыми мамами и учились петь вообще без отца-наставника, руководствуясь лишь инстинктом, в песенке повторялось видоспецифичное распределение промежутков между слогами, а частоты и длительности самих трелей оказались очень изменчивыми.

Характеристики песенок японских амадин (слева), зебровых амадин (справа) и птенцов зебровых амадин, воспитанных японскими сородичами. Верхние графики показывают распределение длительностей беззвучных промежутков, нижний — длительность звуковых слогов. Видно, что воспитанники переняли звуковой набор от приемных родителей, а рисунок промежутков между звуками — от генетических родителей. Рисунок из обсуждаемой статьи в  Science

Этот результат сам по себе замечательный — он раскрывает конкретные признаки, которые следует обсуждать в дискуссиях о становлении звуковой коммуникации. Ясно, что нет полностью наследственной песенки, как нет и полностью подхваченной извне. А есть какие-то конкретные параметры звуковых сигналов, которые наследуются, — в противовес тем, которые выучиваются. Но японская команда сделала еще один шаг в познании этого баланса «врожденное против выученного». Они выявили популяции нейронов, которые отвечали за эти конкретные характеристики песенки: звуковые слоги и беззвучные промежутки между ними.

Ученые работали по электрофизиологическим методикам, используя микроэлектроды, вживленные птицам — взрослым родителям и обученным птенцам — в область мозга, которая отвечает за распознавание песенок. Находящихся под наркозом птиц с вживленными микроэлектродами помещали в камеры со звукоизоляцией и давали прослушать наборы песен, снимая сопутствующие показания с электродов. Песни для проигрывания были отобраны весьма хитроумно: это были песни своего вида, песни другого вида, песни своего вида, в которых промежутки между слогами оставлены прежними, а сами слоги заменены на белый шум и, наоборот, в которых слоги оставлены без изменений, а промежутки между слогами сдвинуты. Ясно, что был и контроль с белым шумом. Также птицам давали прослушивать серии единообразных слогов с определенными промежутками.

В результате кропотливой работы были выявлены два типа нейронов. «Высокочастотные» нейроны реагировали в основном на сигнал с видоспецифичными промежутками между слогами. Они одинаково активно срабатывали при предъявлении как песенок своего вида, так и песенок с белым шумом вместо характерных слогов. При изменении длительности промежутков между звуками эти нейроны возбуждались заметно меньше. Ученые предположили, что эти нейроны действуют как штрих-код: если есть совпадения по сериям черных и белых отрезков, значит предъявленный сигнал заслуживает внимания. «Низкочастотные» нейроны реагировали на характерные звуковые параметры: они не реагировали на предложенную песенку с белым шумом вместо звуковых слогов, зато сдвиг беззвучных интервалов на их работу практически не влиял.

По мнению ученых, кодировка беззвучных интервалов более экономична по сравнению с кодировкой самих звуков. Действительно, у самого звука существует большое число разных параметров, которые можно варьировать и которые, следовательно, нужно кодировать в нейронных ответах. Если же обратиться к промежуткам между звуками (звуковому рисунку), то потребуется закодировать только один параметр — наличие или отсутствие звука.

Такой подход сильно упростит и процедуру кодирования песни, и процедуру ее узнавания. Зато какой простор для проявления индивидуальности! Кто знает, может птичьи песни помогут людям лучше понять и природу своей собственной речи, то, как устроено ее распознавание в наших нейронных сетях. Мы ведь помним, что песнями птичек и человеческой речью управляют сходные нейронные и генетические агенты (см. Птичьи песни и человеческая речь организуются за счет сходных генов, «Элементы, 22.12.2014).

Источник: Makoto Araki, M. M. Bandi, Yoko Yazaki-Sugiyama. Mind the gap: Neural coding of species identity in birdsong prosody // Science. 2016. V. 354. P. 1282–1287. DOI: 10.1126/science.aah6799.

• meerkat147  | 14.12.2016 | 13:00 Ответить
    Интересная статья, но "песенка" - это как-то не научно, и даже не научно-популярно, на мой взляд.
    • Марков Александр > meerkat147 | 15.12.2016 | 18:38 Ответить
      Протестую. Самые серьезные специалисты по звуковой коммуникации животных говорят "песенка". А что? "Песнь" - слишком пафосно, "песня" - предполагает все-таки что-то более продвинутое в музыкальном отношении. А главное, я против такого имиджа науки, который предполагает, что ученый должен все время отчаянно надувать щеки и говорить исключительно "вокализация".
      • meerkat147 > Марков Александр | 15.12.2016 | 21:55 Ответить
        Очень уважаю Ваше мнение, но здесь не соглашусь. Назовите, пожалуйста, имена серьезных специалистов. Ни в одной современной публикации по биоакустике не встречались мне понятия "песенок" у птиц. "Песня" - вполне установленное понятие в орнитологии.
        Абсолютно согласна, что не нужно надувать щеки, но можно популярным языком объяснять научные термины, все равно они на слуху, и кто-то может и запутаться. "Песенка" для меня сравнимо с позвоночком, цветочком, щеночком. Такое уж мое мнение.
        • naimark > meerkat147 | 21.12.2016 | 17:45 Ответить
          "Науку нужно делать с душой и без звериной серьезности" Тимофеев-Ресовский
  • Edhelloth  | 14.12.2016 | 13:15 Ответить
    Поняла интервалы сначала в другом смысле, предвкушала птичье сольфеджио в статье %)
    • Олег Чечулин > Edhelloth | 17.12.2016 | 13:35 Ответить
      Аналогично. Зря это слово использовали, тем более в заголовке.
  • Юрий Федоров  | 14.12.2016 | 17:12 Ответить
    "Категориальный" аппарат сей статьи - излишнее напоминание, что минули времена, когда культурный человек обязательно обучен музыке. Лишь невежда мог тогда применить термин "интервал" не к звуковысотной, а к временнОй структуре музыкальной ткани. Увы.
    • VladNSK > Юрий Федоров | 17.12.2016 | 19:30 Ответить
      Я давно и весьма неплохо обучен музыке, и прекрасно знаю, что такое музыкальный интервал.

Когда я прочитал название статьи, я сразу же подумал, что речь идет именно о временных интервалах, а не о музыкальных.
      • Юрий Федоров > VladNSK | 20.12.2016 | 02:52 Ответить
        Восхищён гибкостью Вашего восприятия (или это интуиции проявление?). Боюсь только (или следует, напротив, и этому восхититься?), что прочтя в аналогичном заголовке слова "пауза", "ритм", "метр" Вы сию секунду поймёте, что речь идёт об абсолютной или относительной высоте звуков, а вовсе не о музыкальных паузах и музыкальном метро-ритме))
        • VladNSK > Юрий Федоров | 20.12.2016 | 16:26 Ответить
          В заголовке статьи речь идет о пении птиц, но не о музыке Моцарта.

Вот если бы заголовок начинался "В сонате Моцарта ... интервалы", тогда бы я сразу подумал, что речь идет именно о музыкальных интервалах, а не о временнЫх.

Звуки, издаваемые птицами, вряд ли можно в точности записать нотами. Так что говорить о музыкальных интервалах применительно к пению птиц мне лично как-то даже и в голову не приходит.
          • Юрий Федоров > VladNSK | 21.12.2016 | 03:04 Ответить
            Будучи "давно и весьма неплохо" обучены музыке, Вы наверное знаете о древнем уже интересе музыкантов к пению птиц. Интересе, проявлявшемся различно - от лихих и шутливых, очень разных попыток звукоподражания (например, многочисленные "курицы" и "кукушки" французских клавесинистов), до кропотливых и тщательных попыток наиболее точно зафиксировать графически столь непохожую на присущую человеческой музыке, тонкую и витиеватую ткань музыки птиц (тот же Хиндемит небезызвестный к примеру)...

И - да! Музыканты давно уж пеняют, что традиционная система графической записи музыки несовершенна и для записи птичьего пения отнюдь не хороша.
            • VladNSK > Юрий Федоров | 22.12.2016 | 10:46 Ответить
              "Музыканты давно уж пеняют, что традиционная система графической записи музыки несовершенна и для записи птичьего пения отнюдь не хороша."

Никакие усовершенствования "традиционной системы графической записи" всё равно не помогут. Хотя бы уже по той простой причине, что на рояле играть между нот в принципе невозможно. И то же самое имеет место практически для любого музыкального инструмента, кроме струнных, у которых есть прямой доступ к струне.

Проблема не в нотной записи. Суть дела в том, что пение птиц - это вообще не музыка.

Конечно, в каких-то конкретно вырванных из птичьего пения кусочках можно будет найти более или менее точные музыкальные интервалы. Но так их можно найти и в гудении сантехники, и даже в скрипе дверей.
              • Юрий Федоров > VladNSK | 24.12.2016 | 04:39 Ответить
                Совершенно согласен: звуки имеются вокруг нас и их премного. Надеюсь, Вы не станете утверждать, что гудение сантехники или скрип дверей менее музыкальны, чем звуки от соударения пары кусков дерева. А ведь некоторые ударные инструменты именно так свои звуки издают. При этом никому не прийдет в голову выбросить их из арсенала музыканта-ударника или объявить их "вообще не музыкой") И вообще - музыка из очень разных звуков делается- и шелест, шёпот, смех, треск, звон - запросто и давно уж в музыке прописались. У Многих музыкальных (!) инструментов высота звука не выражена или даже отсутствует. Так что среди них сложно "будет найти более или менее точные музыкальные интервалы".) Вас не должно смущать так же и то, что у разных инструментов с выраженной высотой звука разные возможности - для того, чтобы возникла нужда усовершенствовать систему записи достаточно одного инструмента, возможности которого прежними средствами записать не удаётся. Не даром возникли в нотах пометочки всякие там странные вроде "сул тасто", "сул понтичелло", игра обратной стороной смычка и пр. и пр.
                Птичья песня и бой барабана - сравните - что из них музыка? Если Вы и теперьскажете, что "пение птиц - это... не музыка", пусть первый же жаворонок в Вас бросит камень)))
                • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 00:10 Ответить
                  Федоров спросил: "Надеюсь, Вы не станете утверждать, что гудение сантехники или скрип дверей менее музыкальны, чем звуки от соударения пары кусков дерева."

Зря надеетесь.

Если речь идет о соударении кусков дерева в ксилофоне, то по сравнению с сантехникой звуки ксилофона намного более музыкальны, потому что в ксилофоне тот же самый хроматический звукоряд, что и в рояле.

Если же речь идет о чем-то, вроде барабана, то это просто стук, ну, или ритмический стук.
                • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 00:18 Ответить
                  Федоров написал: "У Многих музыкальных (!) инструментов высота звука не выражена или даже отсутствует".

Ну, конечно, есть такие инструменты. Их называют ударными инструментами с неопределённой высотой звучания. Вот тока не понятно, какое они имеют отношение к нашему разговору? Мы говорим о музыкальных интервалах, а в звучании таких инструментов музыкальных интервалов вообще нет.
                  • Юрий Федоров > VladNSK | 25.12.2016 | 04:10 Ответить
                    Всего лишь рассказываю, почему птичья песня - музыка.
                    Верю, что музыка - все, что слышно ушами и изменяется во времени. Это и тенькающая капель, и марширующие солдаты, и кипящий вулкан. Просто есть рукотворная и нет, привычная и не очень, легкая и тяжелая... Вы знаете другое определение музыки? В музыке далеко не все звукиимеют высоту и оттого тем меньше оснований последовательность звуков разной высоты не относить к музыке. Нетемперированные, хоть и имеющие точную высоту звуки можно извлекать из кучи инструментов - духовых, струнных, ударных - и это совсем не мешает им быть музыкой. И потому музыканты уже умеют их записывать графически. Звуки, высота которых плавно меняется - тоже давний атрибут музыки, зовется глиссандо. Так что для записи любой птичьей песниу музыкантов есть все возможности. Птичья песня состоит из звуков, имеющих ярко выраженную высоту, сложно организованных ритмически и часто с большим количеством глиссандо- вот и все. Записывать такое трудно. Но вовсе не невозможно. Да что там говорить: даже если Вы поклялись страшной клятвой не признавать птичью песню музыкой - ничто не мешает ощущать разницу в высотах отдельных птичьих нот (кромеразве полной глухоты). А такая разница зовётся интервалами.
                    Вот если б птичья песнь была бы пермежающимися звуками вроде кашля, чихания, шипения и кряхтения - то есть состояла из звуков без выраженной высоты - тогда бы понятие интервала было бы никак не применить. (Хотя записать и такую песню все равно было бы возможно)). И только в этом случае, действительно, было бы неглупо употребить слово "интервал" для характеристики ритмической стороны песенки. Хотя, лучше б все равно так не делать.))
                    • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 09:34 Ответить
                      Юрий, ну к чему вы тут это всё пишите? Ну, пересказали вы тут то, что в интернете только что прочитали. Хорошо, что своими словами изложили. Но ведь вы же с ошибками пересказали, без ясного понимания предмета.

Глиссандо - это технический прием звукоизвлечения на струне. Да, этот прием отображается в нотах, обычно волнистой линией. Но самое главное тут в том, что этот значок всегда соединяет две самых обычных нотки из темперированного строя. И исполнить мелодию можно и без глиссандо (если инструмент не позволяет), и наоборот, можно при исполнении добавить глиссандо (если инструмент это позволяет), и это никак не изменит саму мелодию, а только ее окраска изменится.
                      • Юрий Федоров > VladNSK | 25.12.2016 | 12:58 Ответить
                        Ой.
                        Ох...
                        Откуда ж такие суждения берутся?
                        Что ж, теперь мне становится яснее Ваша позиция.
                        В реальности картинка куда менее простая: Глиссандо запросто играется не "на струне" тоже. На трубе, например. И даже на рояле сыграть его можно (тут будет задействована сразу куча струн) только это уж несколько иное глиссандо случится, вроде как " зубчатое")
                        Да и мелодия тут не при чем. Вы же знаете, что музыка и мелодия - не одно и то же?
                        А на счёт записи - волнистая линия все чаще не используется, ибо на трель почти вся потрачена.) А линию рисуют чаще прямую. И соединять она может совершенно любые ноты, ничто не заставляет её соединять исключительно темперированные звуки)
                        Уже век, как написаны партитуры музыки, сплошь состоящей из глиссандо. Пендерецкого приходилось слушать?
                        Ну и вообще: не стоит так уж доверять интернету: все написанное в нем написано нами, людьми. Нашими, собственными словами. И частенько ничего хорошего в этом нету)))
                        • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 14:34 Ответить
                          Федоров написал: "И соединять она [линия глиссандо] может совершенно любые ноты, ничто не заставляет её соединять исключительно темперированные звуки)"

И снова грубейшая ошибка. И даже две.

Во-первых, в нотной записи просто нет возможности записать любой звук. И соответственно, нет возможности нарисовать в нотах линию глиссандо между нот.

Во-вторых, хотя на скрипке можно глиссандо от каких угодно звуков произвести, на практике вряд ли найдется композитор, который бы вставил такое в свое произведение.

Сама суть глиссандо в том, что есть два ярких опорных звука, начало и конец, и непрерывное скользящее изменение звука между этими опорами, и если опоры поставить где попало, то это уже точно будет НЕ музыкально.
                          • Юрий Федоров > VladNSK | 25.12.2016 | 16:22 Ответить
                            В нотной записи сегодня можно записать любой звук, который можно исполнить музыкальным инструментом - ограничена эта сфера лишь фантазией музыканта. В том числе четвертитоны и восьмые доли тона записываются с легкостью.
                            Суть глиссандо - в скольжении,плавном изменении высоты звука. А вовсе не в том, откуда это скольжение началось и где прекратилось.
                            Я же рекомендовал Вам Пендерецкого послушать - это как раз пример "вряд ли нашедшегося композитора". Ну хорошо, ладно, не слушайте - но хоть партитуру его какую пролистайте, освежите в памяти.)
                            • VladNSK > Юрий Федоров | 13.01.2017 | 21:58 Ответить
                              Да, господи, видел я записи с четверть тонами - в материалах этнографических экспедиций.

Вы, Юрий, не понимаете главного. Это просто более сложный лад, чем обычный мажор или минор. И четверть тона в таких ладах появляется не где попало, а только между определенными полутонами.

Либо это просто музыкальный прием, типа глиссандо - обычно таким образом, если такой прием используется, завершается музыкальная фраза.

И уже тем более, исполнитель не будет брать вместо четверть тонов какие-нибудь еще более дробные тона, например, 3/7, потому что это будет звучать фальшиво.
                    • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 09:47 Ответить
                      Юрий написал: "ничто не мешает ощущать разницу в высотах отдельных птичьих нот (кроме разве полной глухоты). А такая разница зовётся интервалами."

А вот это и вовсе грубейшая ошибка. Оказывается. вы не имеете ясного представления о том, что такое музыкальный интервал. И при этом употребляете весьма специфические музыкальные термины типа "темперированный".

Если на скрипке пальцем наугад зажать струну сначала в одном месте а потом в другом, то почти наверняка интервал между этим двумя звуками будет НЕ музыкальным. Чтобы получить музыкальный интервал, нужно подобрать такое отношение высот между звуками, чтобы оно выражалось какой-то простой дробью, 1/1, 1/2, 2/3 и т.д. (я сейчас не буду вдаваться в дебри темперированного строя). Только при таком условии два звука образуют музыкальный интервал.
                      • Юрий Федоров > VladNSK | 25.12.2016 | 13:30 Ответить
                        Вот это здорово, что в дебри вдаваться не будете. И правильно. Именно на эту- Нетемперированную музыку я обратить Ваше внимание пытаюсь. Ведь темперированный строй возник совсем недавно. А музыка как была до него, так и остаётся вместе с ним куда более хитрой и тонкой, чем простые дроби)). Да и к тому же упомянутая Вами система разделения звучащего тела на целое количество кусочков для получения звуков как раз и не вяжется с темперированной системой: уже пятый обертон (ну, или звук, получаемый от пятой части струны Вашими словами говоря) никак не лезет в темперированную систему - оказывается между клавиш пианино.)
                        И оттого со всей музыкойдело вот как обстоит: ни один натуральный лад на хорошо темперированном пианино нельзя сыграть неискаженным.
                        Слышали, надеюсь, о блюзовых нотах? Вот третья ступень блюзового лада находится между клавиш так ярко"мимо", что когда поёт джазовый музыкант, невежественный слушатель зачастую строит недовольную рожицу, полагая, что джазмен фальшивит)) И , однако, не станете же Вы утверждать, что глиссандо, например, не может начинаться с этой ноты, что интервалы с участием блюзовых нот не есть музыкальные интервалы, или - пуще того - что джаз это не музыка?))
                        И если быть стольпрямолинейным, как Вы рекомендуете, терции в темперированном строе и терции в джазе - натуральном ладу- стольразличны, что какие-то из них - вовсе даже немузыкальные интервалы.) Ну или придётся признать, что интервал никак не зависит от того, совпали полученные при случайном нажатии на грифе скрипки звуки с темперированной системой или нет. Интервал между ними остаётся вполне себе интервалом - то есть расстоянием между звуками по высоте. И Ваше Попытка разделить интервалы на "музыкальные" и "не музыкальные" - забавная шутка.
                        • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 15:14 Ответить
                          Федоров : "Слышали, надеюсь, о блюзовых нотах?"

Я о них не только слышал. Я их еще и играю.

Юрий, вы предсказуемы и скучны до невозможности. Я так и знал, что вы обязательно попытаетесь поразить меня своими знаниями путем упоминания о темперированном строе и о блюзовых нотах.

Можете и дальше продолжать в том же духе. Могу вам даже подсказать: у турок есть особый четверть-тоновый звук. А уж у индийцев ...

Но только блюзовая нота - это вовсе не какая попала нота по высоте, как вам кажется. И у нее тоже есть четкое числовое выражение. Кстати, было бы интересно его вычислить.

Блюзовый лад - такой же лад, как мажорный или минорный, или какой-нибудь лидийский, или еще какой (лень лезть в Википедию за конкретными названиями). Ну да, в нем еще есть этот тон. Но и в блюзовом ладе + плюс этот тон, как и в мажоре и миноре, никто между нот не играет.

И у темперированных звуков тоже есть четкое числовое выражение, и не очень сложное, кстати. Если в рояле в октаву вложить не 12, а 84 клавиши, то никаких проблем с натуральным ладами не будет. Да их и сейчас нет, потому что даже если сделать такой рояль и посадить за него робота играть, то далеко не всякий музыкант сможет различить на слух звуки от двух соседних клавиш такого рояля.

И вовсе эта самая блюзовая нота не звучит "ярко мимо" - это опять ваши домыслы. Если употребить эту ноту, играя обычную гамму, то тогда да - это будет явная фальшь. А в блюзовом исполнении она весьма логично звучит, особенно на фоне постоянных гитарных "подтяжек" и "завываний" солиста.

Вопрос можно? Как у вас лично с музыкальном слухом? А то меня ваши странные рассуждения, что любой самый случайный набор музыкальных звуков всегда есть МУЗЫКА, наводит на грустное подозрение, что вам лично медведь давно и прочно оттоптал все уши.
                          • Юрий Федоров > VladNSK | 25.12.2016 | 16:05 Ответить
                            Со слухом у меня неплохо. Четвертитоны различаю легко и восьмые доли различал, когда приходилось услышать.
                            О звучании блюзовой ноты - не домыслы, а практическое наблюдение.
                            На счёт особого турецкого четвертитона - горжусь Вами! И рекомендую обратить внимание на мугам - это довольно распространённый )) жанр музыки в арабских странах. Там Вы с удовлетворением услышите множество незнакомых как традиционному европейскому музыканту так и джазмену интервалов, кои Вы относите к немузыкальным.
                            Звук блюзовой третьей ступени вовсе не нужно вычислять - ибо музыка рождается не из расчетов, наоборот, расчеты следуют за музыкой. И если Вам интересен этот звук, достаточно измерить его частоту в исполнении носителя этой музыкальной традиции - какого-нибудь музыкального негра. Ну, и остальные звуки лада из его уст. А уж потом искать математические закономерности в полученных цифрах, раз К Пифагору, поверившего алгеброй гармонию, стольнеравнодушны)).
                            А вот то, что за названиями семиступенных натуральных ладов Вам нужно лезть в википедию - наводит на грустные мысли. Выходит, нынче люди, даже те,что "играют блюзовую ноту", музыкальное образование не слишком тщательное получают... Что уж говорить о ладах несемиступенных. О ладах, не укладывающихся в октаву, и вовсе упоминать не следует по-видимому...
                            • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 16:47 Ответить
                              Федоров: "О том, будто блюзовая нота "какая попало" - настолько странное суждение, что даже не буду спрашивать, где Вы это взяли)."

Я это взял из ваших рассуждений, в которых вы привели эту ноту как пример того, что в музыке могут и используются какие попало по высоте звуки.

Какой бы ни был лад, семи или хоть 27 ступенный, это все равно будет некий строго упорядоченный набор ступеней с четко определенными звуко-высотными отношениями между ступенями. В этом суть музыки, и она всегда именно в этом заключалась, от Пифагора и до наших дней.

А за Пендерецкого спасибо. Я предпочитаю слушать либо Баха либо гитарный джаз. Но, может быть при случае и Пендерецкого послушаю.
                              • Юрий Федоров > VladNSK | 06.01.2017 | 14:14 Ответить
                                Ну вот, наконец, все и разъяснилось!
                                Все наши прения вызваны лишь моею косноязыкостью: ведь я вовсе не имел мысли указывать, что звуки в музыке используются "какие попало".
                                Честно говоря, я даже и не понимаю, что это такое за звуки Вы имеете ввиду. Случайные, не предвиденные музыкантом-исполнителем и/или композитором? То есть это Вы так алеаторику для тутошних читателей непосвященных называть изволите? Эвфемизм этакий... Зачем он? Сказали бы прямо: алеаторика - не бывает))
                                смешно шутите)

Блюзовую ноту я привёл как пример звука из натурального лада - ибо мало у кого сегодня на слуху натуральные лады какие-нибудь есть ещё. Речь вёл не о джазе, а о натуральных ладах - ладах, которые не совпадают с темперированной системой, и, значит, имеющих незнакомые Вам интервалы.
                                Чтоб сообщить, что интервал - расстояние между любыми звуками по высоте. Не только темперированными. Есть высоты у пары звуков - значит есть интервал между ними, будь они на скрипке сыграны или пропеты птицей или пусть даже канализационной трубой провыты. И именно разницу высоты звуков интервалом называют, а не длительность их и не паузы меж ними.

Так вот, я не говорил, что в музыке какие попало звуки.

Я, как всякий музыкант Вам скажет, говорю: все звуки - это музыка.

Ну, как в иных искусствах например, оглянитесь: ведь абсолютно все, что Вы видите можно вставить в рамку, всё это картины. Хорошие, плохие, тяжелые и легкие, отвратительные и притягательные, искусственные и созданные природой, искусные и корявые, понятые всеми и ещё никем неразгаданные - совершенно всякие...

Так и с музыкой дело обстоит, поверьте.

С наступающим Рождеством!)
                                • VladNSK > Юрий Федоров | 13.01.2017 | 22:31 Ответить
                                  Ничего не прояснилось. Вы, Юрий, так ничего и не поняли.

Пример с алеаторикой неудачен. Да, там звуки случайно выбираются, но тем не менее, это звуки из обычного 12-тонного набора. Ну, как правило.

Конечно, можно и по канализационной трубе стучать и дудеть в нее. Допускаю, что это может быть интересным спектаклем, но далеким от музыки.

Кажется, у Чайковского есть произведение, в котором надо из пушки стрелять. Что-то там с 1812 годом связано, если не ошибаюсь. (лень лезть в инет для уточнения).

Есть масса музыкальных произведений, в которых колокола звонят.

Ну и что? Да ничего! Такие добавки несомненно делают музыкальное произведению более интересным, эмоциональным. Но это просто добавки.

Можно сыграть музыкальное произведение и без пушек с колоколами, и тем не менее всякий, кто его раньше слышал, и у кого есть музыкальные слух, это произведение сразу же распознает.

А вот сами по себе такие добавки (пушки, колокола и прочее) музыкой не являются.

И с чистыми ладами против темперированных ладов - вы и тут сути не понимаете. Да, почти все звуки в таких ладах разные. И что?

Во-первых, далеко не каждому дано от природы уловить эту разницу на слух.

Но главное не это. Главное в том, что петь народную песню, можно либо в натуральных тонах, либо в темперированных, но не в их произвольной смеси. Если начать произвольно заменять чистые квинты на тупые и наоборот (в рамках одного исполнения), то это будет фальшь. Конечно, для тех, у кого достаточно натренированный слух.
                                • VladNSK > Юрий Федоров | 13.01.2017 | 23:02 Ответить
                                  Юрий Федоров написал : "И именно разницу высоты звуков интервалом называют".

Речь идет о МУЗЫКАЛЬНЫХ интервалах, а не о звуках с произвольной частотой.

Вам такое понятие, как музыкальная фальшь знакомо?

Если исполнить народную мелодию на хорошо настроенном пианино, то мы услышим МУЗЫКАЛЬНЫЕ интервалы, в рамках темперированного минорного лада.

Опытный певец с хорошим слухом может пропеть такую мелодию не в темперированном, а в натуральном строе c "тупыми" квинтами и пр. Но и тут также будут МУЗЫКАЛЬНЫЕ интервалы, кстати, с теми же самым названиями, но с немного другими звуко-высотными соотношениями.

А вот если проиграть ту же мелодию на достаточно расстроенном пианино, то тут уже НЕ будет музыкальных интервалов. Для таких интервалов даже и названий нет.

Для произвольного не МУЗЫКАЛЬНОГО интервала, можно только указать точное число в герцах, например, 437.58 на 132.937.
                    • VladNSK > Юрий Федоров | 25.12.2016 | 10:07 Ответить
                      Федоров написал:
                      "Птичья песня состоит из звуков, имеющих ярко выраженную высоту, сложно организованных ритмически и часто с большим количеством глиссандо- вот и все. Записывать такое трудно. Но вовсе не невозможно. ... Вот если б птичья песнь была бы перемежающимися звуками вроде кашля, чихания, шипения и кряхтения - то есть состояла из звуков без выраженной высоты"

Ну, тут буквально в каждой паре слов неточность. Достаточно вспомнить карканье вороны или щелканье клювом аиста. Та еще музыка!

Хоть как-то поют, в расхожем представлении этого слова, в основном только воробьиные (я не биолог, я это из Википедии вычитал). Но даже у них глиссандо вовсе не встречается "в большом количестве". Это уже ваши домыслы.

И, наконец, записывать птичьи трели вовсе не трудно. Для этого орнитологи успешно используют обычные магнитофоны. И сам факт, что они вынуждены использовать именно магнитофоны, а не ноты, однозначно и безусловно доказывают, что птичьи трели - это НЕ музыка.

Если бы можно было записывать птичьи звуки нотами, пусть даже с каким-то добавками, то орнитологи давно бы уже это сделали, так как это им очень бы облегчило подготовку статей.
                      • Юрий Федоров > VladNSK | 09.01.2017 | 00:41 Ответить
                        Запись магнитофонами доказывает, что записываемое - не музыка??? Уверяю Вас, 99,99% человеческих существ при необходимости записать музыку предпочтут воспользоваться именно магнитофоном, а вовсе не бросятся за рабочие столы нотами писать, схватив партитурную бумагу и карандаш с резинкой!)
                        Даже простенькую "чунго-чанго". Неужто это для Вас аргумент для отнесения сей чудесной детской песенки к "НЕ музыке"?)
                        И вообще, речь вроде бы о том, что значит слово "интервал" когда речь идёт о звуках, вовсе не о музыке в целом)
                        • VladNSK > Юрий Федоров | 13.01.2017 | 23:04 Ответить
                          Для меня Чунга-Чанга, исполненная на настроенном инструменте, это музыка.

И надо бы вам, Юрий, быть повнимательнее.

Когда я писал о возможности записи птичьих трелей, я имел в виду вовсе не любого из 99 процентов "существ", а только орнитолога, которому нужно как-то представить птичий вокализ в своей научной статье.

Научные статьи, пока что еще пишут для публикации на бумаге или в текстовых файлах. На магнитофонах научные статьи как-то пока еще не очень идут :-)
  • electrosnake  | 14.12.2016 | 19:20 Ответить
    Интересные наблюдения, действительно:

над комментариями - если про науку, то должно звучать научно ! Больше научных слов ! Никаких песенок !

и над заголовком - действительно, когда ожидаешь, что врожденная музыкальная память - относительна, а научение - абсолютно, думаешь, ученые транспонировали птичье пение, и в итоге разочаровываешься.

С другой стороны, возможно, орнитологи действительно используют такую терминологию - темп и ритмическую структуру называют "интервалами"; кто знает ?
  • Alter_Ego  | 14.12.2016 | 20:01 Ответить
    Если интервалы - это всего лишь паузы между звуками, то у меня есть сильное подозрение, что унаследованные паттерны есть чистая физиология дыхания, к собственно пению имеющая весьма косвенное отношение.
    • naimark > Alter_Ego | 14.12.2016 | 20:10 Ответить
      Интересное соображение! К сожалению, у авторов статьи не появилось такой идеи, потому они ее и не обсудили. Хотя оно логично и напрашивается. С другой стороны, трудно представить себе двугорбое распределение по длительностям "передышек", а ведь именно такое распределение беззвучных интервалов и было у одного из видов птичек.
      • electrosnake > naimark | 15.12.2016 | 02:20 Ответить
        А почему трудно представить себе двугорбое распределение по длительностям передышек ? Многие любительские бегуны, например, каждые 2-3-зависит от скорости шага делают вдох носом, и гораздо реже делают глубокий вдох ртом. У спектра перевода дыхания вполне может быть две характерные частоты.

Интересно, а ритм обычного дыхания животных и/или людей никто не пытался записывать ?
        • Alter_Ego > electrosnake | 15.12.2016 | 13:12 Ответить
          Вполне себе нетрудно представить. И даже более сложные "узоры" дыхания, учитывая то важное обстоятельство, что речь идет не просто о дыхании, а о дыхании во время вокализации. Например, человеческая речь стала возможной в процессе длительной эволюции системы управления мышцами диафрагмы и межреберных мышц для обеспечения сложной структуры пауз и микровдохов на выдохе в момент произнесения фраз. В частности, постепенно утолщался спинной мозг и позвоночный канал для включения цепи аксонов от лобно-височной коры к каждому дыхательному мышечному волокну. Собственно, отсутствие подобной системы управления у антропоидов и ответственно, как недавно выяснилось, за отсутствие у них речи, а не просто низкое расположение гортани, как считали ранее (см. ссылку ниже).
          https://nplus1.ru/news/2016/12/12/speech (Ученые опровергли анатомическую неспособность обезьян к речи)
        • naimark > electrosnake | 21.12.2016 | 17:42 Ответить
          ну что же - согласна! Думаю, что Ваша гипотезу стоило бы проверить. Тогда в генетической организации песенок можно было бы поискать "дыхательную" базу. Так можно было бы подобраться к механической регуляции песенок. Элементы - это место, где рождаются хорошие идеи. Не все наши читатели чистые музыканты.
  • seno  | 23.12.2016 | 23:02 Ответить
    Что такое "элекрофизиологическое исследование"?
    Цитата: Во-вторых, они провели элекрофизиологическое исследование, выявив группы нейронов, специфически отвечающих на отдельные звуковые характеристики
    • Юрий Федоров > seno | 24.12.2016 | 23:36 Ответить
      Думаю вот как: раз выявлены группы нейронов, отвечающие за звуковые характеристики, значит определялась корреляция между каким-то электрическими характеристиками нейронов и характеристиками звуков. Например так: записали "многоголосие" электрических характеристик нескольких групп нейронов птицы (представляю, сколь бестолково выглядит такая, с позволения сказать, "партитура" и как непросто её записать в условиях птичьего "концерта")) и наложили на неё исполнявшуюся в это время песню. Причём песню не в одну строку - не в виде кривой, описывающей колебания воздуха, а в несколько строк- по количеству "звуковых характеристик" (кои ограничены лишь фантазией экспериментаторов, ибо их при желании можно множить, уверен, до бесконечности). Затем стали искать корреляцию между строками партитуры. Если её находили - делали вывод о "специфической ответственности" некоей группы нейронов за некую "звуковую характеристику".
      Согласен, такая моя попытка разъяснить процитированную Вами фразу нисколько ничего не сделала яснее)))